Заседание комитета ЗС РО по бюджету, налогам и собственности состоялось 24 октября 2011 года под председательством Натальи Стаценко. Было рассмотрено 5 вопросов повестки дня.
О проекте областного закона «О внесении изменений в Областной закон «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» и признании утратившими силу отдельных положений Областного закона «О внесении изменений в Областной закон «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области и признании утратившими силу отдельных положений областных законов в сфере межбюджетных отношений органов государственной власти и органов местного самоуправления» доложила Лилия Федотова — заместитель Губернатора Ростовской области — министр финансов.
Она сообщила депутатам, что предложенные изменения в Областной закон обусловлены следующими причинами:
- принятием на федеральном уровне решения о снижении с 1.09. 2011 года нормы педагогической нагрузки за ставку заработной платы учителям 1-4 классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, и увеличении количества часов учебного плана на 1 час физкультуры в каждом классе на всех этапах обучения. В связи с этим вносятся изменения в нормативы финансового обеспечения общеобразовательных учреждений и нормативы финансового обеспечения на 1 класс-комплект общеобразовательных учреждений, являющихся малокомплектными сельскими и рассматриваемыми в качестве таковых, на 2011, 2012, 2013 и на 2014 годы, установленные таблицами 1.4 и 1.5 приложения к Областному закону о межбюджетных отношениях. Дополнительные расходы областного бюджета на эти цели в 2011 году, составляющие 229,6 млн рублей, учтены в изменениях областного бюджета текущего года, вносимых на рассмотрение ЗС РО одновременно с настоящим законопроектом;
- формированием проекта областного закона «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». В соответствии с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2012–2014 годы с 1 января 2012 года государственная пошлина за проведение государственного технического осмотра, регистрации тракторов, самоходных и иных машин, будет зачисляться в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 процентов (до 01.01.2012 года зачисляется в доходы местных бюджетов);
- наделением с 1 января 2012 года органов местного самоуправления государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки беременных женщин из малоимущих семей, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей, граждан, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России», а также по социальному обслуживанию на дому детей-инвалидов. Кроме того, с 1 января 2012 года планируется индексация на 6% расходов на проезд социальных работников, осуществляющих социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (с 250 до 265 рублей).
В связи с внесением изменений в Областной закон «Об административных правонарушениях» в части исключения административной ответственности выборных должностных лиц и должностных лиц органов местного самоуправления, вносятся соответствующие изменения в наименование субвенции на осуществление полномочий по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
В связи с уточнением сроков представления Ростовстатом отчетных данных о численности населения в возрасте до 17 лет и лиц старше трудоспособного возраста в разрезе муниципальных образований предлагаются изменения в порядок расчета индекса бюджетных расходов;
- изменениями, связанными с приведением наименований органов исполнительной власти области в соответствие с вновь утвержденной структурой и иными редакционными правками.
После обсуждения данного законопроекта депутаты рекомендовали его к рассмотрению на ЗС РО.
Лилия Федотова представила проект областного закона «О внесении изменений в Областной закон «Об областном бюджете на 2011 год» и признании утратившими силу отдельных положений Областного закона «О внесении изменений в Областной закон «Об областном бюджете на 2011 год». Она сообщила, что внесены изменения в следующие основные характеристики областного бюджета:
Доходы — 100 222,8 млн. рублей (+ 4 266,0 млн. рублей);
Расходы — 109 748,5 млн. рублей (+ 3 106,2 млн. рублей);
Дефицит — 9 525,7 млн. рублей (— 1 159,8 млн. рублей);
Источники финансирования дефицита областного бюджета — 9 525,7 млн. рублей (— 1 159,8 млн. рублей).
I. Увеличение параметров доходной части областного бюджета на 2011 год принято в общей сумме 4 266,0 млн. рублей за счет:
1. Увеличения объёма безвозмездных поступлений на 4 271,9 млн. рублей:
- Дополнительное поступление целевых федеральных средств — 2 532,4 млн. рублей.
- Увеличение объемов целевых межбюджетных трансфертов в соответствии с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный бюджет на 2011 год в общей сумме 1 162,4 млн. рублей.
- Ожидаемое поступление дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в сумме 456,2 млн. рублей.
- Поступления от возврата из местных бюджетов остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет — 120,8 млн. рублей.
2. Уменьшения объема неналоговых доходов — 5,8 млн. рублей за счет:
- Уменьшения процентов за пользование бюджетными кредитами на 0,3 млн. рублей;
- Уменьшения штрафных санкций за нарушение бюджетного законодательства на 5,5 млн.рублей в связи с переносом срока возврата средств областного лизингового фонда на 2012 год.
II. Расходы областного бюджета на 2011 год законопроектом предлагаются к увеличению в общей сумме 3 106,2 млн. рублей, что обусловлено:
- увеличением расходов областного бюджета за счет целевых федеральных средств в сумме 3 780,1 млн. рублей;
- увеличением расходов за счет собственных средств в сумме 412,2 млн. рублей;
- уменьшением расходов в соответствии с предложениями главных распорядителей средств областного бюджета в связи со сложившейся экономией средств в сумме 1,1 млн. рублей.
Основные увеличения расходов:
- 538,4 млн. руб. — субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
- 261,0 млн. рублей — субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- на софинансирование муниципальных программ развития субъектом малого и среднего предпринимательства — 140,0 млн. рублей;
- на предоставление имущественного взноса НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» — 40,0 млн. рублей;
- для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства — 49,6 млн. рублей;
- для оплаты консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства — 31,4 млн. рублей.
- 79,6 млн. рублей — на финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, и на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ростовской области;
- 92,4 млн. рублей — на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие образования на 2011-2015 годы» (модернизация муниципальных систем дошкольного образования, распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования);
- 698,5 млн. рублей — за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия);
- 232,7 млн. рублей — за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию программы модернизации здравоохранения в части внедрения современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца;
- 467,8 млн. рублей за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства ассигнований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда плюс на эти цели из областного бюджета 260 млн. рублей. Эти средства пойдут в 11 муниципальных образований области. Количество домов −75, количество семей — 648;
- 489,9 млн. рублей — на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» за счет средств федерального бюджета (Фонд компенсаций);
- 661,7 млн. рублей — на осуществление полномочий по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета (Фонд компенсаций);
- 229,6 млн. рублей — на заработную плату работникам областных образовательных учреждений в части заработной платы учителям на увеличение учебных часов на один час физкультуры и уменьшение нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы педагогическим работникам 1-4-х классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;
- 150,0 млн. рублей — на увеличение дотации муниципальным образованиям области на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
III. Дефицит областного бюджета
С учетом внесенных изменений областного бюджета дефицит областного бюджета и, соответственно, источники финансирования дефицита областного бюджета уменьшится на 1 млрд. 159 млн. рублей и составит 9 525,7 млн. руб.
После обсуждения данного законопроекта члены комитета рекомендовали его к рассмотрению ЗС РО.
Проект областного закона «О дополнительном основании признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по транспортному налогу» также представила Лилия Федотова. Она сообщила, что законопроект подготовлен в целях оптимизации налогового администрирования транспортного налога путем сокращения задолженности до сумм, реальных к взысканию, в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
В рамках реализации принадлежащих субъекту Российской Федерации полномочий по определению дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам законом:
- признаются безнадежными к взысканию недоимка и задолженность по пеням и штрафам по транспортному налогу с физических лиц, умерших либо объявленных судом умершими в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, если в течение трех лет со дня открытия наследства оно не принято наследником;
- определяется перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежной к взысканию задолженности.
Списание задолженности производится на основании следующих документов:
- сведений о факте смерти физического лица, полученных от органов записи актов гражданского состояния, или копии судебного решения об объявлении физического лица умершим;
- справки налогового органа по месту жительства физического лица о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам по транспортному налогу;
- сведений органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и нотариусов, занимающихся частной практикой, о том, что в течение трех лет со дня открытия наследства оно не принято наследником.
Указанная задолженность по транспортному налогу в сумме порядка 15,0 млн. рублей на протяжении ряда лет в бюджет Ростовской области не поступала и при формировании налогового потенциала не учитывалась. Кроме того, отсутствует возможность применения мер принудительного взыскания долгов, в случае если транспортные средства умерших граждан в течение трех лет наследниками не приняты.
Члены комитета рекомендовали данный законопроект к принятию ЗС РО.
По вопросу о проекте областного закона «О дорожном фонде Ростовской области» докладчиком выступила Людмила Кузнецова — заместитель министра транспорта Ростовской области. Она сообщила депутатам, что Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменений, устанавливающих правовые основания создания дорожных фондов.
Так, Бюджетный кодекс дополнен новой статьей 179-4 «Дорожные фонды». В соответствии с пунктом 1 указанной статьи Бюджетного кодекса дорожный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, под которой в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Решение о создании дорожного фонда Ростовской области принимается областным законом.
Представленным проектом областного закона предлагалось установить следующее:
1. создание Дорожного фонда, установление источников формирования Дорожного фонда;
2. объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда утверждается областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов областного бюджета от:
- доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в областной бюджет;
- транспортного налога, за исключением доходов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований по нормативам отчислений, установленным Областным законом от 22 октября 2005 года № 380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области»;
- государственной пошлины за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
- использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
- передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов;
- штрафных санкций за нарушение обязательств по государственным контрактам (договорам) на выполнение работ, поставку товаров и оказание услуг за счет средств Дорожного фонда;
- штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;
- поступлений в виде межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
- безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
- поступлений от погашения задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафов и пеней за несвоевременную уплату налога;
- поступлений от погашения задолженности по налогу с владельцев транспортных средств, штрафов и пеней за несвоевременную уплату налога.
Все вышеуказанные доходы подлежат зачислению в областной бюджет и являются его доходной частью;
3. порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда устанавливается Правительством Ростовской области.
4. Объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда подлежит корректировке в очередном финансовом году с учетом разницы при ее положительном значении между фактически поступившим в отчетном финансовом году и прогнозировавшимся при его формировании объемом указанных в настоящей статье доходов областного бюджета.
5. В целях обеспечения целевого и наиболее эффективного использования средств Дорожного фонда бюджетные ассигнования Дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, будут направляться на увеличение бюджетных ассигнований Дорожного фонда в очередном финансовом году.
Принятие областного закона позволит направлять средства областного бюджета на финансирование расходов по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Депутаты рекомендовали данный законопроект к принятию на ЗС РО.
О проекте областного закона «О внесении изменений в Областной закон „Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений“ доложил Юрий Молодченко — министр имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области. Он сообщил, что данный законопроект подготовлен и вносится на рассмотрение ЗС РО в связи с вступлением в силу изменений в Федеральном законе „О содействии развитию жилищного строительства“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками вправе выкупать их по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка. Данное правило будет действовать до 01.01.2012.
Кроме того, установлено, что, если собственник здания, строения или сооружения переоформил право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком под этими объектами на право аренды в период со дня вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ до 01.01.2012, то с 01.01.2012 это лицо будет вправе приобрести указанный земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка. Это же правило будет действовать и в отношении земельных участков, образованных из состава участков, право постоянного (бессрочного) пользования которыми было переоформлено на право аренды в указанный период.
Законопроектом предлагалось внести изменения в Областной закон «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» следующие изменения и установить, что:
1) до 01.01.2012 юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками вправе выкупить эти земельные участки по цене 2,5% их кадастровой стоимости;
2) с 01.01.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене 2,5% их кадастровой стоимости, в случаях, если:
- в период со дня вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ до 01.01.2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;
- такие земельные участки образованы из земельных участков, в отношении которых было осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Члены комитета рекомендовали данный законопроект к принятию на ЗС РО.
Комментарий председателя комитета ЗС РО по бюджету Натальи Стаценко:
— На рассмотрение внеочередного 38 заседания Законодательного Собрания выносится 41 вопрос. От нашего комитета их будет четыре, и основной из них — это внесение изменений в Областной закон «Об областном бюджете на 2011 год». Мы получаем дополнительно из Федерации 4 млрд. 300 млн. рублей. Это — деньги целевые. Таким образом, у нас доходная часть областного бюджета на 2011 год составит 100,2 млрд. рублей. Естественно, на 3.1 млрд. рублей у нас увеличивается расходная часть бюджета, а 1 млрд. 200 млн. рублей мы направляем на уменьшение дефицита бюджета. Перечень целей, на которые поступают деньги, очень большой. Это, в основном, на поддержку сельхозтоваропроизводителей области — около 500 млн. рублей. Более 600 млн. рублей пойдет на поддержку отдельных категорий граждан для улучшения их жилищных условий. Это — выполнение полномочий, связанных с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, деньги на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. 79 млн. рублей будут направлены фонду занятости, и 58 млн. рублей пойдут на средства, которые будут выданы безработным гражданам, готовым сегодня заняться предпринимательской деятельностью. И, далее, очень большой перечень направлений, который идет и по министерству здравоохранения, и по линии минобразования, где это связано с уменьшением нагрузки на преподавателей начальной школы, а также по министерствам культуры и физической культуры и спорта.
Ну и, конечно, еще один вопрос, который мы будем сегодня рассматривать — это создание дорожного фонда в субъекте Российской Федерации. Такой Федеральный закон принят. Потому что на дороги на следующую трехлетку выделяются очень большие средства и, естественно, то, что мы создадим дорожный фонд в Ростовской области, будет очень хорошим подспорьем для дорожного ремонта. Этот фонд создается, чтобы его средства тратились на ремонт, реконструкцию и эксплуатацию дорог.
В следующем году средства на дороги будут выделены в размере более 8 млрд. рублей. Это очень большие деньги. На 2013 год запланировано 12 млрд. рублей и на 2014 год — 14 млрд. рублей. Основными источниками формирования дорожного фонда будут транспортный налог и акцизы от ГСМ.
Дефицит областного бюджета у нас составляет сейчас 10,6 млрд. рублей. А с учетом того, что мы на 1 млрд. 200 млн. рублей сейчас при внесении изменений и распределении поступивших из федерального бюджета средств его сократим, сумма составит 9,4 млрд. рублей. У нас дефицит бюджета находится в рамках дозволенного Бюджетным кодексом, поэтому никаких опасений, что мы не справимся с этим бюджетом, у нас нет. На следующий год дефицит областного бюджета планируется в объеме 2 млрд. рублей. Думаю, что больше не будет, потому что в области хорошо складывается доходная база, но это уже предмет публичных слушаний 31 октября.