Социально значимым проектам — общественный контрольСовместное заседание «круглого стола» при Законодательном Собрании Ростовской области и Консультативного совета общественных объединений при Главе Администрации (Губернаторе) Ростовской области состоялось 31 мая 2011 года в Ростовском общественном собрании. В его работе приняли участие заместитель Губернатора Виктор Гончаров, заместитель председателя Законодательного Собрания Ростовской области Евгений Шепелев, председатели комитетов ЗС РО Валентина Маринова и Николай Шевченко, заместитель министра внутренней и информационной политики Ростовской области Владимир Некрасов, депутаты ЗС РО Владимир и Евгений Бессоновы, многочисленные представители общественности Ростовской области. В повестке дня мероприятия значилось два вопроса: «О проекте областного закона «Об Общественной палате Ростовской области» и «О повышении роли и ответственности печатных и электронных СМИ в формировании духовных и нравственных ценностей гражданского общества». Как известно, 21 апреля 2011 года на
Владимир Некрасов проинформировал участников совместного заседания о том, что на сегодняшний день Общественные палаты сформированы в 56 субъектах Российской Федерации из 83. Ростовская область относится к тем 27 субъектам, где Общественная палата еще не сформирована. Поэтому, по поручению Губернатора Василия Голубева, была создана специальная рабочая группа, которая занималась подготовкой проекта областного закона «Об Общественной палате Ростовской области». В ее состав входили представители АРО, ЗС РО, Главного управления Минюста России по Ростовской области и руководители ряда общественных организаций. Рабочая группа консультировалась с Общественной палатой РФ и стремилась в своей работе соблюсти все ее рекомендации. Законопроект был подготовлен и 21 апреля принят в первом чтении на
Далее Владимир Некрасов подробно остановился на подготовке некоторых положений этого законопроекта. Так, членом Общественной палаты Ростовской области может быть гражданин, достигший
ОП вправе образовывать комиссии и рабочие группы. Комиссии тоже будут постоянно действующими органами ОП по различным направлениям ее деятельности: работе с ветеранами, вопросам здравоохранения и тем или иным социальным проблемам. Практика работы ОП в других субъектах РФ показала, что обычно организовывается ОП РО будет вправе проводить общественную экспертизу Областных законов и других нормативных актов как субъекта РФ, так и муниципальных органов власти. Ожидается, что деятельность ОП будет способствовать вовлечению гражданского сектора в совместное с органами государственной и муниципальной власти решение наиболее важных социально значимых проблем региона. Предусматривается ежегодная подготовка доклада о состоянии и развитии гражданского общества в Ростовской области. Он будет размещаться на сайтах АРО, ЗС РО и Общественной палаты РО, а также направляться в письменном виде Губернатору области, председателю ЗС РО, председателю Ростовского областного суда, в областную прокуратуру, Главному федеральному инспектору ЮФО по Ростовской области и в Общественную палату РФ. Доклад этот, кроме того, должен быть заслушан на коллегии АРО и заседании ЗС РО. Содержащиеся в нем рекомендации должны будут учитываться органами государственной власти при планировании и реализации социально-экономического и культурного развития области. Обеспечение деятельности ОП РО будет возложено на министерство внутренней и информационной политики РО, в составе которого предполагается создать специальный сектор. В будущем возможно придание ОП РО статуса юридического лица и финансирование ее деятельности напрямую из областного бюджета. В нынешнем году финансирование будет осуществляться из средств резервного фонда области. На эти цели распоряжением Губернатора области выделено 1,9 млн рублей. По предварительным расчетам, расходы на деятельность ОП РО в 2012 году не превысят полтора миллиона рублей. Основная их часть пойдет на организацию пленарных и выездных заседаний ОП РО, участие ее представителей в заседаниях ОП РФ и т.д. В своем докладе Валентина Маринова отметила, что до сих пор в нашей области функции Общественной палаты выполняли два органа: Консультативный совет общественных объединений при Главе Администрации (Губернаторе) области и «круглый стол» при ЗС РО. Но наступило время, когда гражданское общество Ростовской области поднялось на новую, более высокую ступень своего развития и готово уже в рамках Областного закона не просто ждать, когда органы государственного управления и муниципального самоуправления будут приглашать их к разговору, а ставить вопросы, которые, с его точки зрения, являются общественно значимыми. «С появлением Общественной палаты у ее членов появится возможность выходить со своими предложениями, — подчеркнула В.Л. Маринова, — Создание Общественной палаты — это большая ответственность для всех, кто примет участие в ее работе. Принципиально важно, чтобы деятельность этой структуры стала образцом профессионализма и компетентности». Валентина Маринова остановилась на некоторых изменениях в законопроект, внесенных в него после принятия в первом чтении. Так, членами Общественной палаты не могут быть лица, занимающие государственные должности, кроме депутатов. Валентина Маринова выразила надежду, что это будет один из лучших законов, принятых ЗС РО.
Член Общественной палаты России, проректор ЮФУ Юрий Волков в своем выступлении напомнил о том, что Россия — единственная на земном шаре самодостаточная страна, у которой есть все: минеральные и интеллектуальные ресурсы и т.д. Но, при всем этом, мы живем не так, как всем бы нам хотелось. И на этом пути есть масса проблем. В Он привел такой пример: допустим, что в г. Санкт-Петербурге будет строиться стадион стоимостью строительства 1 млрд евро, что соответствует 20 млрд. рублей, а на программу «Одаренные дети России» выделяется всего 15 млрд рублей. И тут нужно подумать, какое решение более правильное. На строительство дороги из Адлера в Красную поляну, протяженностью 45 км, потрачено 250 млрд. рублей. — Может быть, это и правильно, — сказал докладчик, — но возникает вопрос, как институты гражданского общества контролируют или, хотя бы, смотрят на такие ситуации. Общественная палата РФ существует уже более 5 лет. Там собран достаточно существенный интеллект нашего общества, и те или иные вопросы пытаются решать в пользу страны и ее населения. Многие вопросы, которые решаются государством, нуждаются в оценке общественностью. Далее Юрий Волков остановился на вопросе о Сколково. Он отметил, что это — удивительное явление, но если подойти к нему по-житейски, с позиции гражданина России, то получается следующее. Мы создаем на ровном месте, а не в каком-то хорошем наукограде, которых у нас в стране немало, центр инноваций. Для этого требуются очень большие капиталовложения, что вполне естественно. Далее, мы ищем ученых, ищем научные школы для того, чтобы они работали в Сколково. Но, на сегодняшний день только в США на постоянной основе работает 1 млн российских граждан. 1 млн их работает в Германии. Огромное количество российских граждан работает в Израиле, Австрии, Австралии и т.д. То есть, мы наш интеллект растворили по всему миру. Почти весь прошлогодний выпуск второго по значимости учебного заведения России — МФТУ, уехал работать в Соединенные Штаты Америки. Это — реальный жизненный факт. Можно много говорить и о других. Получается, что те государственные структуры, которые работают в этой сфере, не справляются со своей работой. И наше общество должно подумать над тем, что надо сделать, чтобы наш интеллектуальный потенциал не уезжал за рубеж. Мы создаем Сколково, покупаем за свои деньги через посредников ученых, научные школы, а что получаем на выходе? Мы не думаем над технологическим материальным воспроизводством научного продукта, который будет создан, и на выходе будет просто патент. Другими словами, мы создаем фабрику мысли, задачей которой станет создание патента, который при нашем устаревшем оборудовании и технологии реализовываться сегодня в России не может. То есть, фактически патент создается для Запада. Из этого следует, что любой социально значимый проект в нашей стране требует общественной экспертизы. И в этом смысле значение создания Общественной палаты Ростовской области трудно переоценить. Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Е.М. Шепелев заострил внимание участников обсуждения на том, как важно, чтобы Общественная палата Ростовской области стала действенным органом. «Для решения самых важных проблем нужна постоянная, кропотливая, целенаправленная работа. Только так можно добиться результатов», — отметил он. Председатель комитета по информационной политике, делам молодежи, работе с ветеранами, казачеством и межпарламентскому сотрудничеству Н.В. Шевченко подчеркнул, что «обсуждаемый за „круглым столом“ проект закона общественные организации ждали много лет. Это, безусловно, тот закон, который предусматривает огромные полномочия». Руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Ростовской области В.И. Бессонов заявил, что депутаты-коммунисты, в целом, поддерживают создание региональной Общественной палаты. «Мы будем приветствовать формирование дееспособной организации, которая бы не заглядывала в рот чиновникам, а заставляла власть решать общественные проблемы», — заявил он. Выступившие представители общественных организаций с удовлетворением отметили, что те рекомендации и замечания, которые они высказывали ранее, отражены в доработанном тексте закона. Участники совместного заседания приняли рекомендации по первому вопросу повестки дня. Представителям общественных объединений, принявшим участие в нем, предложено ознакомить членов своих общественных организаций с положениями законопроекта и в срок до 3 июня текущего года представить предложения в законопроект. Комитету ЗС РО по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями предложено подготовить доработанный проект областного закона к внесению на очередное заседание ЗС РО. Вторым в повестке дня совместного заседания значился вопрос «О повышении роли и ответственности печатных и электронных СМИ в формировании духовных и нравственных ценностей гражданского общества». Его рассмотрение инициировал депутат ЗС РО Евгений Бессонов. Свою позицию по данной теме высказали как представители власти, так и эксперты медиа-сообщества председатель Ростовского областного отделения Союза журналистов России, главный редактор газеты «Наше время» Вера Южанская и руководитель Азово-Черноморской телерадиокомпании Анатолий Зарецков. Они выразили сомнение в эффективности вмешательства в деятельность СМИ для решения поставленных задач. Участники дискуссии пришли к выводу, что на данный момент существуют правовые механизмы регулирования данного направления, важно организовать их более ответственное исполнение. Эту позицию поддержало большинство участников «круглого стола» при ЗС РО.
Комментарий Валентины Мариновой:— В первом полугодии 2011 года Законодательное Собрание Ростовской области приняло два очень серьезных решения по отношению к гражданскому обществу. Мы только что, первыми в России, приняли Областной закон «О поддержке некоммерческих организаций», а вот сейчас обсуждаем и 23 июня выносим на второе чтение проект областного закона «Об Общественной палате Ростовской области». В чем принципиальное различие ситуации? Сейчас у нас действуют Консультативный совет общественных объединений при Главе Администрации (Губернаторе) области и «круглый стол» при Законодательном Собрании. У этих органов есть полномочия по взаимодействию с властью, с органами управления, с муниципалитетами. Теперь мы принимаем областной закон. Это — высшая форма легитимности на уровне субъекта Федерации отношений гражданского общества и власти. То есть, до сегодняшнего дня, если нам нужно посоветоваться, мы приглашали общественность. А вот она ждала того момента, когда мы ее позовем. А теперь мы принимаем закон, по которому прописываем довольно серьезные полномочия для общественных объединений. И полномочия по запросу информации от разных органов управления, и полномочия общественной экспертизы нормативных актов органов государственной власти субъекта Федерации и муниципалитетов, и полномочия по представлению ходатайств по награждению. Там целый ряд полномочий, которые мы закрепляем в законе. Все это очень важно! И наши коллеги-общественники оценят это, когда закон заработает. Теперь — второе. Как мы будем формировать состав Общественной палаты? Всего в нем будет 45 человек. 15 из них, после консультаций с общественниками, предложит Губернатор Василий Юрьевич Голубев. Еще 15 мы будем утверждать на заседании Законодательного Собрания, то есть, всеми депутатами, по предложению председателя ЗС РО Виктора Ефимовича Дерябкина, и еще треть — 15 человек, будут формировать сами общественные организации, которые непосредственно будут представлять их в Общественной палате Ростовской области. Механизм предполагает, что два месяца будут идти консультации, и где-то в сентябре мы уже соберем первое заседание Общественной палаты. Но я сознательно хочу остановиться на том, что мы даем им полномочия, и общественные организации будут разделять ответственность с властью, потому что, анализируя наши законы, и внося инициативы, они будут брать на себя ответственность перед теми социальными группами, которые стоят за ними. То есть, уровень их компетенции, информированности, готовности взять на себя ответственность должен значительно возрасти. Мы делаем важный шаг к тому, чтобы гражданское общество стало более самостоятельным, более эффективным и рады приветствовать любые шаги в этом направлении. А сегодня мы будем обсуждать те изменения и предложения, которые внесла общественность ко второму чтению проекта областного закона. Уже 23 июня мы завершим эту работу и примем окончательный вариант закона. Общественные организации корректировали цели и задачи Общественной палаты, которые, действительно, были сформулированы несколько расплывчато, и предложили четко закрепить их в проекте закона. Они расширили круг своих полномочий, и мы согласились с ними. Они предложили год поработать на общественных началах, а через год вернуться к этому вопросу, чтобы создать исполнительный орган Общественной палаты, и она стала бы абсолютно самостоятельной. Я думаю, что депутаты на это пойдут. |