В фокусе внимания депутатов — реформа ЖКХОчередное В последние годы сфера ЖКХ стала буквально «притчей во языцех». Ее работников разве что мертвый ногой не попинал. Но я бы хотел обратить внимание читателей на другой момент. Когда я готовился к написанию этого материала и раскрыл областной телефонный справочник двухлетней давности, то не обнаружил на ключевых постах Министерства жилищно-коммунального хозяйства области ни одной знакомой фамилии. Поменялось практически все его руководство, включая министра. Хотел бы в этой связи привести образный пример. На фронте есть глубокий тыл, тыл и передовая. А если говорить о мирной жизни, то Министерство ЖКХ по существу является передовой, настолько велики в нем потери за столь короткое время. Поэтому лейтмотивом своей статьи хотел бы выбрать взвешенное выступление заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Евгения Шепелева, которое резко отличалось от жестких заявлений других депутатов. Евгений Михайлович, опираясь на свой огромный хозяйственный опыт, полученный во время работы главой Ленинского района и вице-мэром донской столицы, сказал о том, что по вопросу реформирования ЖКХ за последние двадцать дней было проведено четыре крупных совещания. Все это говорит о том, что данный серьезный вопрос нужно рассматривать не с точки зрения полемики, а с точки зрения достигнутых практических результатов. Он обратил внимание присутствующих в зале заседания на тот факт, что никогда еще в Ростовской области не отселялись из аварийных домов тысячи семейств и тысячи домов капитально не ремонтировались так, как это делается в последние — Значит, несмотря на все трудности, реформа ЖКХ все-таки идет, — сделал вывод он. Просто люди быстро забывают хорошее и говорят, что сегодня все плохо. Он отметил те недостатки в работе, которые сегодня наблюдаются в работе управляющих компаний, но при этом подчеркнул, что собой представляют эти компании. В большинстве своем это те же ЖЭУ, которые существовали в прежние годы, и на работу которых было множество нареканий. Поменялась только вывеска, а люди остались прежние. — Вот чем конкретно надо заниматься депутатам: не вести пустые разговоры, а взять дом, переговорить с жильцами и помочь им решить наболевшие проблемы, — призвал своих коллег Евгений Шепелев. Вместе с тем, это не решит проблемы ЖКХ, нужен комплексный, системный подход, и именно об этом в своем докладе говорил министр ЖКХ Сергей Сидаш.
Он сообщил, что в рамках закона в Ростовской области реализуется План реформирования жилищно-коммунального комплекса на Помощь госкорпорации на капремонт домов и ликвидацию аварийного жилья предоставляется при выполнении 13 условий. В частности, в 2010 году муниципалитеты — участники программ — должны были обеспечить на своих территориях долю: частных коммунальных предприятий — 80%,
домов в управлении ТСЖ — первоначально — 20%, после внесения изменения в кадастровый учет земельных участков. В настоящее время реформа продолжается в 21 муниципальном образовании, являющимися участниками программ Фонда — это 11 городов, 7 городских и 3 сельских поселения.Также реформа проводится и в других муниципальных образованиях области, не получивших средства Фонда.
Доля частных коммунальных предприятий в целом по области — 60,4%. Это соответствует показателям оценки эффективности деятельности органов власти субъектов РФ по итогам 2010 года. Из 463 муниципалитетов 173 перешагнули
из 12 городских округов — 11 (91,7%); Доля (не менее 10%) многоквартирных домов, выбравших способ управления ТСЖ, по области составляет 18,2%. Из 463 муниципальных образований выполняют данный показатель 57, что составляет 12,3%, в том числе:
из 12 городских округов — 11 (91,7%); Доля частных управляющих компаний в общем их количестве должна составлять 80%. По области этот показатель составляет 90,75%. Из 463 муниципальных образований выполняют данный показатель 57 муниципальных образований, что составляет 12,3%:
из 12 городских округов — 11 (91,7%); Доля многоквартирных домов, находящихся в управлении частных управляющих компаний, должна составлять 80%. По области этот показатель составляет 72,4%. Из 463 муниципальных образований выполняют данный показатель 40 муниципальных образований, что составляет 8,6%:
из 12 городских округов — 12 (100%); Достигнутые показатели характеризуют недостаточность принятых мер по реформированию отрасли. Сергей Сидаш подчеркнул, что министерством будет продолжена работа в данном направлении. Далее он выделил проблемы, возникающие при выполнении условий Фонда. Создание частных коммунальных предприятий предполагалось путем акционирования МУПов и дальнейшей продажей 75% акций частным инвесторам. Однако тут проявился целый блок вопросов от неоформленного права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры до неликвидности активов из-за их плохого технического состояния. В итоге акционировали только 10 предприятий из 168. При этом 100% их акций остались в собственности муниципалитетов. Доля частных организаций по видам предоставления услуг следующая:
газоснабжения — 100%; Министр отметил, что в сфере водопроводно-канализационного хозяйства и утилизации отходов, причем, на уровне районов и поселений, реформа идет слабо. И подчеркнул при этом, что именно эти сферы в большей степени зависят от политической воли местной власти.
Другой серьезной проблемой стал рост кредиторской задолженности организаций ЖКХ за поставленные ресурсы. По итогам 2010 года из 219 наиболее крупных и средних предприятий получили убыток 32,4%. В Вопрос погашения долгов находится на постоянном контроле министерства ЖКХ области. Одна из основных причин роста задолженности — оплата населением тепла в отопительный период из расчета на 12 месяцев. В тоже время поставщики выставляют счета за фактически предоставленный объем ресурса.
К факторам роста долгов за Кроме того, на кредиторскую задолженность влияет тот факт, что от предприятий ЖКХ ресурсоснабжающие организации требуют обязательные авансовые платежи. Они предусмотрены договорами поставки в соответствии с законодательством. Между тем, население оплачивает услуги до 10 числа следующего месяца. Это вызывает кассовый разрыв. На рост «кредиторки» также влияет непрозрачность расчетов за потребленные услуги и наращивание долгов управляющих компаний По муниципальным предприятиям коммунального комплекса ухудшение финансового состояния — это свидетельство: низкого качества управления, слабого контроля со стороны местной власти, собственников и учредителей предприятий. Несвоевременность расчетов за энергоресурсы и высокий уровень кредиторской задолженности характерен для ряда частных компаний, таких как: «Донская Водная Компания», «Региональные коммунальные системы» города Шахты, «Управляющая организация «ЖКХ» города Ростова-на-Дону. Имея уставной капитал в 10 тыс. рублей, они накопили миллионные долги и не могут отвечать по обязательствам. Местные власти зачастую самоустраняются от решения подобных проблем, то есть фактически не выполняют в полной мере обязанности, возложенные на них законом о местном самоуправлении по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для нужд населения. Для стабилизации водоснабжения Шахт и Новошахтинска, Октябрьского сельского района объекты предприятия-банкрота ОАО «Донбассводоснабжение» были переданы по договору срочной аренды областному учреждению «Управление эксплуатации групповых водопроводов». Это позволило снизить тариф по воде — на 22 копейки за 1 куб. метр, по стокам — на 37 копеек. Сергей Сидаш отметил положительные примеры работы частных компаний — «Донэнерго» Ростова, «Теплоэнерго» Таганрога, «Зерноградских тепловых сетей», которые вовремя рассчитываются с поставщиками и не имеют просроченных долгов. Еще одна проблема отрасли — низкий уровень заработной платы. Это не позволяет привлекать квалифицированных специалистов. За январь средняя зарплата на предприятиях ЖКХ составила 11,8 тыс. рублей при среднем областном уровне — 14,7 тыс. Наибольшая зарплата была в Ростове — 18,86 тыс. рублей, а наименьшая — в Ремонтненском и Советском сельском районах — 8 тыс. Министерство ЖКХ области ведет мониторинг деятельности предприятий, которые находятся в процедурах несостоятельности (банкротства), и им принимаются соответствующие меры. Если в 2007 году число предприятий отрасли, находящихся в процедурах банкротства, составляло 38, то к 1 марта текущего года осталось 14. Проблема в том, что до завершения банкротства средства в реконструкцию и модернизацию коммунальных объектов не вкладываются. При затянувшихся сроках проведения процедуры банкротства увеличивается их износ. Далее министр остановился на системе управления домами — одного из важных направлений реформы ЖКХ. Сегодня сфера управления многоквартирными домами наиболее конфликтная. Здесь масса злоупотреблений и, как следствие, растущий вал жалоб населения, рост социальной напряженности. Люди требуют навести порядок. Сергей Сидаш определил это стратегической задачей. Он отметил, что есть в Ростовской области порядочные специалисты и управляющие организации, которые честно отрабатывают каждую копейку. Есть честные и грамотные председатели ТСЖ. Но, к сожалению, не они сейчас задают тон. Далеко не каждая управляющая организация или председатель ТСЖ получают поддержку местной власти. А без этого трудно справиться со сложной экономикой управления домом. Как показал аудит, ряд управляющих организаций держатся «на плаву» за счет сомнительных начислений, недовыполнения своих обязательств перед собственниками жилья. — Такого быть не должно, — констатировал министр. Системные нарушения и злоупотребления, выявленные в ходе аудита коммунальных платежей, подвергнуты анализу. Вырабатывается комплекс мер по оздоровлению ситуации в сфере управления жильем. Отдельно он остановился на вопросах деятельности товариществ собственников жилья. Серьезное внимание было уделено этому вопросу в ходе выполнения требований Фонда содействия реформированию ЖКХ. Ежегодно за счет областного бюджета проводится обучение активистов ТСЖ. Семинары запланированы и в текущем году. Тем не менее, существует масса проблем, которые сдерживают развитие товариществ:
В итоге получается, что ТСЖ должно оплатить ресурсоснабжающей организации больше, чем имеет право начислить жильцам. В налоговых органах нет единой практики применения налогового законодательства в отношении ТСЖ даже в пределах одного города. С текущего года в ТСЖ существенно возросли отчисления с зарплаты в социальные фонды (с 26 до 34 процентов). Перед ресурсоснабжающей организацией за всех жильцов дома исполняет денежное обязательство ТСЖ — в размере 100% оплаты за потребленные ресурсы. По факту собираемость платежей с населения редко достигает этого уровня. Возникают долги. Довольно обременительна плата за услуги банков по приему платежей населения. Она доходит до 3% от суммы платежа. Источник финансирования этих затрат — статья «содержание и ремонт». А значит, не в полной мере выполняются ремонтные работы. Указанные проблемы характерны и для управляющих организаций. Они не имеют права продавать населению коммунальные ресурсы по цене, отличной от цены приобретения. Между тем, при упрощенной системе налогообложения управляющая организация обязана уплатить единый налог. Это и является одной из основных причин, по которой управляющие компании порою активно уклоняются от функций исполнителей коммунальных услуг и не торопятся заключать договоры ресурсоснабжения. К этому министр добавил еще и недостаточный уровень собираемости платежей. «Карман» для погашения всевозможных убытков — это статья «содержание и ремонт». Погашать убытки управляющие компании могут также за счет своей прибыли. В этих случаях ремонты выполняются только в аварийном порядке, а за плановые работы взимается дополнительная плата.
Действующее законодательство четко выстроило модель договорных отношений: ресурсоснабжающая организация — управляющая организация (ТСЖ) — собственник жилья. Функции исполнителя коммунальных услуг ТСЖ и управляющие организации обязаны выполнять. Сейчас на федеральном уровне рассматриваются варианты новых правил предоставления коммунальных услуг. Но пока новый порядок не установлен, нужно руководствоваться действующим законодательством. Поэтому требование о реализации в полном объеме модели договорных отношений будет поступательно внедряться в жизнь. Важность этого подтвердил и аудит платежей, который проводится по поручению губернатора. За В рамках проведения аудита платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги Госжилинспекцией области в г. Ростове-на-Дону проведено 564 проверки, выявлено 44 нарушения в 12 управляющих компаниях в отношении 39 многоквартирных домов. Выдано 39 предписаний. За неисполнение 3 предписаний материалы переданы в суд, 11 предписаний выполнены, по 7 предписаниям проводится проверка, по 18 предписаниям сроки исполнения не прошли. Проверка показала, что в городах Ростове, Шахты и Новочеркасске не реализована система договорных отношений, предусмотренная законодательством. Отсюда — низкое качество услуг, нарушения по начислению платы за услуги, бесконтрольность и безответственность предприятий ЖКХ. Уже по первым результатам аудита приняты меры. В феврале приказом Министерства ЖКХ области утверждены методические рекомендации по вопросам управления многоквартирными домами, который размещен на официальном сайте министерства. Кроме того, по результатам аудита проведено совещание с участием представителей местной власти, управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Многие выявленные в ходе аудита проблемы связаны с несовершенством существующего жилищного законодательства. Сергей Сидаш назвал некоторые из них: — Не урегулирован законом порядок передачи домов в управление при выборе или изменении способа управления, смены управляющей организации. В связи с этим в министерство поступает огромное количество жалоб от противоборствующих сторон, которые пытаются получить официальную поддержку. Однако в компетенцию Министерства ЖКХ области не входит оценка правомерности проведения общего собрания. Ее дает только суд. — Непрозрачность системы расчетов за услуги ЖКХ. Законодательство допускает возможность расчета, начисления и сбора платежей как информационно-расчетными центрами, так и непосредственно управляющими организациями. С одной стороны, самостоятельность помогает снизить издержки и сократить время прохождения денежных средств. С другой — создает возможность финансовых манипуляций, серьезно затрудняет контроль прохождения средств. Есть примеры, когда управляющие организации не расплачиваются с поставщиками ресурсов, уводят «в тень» значительные суммы, полученные от жильцов. Назрела необходимость на федеральном уровне законодательно урегулировать вопросы создания единой системы расчетов граждан за жилье и коммунальные услуги. — Требуют пересмотра Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Они не учитывают весь спектр жизненных ситуаций. Например, формула 9 Правил не учитывает количество тепловой энергии горячей воды, которое фиксирует общедомовой прибор учета. В результате размер платы оказывается одинаков и за едва теплую воду, и за очень горячую. Изменение Правил входит в компетенцию Правительства Российской Федерации. Новый документ уже подготовлен, но неоднократно изменялся в течение 2010 года и до сих пор не принят. — Не приведены к общему знаменателю основные принципы договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями. Они, как правило, навязывают в договорах условия, которые противоречат Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Высшие судебные инстанции страны подчеркивают необходимость соответствия Правилам договорных отношений. Кроме того, еще в июле 2010 года в Жилищный кодекс внесены изменения, по которым Правительство РФ должно установить правила, обязательные при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями. Такой документ пока отсутствует. — В соответствии с частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ собственники жилья на основании решения общего собрания вправе в одностороннем порядке отказаться от услуг УК, если она не выполняет условий договора. Однако порядок реализации этого решения законодательно не урегулирован. В итоге управляющие организации любыми путями «затягивают» процесс своего управления, что вызывает вал жалоб от собственников жилья. — Согласно постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, работах и услугах, порядке и условиях их предоставления, стоимости услуг и работ, а также о ценах, тарифах на коммунальные ресурсы. На практике УК неохотно раскрывают эту информацию. Лишь некоторые ответственно подошли к новой обязанности. Очевидно, остальные ждут «стимула» — в виде привлечения к административной ответственности. Однако за нарушение стандарта раскрытия информации она пока не установлена. И эта проблема также требует решения. Выполнение условий Фонда позволило Ростовской области получить финансовую помощь на проведение капремонта многоквартирных домов. Сегодня по области общая площадь домов, требующих капитального ремонта, составляет более 35 млн кв. метров. Многолетнее недофинансирование ремонта жилья и коммунальной инфраструктуры привело к повышенному износу, аварийности, ресурсной неэффективности домов. Учитывая тот факт, что вся ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах возложена на плечи собственников, а стоимость затрат по капитальному ремонту очень высока, в рамках обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан Ростовской области с 2005 года из областного бюджета выделяются средства на капитальный ремонт МКД. Ежегодно объем финансирования мероприятий по капитальному ремонту домов увеличивался (рис. 1). Например, в 2005 году было направлено 645,25 млн рублей, в 2007 году почти в 1,5 раза больше по сравнению с 2005 годом, в 2008 году объем финансирования увеличился до 2,2 млрд рублей. Уже в 2010 году объем финансирования мероприятий по капитальному ремонту МКД составил свыше 4 млрд рублей. Рост финансирования был обеспечен привлечением в Ростовскую область средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (рис.2).
Федеральный закон В период с 2005 года по 2010 года отремонтировано 5 432 дома общей площадью 14,3 млн кв. м. Общий объем финансирования за указанный период составил свыше 10 млрд рублей. Например, только за три года реализации программы капитального ремонта домов за счет средств финансовой поддержки Фонда было отремонтировано 2 250 домов, в том числе: 569 лифтов, 1 773 крыши, 1 425 фасадов, 663 подвальных помещения, 4 921 внутридомовая инженерная система. Пришлось потратить немало сил и времени на перелом стереотипов и отношения населения к жилищно-коммунальному хозяйству, которое сложилось в советское время. Министр подчеркнул, что сегодня самой актуальной задачей остается работа с людьми — их информирование, обучение, практическая помощь в решении вопросов, которые возникают на всех этапах реализации программы капремонта. В завершение своего выступления Сергей Сидаш назвал наиболее проблемные вопросы в сфере ЖКХ, требующие особого внимания:
Решение этих вопросов продвинет реформу отрасли в нужном направлении. Ряд действий уже предприняты на уровне компетенции региона и муниципалитетов. Но очень многое еще предстоит сделать. ЖКХ по-прежнему остается нерыночной отраслью. Это проистекает и в силу ее экономических условий, и в силу высокой социальной значимости для населения. — Тем не менее, нужно методично работать, чтобы обеспечить в сфере ЖКХ конкурентный рост и качество услуг, — сказал министр в заключение своего доклада. По итогам рассмотрения на «Правительственном часе» данной проблемы депутаты поддержали перечень поручений, в числе которых:
Депутаты рассмотрели оставшиеся 47 вопросов повестки дня, среди которых было принятие целого ряда областных законов. Внесены изменения в статьи 5 и 13 Областного закона «Об инвестициях в Ростовской области». Этим законом освобождаются от уплаты налога на имущество организаций инвесторы, заключившие инвестиционные договоры 1 июля 2011 года либо позднее. Областным законом «О внесении изменений в статью 9 Областного закона «О налоге на имущество организаций» предлагается полностью освободить от уплаты налога на имущество организаций вновь созданное (приобретенное) имущество на период окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на 5 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию. Областным законом «О внесении изменений в Областной закон «Об областном бюджете на 2011 год», принятым депутатами, вносятся изменения основных характеристик областного бюджета. Депутатами донского парламента внесены изменения в Областной закон «О бюджете Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год» в связи с увеличением расходной части бюджета Ростовского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее — РОФОМС) за счет введения в бюджет РОФОМС остатка денежных средств по состоянию на 01.01.2011 года для покрытия дефицита расходов бюджета. В первом чтении депутатами принят Областной закон «Об Общественной палате Ростовской области». В ходе заседания был рассмотрен вопрос об избрании первого заместителя Председателя Законодательного Собрания РО — председателя комитета по аграрной политике, продовольствию и природопользованию, на эту должность большинством голосов избран Николай Беляев. Далее депутатами был рассмотрен целый ряд вопросов, которые подробно освещены в нашей газете в информации о работе комитетов Законодательного Собрания Ростовской области. На этом очередная сессия донского парламента завершила свою работу. |