Стратегия будущего десятилетияГлавным вопросом повестки дня заседания комитета ЗС РО по экономической политике, предпринимательству и инвестициям стало рассмотрение проекта постановления Законодательного Собрания Ростовской области «О внесении изменений в постановление Законодательного Собрания Ростовской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года». Его представила депутатам Любовь Жадан — заместитель министра экономического развития Ростовской области. Рассмотрение основополагающего документа развития нашего региона вызвало большой интерес. В работе комитета, руководимого Александром Энтиным, приняли участие первые заместители Председателя ЗС РО Николай Беляев и Юрий Зерщиков, заместитель Губернатора РО — министр финансов Лилия Федотова, председатели других комитетов ЗС РО: Николай Шевченко, Владимир Катальников, Валентина Маринова, Владимир Гребенюк, Александр Ищенко и Наталья Стаценко. Заслушав доклад Любови Жадан, все они приняли самое активное участие в обсуждении Стратегии. На вопрос депутатов о том, как сегодня обстоят дела с принятием стратегий развития муниципальных образований области и каковы сроки, докладчица сообщила, что под действующую сегодня Стратегию социально-экономического развития РО на период до 2020 года две трети муниципальных образований не приняли своих стратегий, в некоторых есть стратегии, но нет программ, или наоборот, а есть и такие, где нет ни стратегий, ни программ. Любовь Жадан сообщила, что Губернатором Ростовской области поставлена задача: в течение 2012 года всем муниципальным образованиям принять собственные стратегические документы и программы социально-экономического развития, которые должны быть увязаны со Стратегией и Программой социально-экономического развития Ростовской области. Одним из разделов Стратегии прописана двухуровневая система стратегического планирования, которая на сегодняшний день уже начала формироваться. Срок для муниципальных образований определен 2012 год, для отраслевых министерств и ведомств — июль 2012 года. Депутат Катальников высказал мнение членов комитета по социальной политике, что нельзя при разработке этого стратегического документа, по существу, дорожной карты развития нашей области до 2020 года, опираться только на валовой региональный продукт (ВРП) и рост инфляции по годам. В практике зарубежных прогнозных институтов четко определено, что нужно не менее пятидесяти корректировок, чтобы нарисовать точную картину. Мы, по существу, так и не ставим перед собой ни одного амбициозного плана или задачи. Первое. Из Стратегии вообще выпал раздел бедности в Ростовской области, хотя 16% жителей Ростовской области живут за чертой бедности. И мы не ставим перед собой задачу, потянем этот показатель до 2020 года или каким-то 2014 или 2015 годом ликвидируем это негативное явление. В Стратегии, как резонно заметил Владимир Катальников, об этом ничего не сказано. Он отметил, что в обновленной Стратегии многие разделы усилены и видно, что над ними основательно поработали ученые, как, например, над угольной отраслью, хотя они и не строят новую энергетическую стратегию на твердом органическом топливе, и нет глубокой переработки, и даже планов в этом направлении нет. Владимир Катальников задал вопрос докладчице: есть ли возможность усилить эти направления? Любовь Жадан, отвечая на вопрос о показателях, определенных в Стратегии, подчеркнула, что их было четыре: ВРП, который является обобщающим показателем по промышленности и сельскому хозяйству; инвестиции; реальные располагаемые доходы населения и производительность труда. При первоначальной разработке Стратегии были выбраны более 50 показателей, но их периодичность была в районе квартала — года. То есть, их нельзя полностью вписывать в Стратегию, потому что невозможно ее корректировать ежегодно. Что же касается вопроса бедности в Ростовской области, то эта задача есть в региональной программе. Депутаты задали еще целый ряд вопросов, что свидетельствовало о том, что Стратегия еще до конца не отшлифована. Но, несмотря на это, они все же приняли решение рекомендовать ее для рассмотрения на заседании ЗС РО. Кроме этого на комитете было рассмотрено еще два вопроса, представленных Татьяной Снитко — директором департамента инвестиций и предпринимательства РО. Это проекты областных законов о внесении изменений в следующие Областные законы: «Об инновационной деятельности в Ростовской области» и «Об основах государственно-частного партнерства». После рассмотрения они были приняты на заседании ЗС РО.
Комментарий председателя комитета ЗС РО по экономической политике Александра Энтина:— Я хочу начать с того, что этот вопрос мы подняли перед Губернатором области год назад. Вы сегодня слышали на заседании комитета, что наша Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года отличалась от Стратегии Южного федерального округа и была принята до принятия Стратегии Российской Федерации. Поэтому ее нужно было скорректировать во взаимодействии со Стратегией развития всей страны и Южного федерального округа. Это — первое. Второе. Финансово-экономический кризис 2008 года тоже несколько изменил экономическую ситуацию в России и, естественно, в нашем регионе, поэтому нужно было скорректировать те отправные точки 2010 года и от них уже отталкиваться, так как Стратегия принималась в 2007 году и базовые цифры были того же года. Естественно, что все уже изменилось. Это основные причины необходимости внесения изменений в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. Какие новшества появились в ней. Я буду говорить о наиболее важных из них. Вы знаете, что Ростовская область всегда славилась высоким промышленным потенциалом. Особенно, в Южном федеральном округе. Но во время кризиса 2008 года эта сторона экономики области оказалась самой слабой, потому что промышленный комплекс стал развиваться наименее динамично, и его показатели упали сильнее всего. И машиностроение, и металлургия, и угольная промышленность. А наиболее мобильным, наиболее динамичным и наименее подверженным кризису оказалось сельское хозяйство — агропромышленный комплекс. На наш взгляд, в Ростовской области в недостаточной степени развивается это направление экономики, особенно, если сравнивать с Краснодарским краем. Это было изначально, еще в старые времена так была построена структура экономики. Поэтому, задача, которая поставлена сегодня Губернатором, это — развитие агропромышленного комплекса, привлечение инвестиций в АПК, привлечение инвестиций в переработку того, что производится на территории Ростовской области. Это первоочередная поставленная задача. Все остальные направления, а их — восемь стратегий, также являются основными, но на первом месте стоит развитие агропромышленного комплекса. Естественно, это и поддержка промышленности: машиностроения, металлургии и, особенно, точной обработки с высокой добавленной стоимостью для того, чтобы повысить объем собираемых налогов в областной бюджет. Очень большой блок, это — угольная промышленность: строительство новых шахт и, естественно, социальная сфера. И перед образованием и перед здравоохранением стоят новые задачи. Здравоохранение должно быть доступно для каждого жителя Ростовской области в одинаковом объеме независимо от того, где он проживает: то ли в городе, то ли в сельском поселении. Образование должно быть общедоступным для каждого жителя области. Сегодня Валентиной Лаврентьевной Мариновой поднимался вопрос по детским садам. Там поставлена задача в ближайшие три года ликвидировать очередность в детские сады. Сегодня это огромная проблема. Поэтому, на мой взгляд, Стратегия достаточно интересна, она проработана всеми заинтересованными сторонами. Это исполнительная и законодательная власть, научное сообщество, бизнес-сообщество, прошли слушания по всем отраслям и не один раз, прошли общественные слушания Стратегии. Вот теперь мы выносим эту Стратегию на заседание Законодательного Собрания Ростовской области. Еще раз хочу подчеркнуть, что так широко Стратегия еще ни разу не обсуждалась. Бюджет Ростовской области на трехлетку обсуждался достаточно широко, и Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года обсуждалась точно так же. И это теперь документ для создания новых программ развития Ростовской области. Об этом говорила на заседании комитета Любовь Анатольевна Жадан, что под этой Стратегией будут программы социально-экономического развития Ростовской области, отраслевые и ведомственные программы, а также программы развития муниципальных образований области. При обсуждении Стратегии депутатами ЗС РО было внесено около 20 предложений, из которых два было отклонено. Первое предложение Валентины Лаврентьевны Мариновой было связано с принятием Федерального закона «Об образовании». Но, учитывая, что он до сих пор не принят, а только идет его обсуждение, поэтому, естественно, это предложение не могло быть включено в Стратегию. О втором говорила Наталья Андреевна Стаценко. Но мы считаем, что это не вопросы Стратегии, а вопросы ведомственных программ. Если говорить, например, о ста детских садах. Это есть ведомственная программа, каких еще будет целая масса, как и других предложений. Стратегия — документ, который один раз в пять лет мы будем теперь пересматривать. Поэтому мелкие вопросы в нее просто не включены. Раньше она может быть пересмотрена, если будут изменены программные документы в Российской Федерации. Не думаю, что это произойдет в ближайшее время. Еще раз повторяю, что Стратегия — это документ на целую эпоху. В ближайшие пять лет могут пересматриваться ведомственные и отраслевые программы, программы социально-экономического развития могут корректироваться, но Стратегия, по идее, не должна корректироваться. Мы должны видеть перед собой цифры, о которых говорил Владимир Дмитриевич Катальников: к чему мы стремимся и чего должны достичь через 5 лет. Конечный результат Стратегии зависит от консолидированной работы федеральных, находящихся на территории области, областных и муниципальных структур, бизнес-сообщества, общественных организаций и научного сообщества. Критерии оценки их работы не содержатся в Стратегии. Для этого есть соответствующие документы. О критериях оценки органов исполнительной власти есть соответствующий Указ Президента, и есть соответствующий документ на уровне Правительства Ростовской области. В Стратегии есть только экономические критерии. |