Образование, культура и развитие гражданского общества – вот основные направления деятельности комитета Законодательного Собрания Ростовской области, руководит которым ВАЛЕНТИНА МАРИНОВА. «С самого начала действующего созыва задача моя и моих коллег заключалась не просто в том, чтобы проанализировать существующее законодательное поле, но и как можно больше инициировать новых правил регулирования в этих отраслях», – отметила она на одной из встреч с журналистами. Остановимся на наиболее значимых из них.
В сфере образования сделано больше
Как отметила Валентина Маринова, в сфере образования донским законодателям за прошедшие пять лет удалось сделать многое. Комплексно отношения в этой сфере урегулированы Областным законом №184-ЗС «Об образовании в Ростовской области», принятым в 2004 году.
Благодаря произошедшим изменениям за последние годы в сфере общего образования произошел настоящий прорыв! Расходы на образование ощутимо выросли, в чем значительную роль сыграла программа модернизации образования, которая позволила получить значительные средства из федерального бюджета и областные деньги (согласно механизму софинансирования). В результате этого материально-техническая составляющая образования, т.е. сама инфраструктура, была выведена на уровень требований новых образовательных стандартов. Это и новое современное оборудование, и школьные автобусы, и скоростной интернет в каждом образовательном учреждении… Но главное – заработная плата учителей доведена до средней по экономике региона.
– Более того, в декабре 2012 года мы даже перевыполнили эту задачу: средняя зарплата учителей была даже немного больше, чем по экономике региона, – отметила Валентина Маринова. – Поэтому в 2013 году мы должны удержать этот темп, не допустить снижения оплаты учительского труда, а также продолжить в дальнейшем реализацию программы модернизации образования с точки зрения улучшения инфраструктуры за счет средств уже областного бюджета, так как начиная с 2014 года финансирование целиком ложится на плечи субъектов Федерации.
Кроме того, в 2009 году внесенные в этот закон изменения позволили закрепить финансирование и сохранить малокомплектные сельские школы.
– У нас в области к таковым относятся в основном сельские школы. Изменения в закон позволили обеспечить возможность получения детьми общего образования в непосредственной близости от дома и сохранить педагогический состав малокомплектных школ на селе, – прокомментировала внесение данных изменений председатель комитета по образованию.
Так, на финансовую поддержку малокомплектных школ в 2009–2012 годах из областного бюджета было выделено более 4 млрд рублей, а начиная с 2013 года на эти цели планируется выделять более 2 млрд рублей ежегодно. В настоящее время на территории области работают 354 малокомплектные школы (48,9 процентов от общего числа школ), в которых обучаются 7 процентов школьников.
В 2011 году с целью ликвидации очереди в детские сады и стимулирования появления альтернативных форм дошкольного образования в областной закон об образовании были внесены изменения, закрепляющие появление таких форм, как группы кратковременного пребывания детей, семейные дошкольные группы и т.п. На данный момент в области создано свыше 14 таких семейных групп.
Еще одним достижением комитета по образованию стало принятие в 2009 году Областного закона №290-ЗС «О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов». Одним из позитивных результатов принятия данного закона можно назвать участие потенциальных работодателей в организации учебного процесса, практического обучения, стажировки и производственной практики обучающихся, а также в обновлении материально-технической базы образовательных учреждений. К примеру, в 2012 году между работодателями и образовательными учреждениями были заключены 2 509 договоров о долгосрочном социальном партнерстве и 10 729 договоров об организации производственной практики учащихся. На развитие учебно-материальной базы работодателями были направлены более 4 млн рублей. 375 обучающихся были поощрены дополнительными стипендиями за счет средств предприятий. В 78 процентах областных учреждений профессионального образования осуществляется подготовка рабочих кадров и специалистов с участием предприятий – социальных партнеров. 98,3 процента составляет доля программ профессионального образования, разработанных и внедренных совместно с работодателями.
Ключевым направлением в работе комитета является и обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Несмотря на то, что Ростовская область не вошла в число субъектов Российской Федерации, принимавших участие в эксперименте – преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в 2010 году депутатами донского парламента был принят Областной закон №441-ЗС «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области». Иными словами, наша область самостоятельно присоединилась к данному эксперименту. Напомним, что данный учебный курс включает в себя 6 модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы светской этики, один из которых изучается школьником с учетом его согласия и выбора его родителей.
В целях реализации закона во всех муниципальных школах были проведены родительские собрания, профильным министерством утвержден перечень учебников и учебных пособий, Ростовский институт повышения квалификации подготовил 60 тренеров-преподавателей, 670 школьных учителей прошли подготовку по дополнительным программам. Таким образом, это стало первым шагом на пути восстановления в новых условиях социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства и общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Стоит отметить, что с 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон об образовании. Но есть в законе и переходные положения, которые не вступают в силу с 1 сентября, и субъектам Российской Федерации дано право урегулировать собственным Областным законом эти переходные положения, имеющие так называемый региональный аспект. Именно это ложится на плечи депутатов следующего созыва донского парламента.
– Главное – наш областной закон мы должны максимально приблизить к нюансам региона и жителям, которые очень долго ждали его принятия, – отметила в завершение Валентина Маринова. – Необходимо широкое обсуждение закона и с экспертами, и с педагогами, и с представителями общественных организаций, и просто с родителями учеников. Поэтому данный законопроект был вынесен на июльском заседании лишь в первом чтении. Рабочая группа по доработке законопроекта уже создана. Его принятие я считаю, если хотите, своей личной ответственностью, своей профессиональной честью и не хочу обмануть людей, доверивших нам эту работу.
Мы в большом долгу перед культурой
Действительно, в сфере образования на Дону сделано многое, но и сфера культуры не осталась без внимания, хотя, как отметила Валентина Маринова, «финансирование отрасли увеличено, но все равно этого недостаточно». В этом отношении, считает она, необходимо уделять больше внимания культуре с точки зрения развития отрасли и взаимодействия муниципалитетов с областью, в контексте межбюджетных отношений.
Так, Законодательным Собранием области в 2008 году был принят Областной закон №145-ЗС «Об обязательном экземпляре документов Ростовской области». Обязательными являются все изготовленные на территории области или за ее пределами по заказу областных организаций печатные издания, официальные документы, аудиовизуальная продукция и т.п. При этом наибольшую ценность представляют экземпляры, имеющие краеведческий, содержательный, научный интерес для жителей Дона. Три областных библиотеки: Донская государственная публичная, Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной и областная специальная библиотека для слепых – являются получателями и выполняют обязанности по формированию полного комплекта документов обязательного экземпляра Ростовской области. Иными словами, все, что издается на территории области государственными типографиями, в количестве трех экземпляров в обязательном порядке сдается в три областные библиотеки. К примеру, за четыре года действия закона Донская государственная публичная библиотека получила от производителей свыше 14 тысяч книг.
Также в период действия 4-го созыва депутатами был внесен ряд изменений в Областной закон «О культуре», принятый в 2004 году. К примеру, в 2009 году Областным законом №303-ЗС для отдельных категорий граждан: студентов вузов, членов многодетных семей и др. – было установлено право на бесплатное посещение государственных областных музеев.
В 2012 году в Областной закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области», принятый в 2004 году, были внесены изменения, которые позволили закрепить положение о том, что земляные, строительные и иные работы вблизи объектов культурного наследия могут проводиться только при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, причем как государственной, так и негосударственной. Профильное министерство раз в год должно предоставлять в Законодательное Собрание доклад о состоянии объектов культурного наследия.
Но, несмотря на это, мы, как отметил Президент России, остаемся «в большом долгу перед культурой»…
Для развития гражданского общества создаются конкурентные условия
В части развития гражданского общества на Дону однозначной победой можно назвать создание Общественной палаты Ростовской области, Областной закон об этом был принят в 2011 году. В ее состав входят 45 человек: председатели благотворительных фондов, советов ветеранов и инвалидов, ректоры вузов, представители сфер медицины, культуры и права, работают 9 постоянных комиссий. Как отметил Губернатор области, «Общественная палата должна наводить мосты между властью и обществом, ликвидировать бюрократические барьеры и, конечно, продвигать гражданские инициативы». Благодаря внесенным поправкам в данный закон инициативы и заключения Общественной палаты Ростовской области, касающиеся областных законов и муниципальных нормативных актов, в обязательном порядке рассматриваются законодательной и исполнительной властью региона.
Не менее важным стало принятие Областного закона «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций…». На реализацию мероприятий по поддержке СОНКО из областного бюджета выделяется всего 10 млн рублей, тем не менее, эти средства распределяются по грантам в конкурсном порядке для общественных организаций – это и есть создание конкурентных условий для развития гражданского общества. Но самое главное – расходы предназначены тем организациям, которые выполняют социально значимые задачи.
– Ранее депутаты рекомендовали Министерству внутренней и информационной политики создать свою программу и тем самым претендовать на софинансирование из федерального бюджета.
Сегодня на это мы получили положительный ответ, и я надеюсь, что в следующем году социально ориентированные организации получат значительно больше средств – из областного и федерального бюджетов, – отметила председатель комитета Валентина Маринова.
Вопросами ведения комитета являются:
- образование;
- наука;
- культура;
- искусство;
- охрана памятников истории и культуры;
- взаимодействие с политическими партиями, общественными объединениями и религиозными организациями
За время работы IV созыва Законодательного Собрания Ростовской области комитетом по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями:
- Проведено заседаний – 50;
- Подготовлено одобренных областных законов и постановлений – 65;
- Рассмотрено проектов федеральных законов – 253;
- Рассмотрено законодательных инициатив субъектов РФ – 30;
- Рассмотрено обращений субъектов РФ – 37;
- Отработано поручений Законодательного Собрания Ростовской области – 10;
- Подготовлено «правительственных часов» – 1