Законопроект об образовании выходит на финишную прямуюЗавершающим второй день работы комитетов ЗС РО стало заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями под председательством Валентины Мариновой, которое прошло 20 октября 2011 года. На нем было рассмотрено три вопроса повестки дня, докладчиком по которым выступила председательствующая. В. Маринова проинформировала коллег о проекте областного закона «О внесении изменения в статью 5 Областного закона «Об образовании в Ростовской области». Суть изменения заключается в том, что необходимо привести областное законодательство в соответствие с Федеральным законом от 25 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Статьей 5 Областного закона предусмотрено, что для обучающихся в сельских общеобразовательных школах, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных условий, органами местного самоуправления может быть организован пришкольный интернат в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, установленными органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Вместе с тем, в связи с принятием санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН Кроме того, Федеральным законом № 242-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым понятие «государственный санитарно-эпидемиологический надзор» заменено на понятие «федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор». Эти редакционные изменения предлагалось внести в статью 5 Областного закона. Члены комитета рекомендовали данный областной законопроект для рассмотрения и принятия в двух чтениях на заседании Законодательного Собрания Ростовской области. Вторым рассмотренным вопросом повестки дня стал проект постановления Законодательного Собрания Ростовской области «О внесении изменений в Положение о „Круглом столе“ при Законодательном Собрании Ростовской области». Представленный проект постановления ЗС РО разработан в связи с необходимостью приведения указанного Положения в соответствие с Областным законом от 1 августа 2011 года № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области», согласно которому с 15 сентября 2011 года в Ростовской области действуют Правительство и Губернатор Ростовской области. Кроме того, постановлением Администрации Ростовской области от 2 сентября 2011 года № 580 «О внесении изменений в названия некоторых коллегиальных органов Администрации Ростовской области» Консультативный совет общественных объединений при Главе Администрации (Губернаторе) Ростовской области переименован в Консультативный совет общественных объединений при Губернаторе Ростовской области. В связи с этим законопроектом предлагалось внести соответствующие редакционные изменения в Положение о «Круглом столе» при Законодательном Собрании Ростовской области. Члены комитета единогласно рекомендовали данный проект ЗС РО к рассмотрению и принятию на заседании Законодательного Собрания Ростовской области. Третьим рассмотренным вопросом повестки дня стала информация о парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по образованию по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые прошли 20 октября 2011 года.
Валентина Маринова проинформировала коллег о том, что первый вариант проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был вынесен в формате рабочих материалов в мае 2010 года. Сейчас уже октябрь 2011 года. То есть, полтора года обсуждается проект федерального закона. Вариант, который обсуждался на прошедших парламентских слушаниях, назывался
В своем выступлении на парламентских слушаниях Валентина Лаврентьевна отметила, что, несмотря на то, что есть уже вариант Таким образом, если не успеет нынешний состав Государственной Думы принять этот законопроект, то, как обещала заместитель председателя Светлана Журова, на первых заседаниях нового созыва он будет внесен в первом чтении, а затем, учитывая механизм второго и т.д. чтений закон увидит свет где-то к сентябрю, то есть к новому учебному году. Но есть еще один этап. Региональные законодатели должны еще принять свой Областной закон — нормативный акт, который в рамках отведенных им полномочий закрепит полномочия субъектов Федерации в сфере образования.
Второе положение, на котором остановилась Валентина Маринова, было то, что на всех этапах прохождения законопроекта донские законодатели участвовали в его обсуждениях и на парламентских слушаниях Государственной Думы, и на парламентских слушаниях Совета Федерации. 6 апреля 2011 года были проведены собственные региональные слушания в режиме видеоконференции с выходом на связь с несколькими муниципальными образованиями. В этом году был проведен педсовет «Законодательное обеспечение модернизации образования», где также были сформулированы основные принципиальные предложения педагогического сообщества Ростовской области и всех других субъектов Федерации по поводу закона об образовании. Как отметила Валентина Маринова, на сегодняшний день большинство предложений концептуального и принципиального характера в новом варианте законопроекта Так много разговоров было о том, чтобы прописать в законе, то есть подтвердить, статью о бесплатности и доступности общего профессионального образования. Эта статья прописана в новом законе. В законе также установлена ответственность на федеральном уровне за обеспечение условий внедрения новых федеральных стандартов. Это значит, что и на уровне субъекта Федерации будут спущены полномочия. В новом законе ушли от вопроса ликвидации академий, преобразования институтов в университеты и т.д. Федеральные законодатели пришли к простому выводу: обозначили типы образовательных учреждений: начальное образование, общее образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование и все. И никаких видов внутри этих типов не обозначили. Но учебная образовательная организация при получении лицензии или аккредитации должна будет иметь право прописать себя так, как хочет: институтом, академией, университетом и т.д. Было конкретизировано предложение, устанавливающее обязательность дошкольного образования. Оно было прописано отдельной главой. Кроме того, дошкольное образование вошло в структуру общего образования. Раньше оно было за его пределами. Отдельно прописана глава «Дополнительное образование». В ней тоже много вопросов по дополнительному образованию. Есть еще несколько профессиональных вещей, которые вызывали нарекания со стороны педагогического сообщества. В своем выступлении на парламентских слушаниях Валентина Маринова сказала коллегам, почему нужно торопиться с принятием закона. Потому что вопрос по малокомплектным школам, который решен в нашей области в рамках Областного закона, на федеральном уровне пока не решен. Но в новом проекте федерального закона заложено понятие малокомплектного образовательного учреждения и отнесено это к полномочиям субъекта Федерации. Там еще прописаны и некоторые критерии. Помимо количества меньше ста человек в школе, еще и транспортная доступность, степень удаленности и т.д. То есть, когда будет принят Федеральный закон, донские законодатели дополнят свой Областной закон новыми понятиями. Относительно механизма финансирования малокомплектных школ в проекте федерального закона ничего не прописано, и региональные законодатели указали на необходимость устранения этого пробела. Валентина Маринова отметила, что дошкольное и дополнительное образование, которое сейчас входит в полномочия муниципального образования, необходимо вернуть в полномочия субъекта Федерации, чтобы можно было решать вопросы целевого финансирования оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Что касается дошкольного образования, это предложение выполнено. Оно возвращается в полномочия субъекта Федерации, и требование финансирования будет такое же, как и по отношению к учителям. Но субъекты должны сами это определить. Если по отношению к учителям четко закреплено требование, записанное в проекте модернизации образования, что оплата труда учителя не может быть ниже средней по региону, и оно уже выполнено, то это полномочие в данном проекте закона отнесено к субъекту Федерации. То есть, он сам должен определять, какой же уровень оплаты труда работников дошкольного образования он оставит. Это будет зависеть от бюджетной обеспеченности региона. Дополнительное образование по-прежнему остается за пределами системы образования, и никаких четких полномочий, кто и как должен финансировать его и по каким нормативам, в проекте закона не прописано. Половина выступавших на парламентских слушаниях говорила о том, что нужно прописать эти гарантии и для работников дополнительного образования. Много говорилось об усилении социальных гарантий педагогических работников и учащихся. Так, в частности, речь шла о стипендиальном фонде. В проекте закона расплывчато написано, что для федеральных образовательных учреждений всех уровней минимальные стандарты определяет Федерация, и они финансируются из федерального бюджета, для региональных, соответственно, региональные органы образования исполнительной власти, и финансирование идет из регионального бюджета. Валентина Маринова внесла два предложения. Первое касалось расширения финансирования, чтобы можно было помимо оплаты труда в субвенции включать приобретение школьной мебели, программного обеспечения, компьютеров, спортивного инвентаря, оплачивать услуги широкополосного Интернета и т.д. Второе предложение было о предоставлении образовательных услуг в учреждениях ГУПСИ. Оно относилось к тем регионам, где такие учреждения, в которых находятся люди, отбывающие сроки лишения свободы, есть. В проекте федерального закона такая норма четко не прописана как полномочия субъекта Федерации. Валентина Маринова представила членам комитета рекомендации парламентских слушаний на тему: «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Правительству Российской Федерации рекомендовано: Ускорить доработку и внесение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Целый ряд рекомендаций также дан Министерству образования и науки Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и Комитету Государственной Думы по образованию. Члены комитета приняли к сведению полученную информацию о парламентских слушаниях.
Комментарий председателя комитета ЗС РО по образованию Валентины Мариновой:— Проект модернизации общего образования по поручению Председателя Правительства РФ и лидера партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Владимира Владимировича Путина сводился к тому, чтобы с 1 сентября 2011 года оплата учителей была не ниже средней по региону. Или повысить на 30 процентов, как минимум, в тех регионах, где очень далеко до этой средней цифры. У нас решением Правительства Ростовской области, и мы на Законодательном Собрании утвердили это, средняя зарплата по экономике в Ростовской области в первом квартале текущего года составила 14,9 тысяч рублей. Мы увеличили фонд оплаты учителей на 22,3 процента и довели среднюю заработную плату педагогов до 14,9 тысяч рублей. Откуда взялись эти 22,3 процента? С 1 июня 2011 года федеральное повышение было на 6,5%, а мы в области повысили на 7,9%. Дальше, с 1 сентября пошла прибавка для доведения зарплаты учителей до средней по региону. Определилось министерство образования, и мы с ним согласились, что базовую часть зарплаты всем учителям повышают на 6,5%, а остальную часть отдают на решение трудового коллектива. Здесь есть один минус, о котором я, не лукавя, говорю. Поскольку прозвучало на федеральном уровне, что с 1 сентября пройдет повышение, то учителя должны были получить его уже с 1 октября. Но 1 октября они его не получили потому, что изменилась структура управления в Ростовской области и вместо Администрации появилось Правительство Ростовской области. И его постановление о повышении оплаты труда учителей вышло в свет только 30 сентября. Соответственно, лимиты были подготовлены министерством и доведены до всех муниципальных образований, но они не успели отдать людям зарплату. Но в октябре с 23 по 29 число, в аванс, учителя получат обязательные базовые 6,5%, а то, что они еще будут делить, стимулирующую часть, очевидно, получат в ноябре. Что касается той части, которую трудовые коллективы будут делить. Вот сейчас они установят определенный процент. Там должна быть прописана оплата за категорию учителя, за стаж. Еще очень важно сказать, что требование с 1 сентября 2011 года довести зарплату учителей до средней по экономике области в 1 квартале 2011 года остается и на 2012 год. В будущем году с 1 сентября мы будем обязаны довести среднюю зарплату учителей до средней по экономике 1 квартала 2012 года. По прогнозам, это будет составлять около 18 тысяч рублей. И в бюджет 2012 года мы уже заложили это увеличение. Проект модернизации предусматривает 20 млрд рублей на 4 месяца 2011 года, 60 млрд рублей на 2012 год и 40 млрд рублей на 2013 год. Дальше, честно сказала нам Федерация, это уже будут ваши проблемы. Вдумывайтесь в свои бюджеты, как доводить зарплату учителей до средней величины по региону. Но в 2011, 2012 и 2013 годах субвенции мы получаем из федерального бюджета. В этом году мы добавили к 736 млн рублей из федерального бюджета всего 38 млн рублей из областного, на будущий год будет немножечко другой расклад, но и в 2012 году мы будем с 1 сентября доводить зарплату учителей до средней по экономике области в первом квартале. То же самое будет и в 2013 году. Поскольку сейчас педагогические коллективы разбивают эти цифры, мы рекомендовали им, и договаривались об этом с министром, чтобы они чуточку прибавили молодым учителям. Вот почему они сейчас пересматривают свои решения. У молодого учителя нет стажа, категории. Практически ничего нет. Поэтому сейчас предусматривается надбавка к зарплате для закрепления на рабочем месте. Мы отдаем себе отчет, что, все равно, недовольные будут. Начнутся жалобы на субъективные решения. Необходимо будет определить критерии качества педагогической работы и поделить эти средства на них. Поэтому принято решение, что это должен делать трудовой коллектив. И делить их надо по трудовому вкладу каждого педагога. |