[№8 (45) август 2013] Николай Беляев: «Донской АПК развивается динамично»28.08.2013
Ростовская область традиционно относится к числу сельскохозяйственных регионов России, является одним из крупнейших экспортеров продукции сельского хозяйства и продуктов ее переработки. Вопросы аграрной политики, продовольствия, повышения качества окружающей среды и плодородия земель сельскохозяйственного назначения являются первостепенными в политике руководства донского региона, их законодательным урегулированием занимается комитет Законодательного Собрания Ростовской области по аграрной политике, продовольствию и природопользованию под председательством НИКОЛАЯ БЕЛЯЕВА. В одном из интервью нашей газете Николай Беляев сказал, что за последние годы в области для жителей Дона сделано очень многое в различных сферах деятельности. – Наш регион один из лучших по многим направлениям в Российской Федерации, – с гордостью подчеркнул он, – и за этим стоит большой труд Правительства области, Законодательного Собрания, органов местного самоуправления и в первую очередь самих жителей нашей прекрасной Ростовской области. Что же сделано, какие областные законы приняты за время действия IV созыва донского парламента в отношении непосредственной деятельности возглавляемого им комитета? Начнем, пожалуй, с одного из основополагающих и принципиальных областных законов – «О развитии сельского хозяйства в Ростовской области» (№326-ЗС от 19 ноября 2009 года). Данным законом установлены приоритетные направления деятельности областных органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. К их числу относятся:
В основе государственной аграрной политики в Ростовской области лежит программно-целевой метод финансирования расходов на развитие сельского хозяйства, получивший свое развитие в долгосрочной целевой программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010–2014 годы, а также в Концепции развития агропромышленного комплекса области до 2020 года. В связи с этим стоит отметить, что финансовая поддержка АПК Дона с каждым годом увеличивается. Так, за период 2010–2012 года в аграрный сектор области было направлено более 18 млрд рублей. Если в 2010 году на эти цели из федерального бюджета поступило свыше 3 млрд рублей, из областного – около 2 млрд рублей, то в 2012 году поступления из федерального бюджета составили более 4 млрд рублей и более 2 млрд рублей – из областного. Дополнительно к этому в 2012 году донским сельхозтоваропроизводителям по льготным ценам было поставлено более 157 тысяч тонн дизельного топлива, что позволило им сэкономить свыше 1 млрд рублей. Кроме того, поддержка сельскохозяйственного производства выражается не только финансово, активно идет подготовка квалифицированных профессиональных кадров. Ежегодно в Ростовском институте переподготовки кадров агробизнеса проходят переподготовку и повышают квалификацию сотни специалистов. Нельзя не отметить и разработку программы технического перевооружения оросительных систем на 2012–2014 годы, в рамках которой предусмотрено ежегодное восстановление 2 620 гектаров орошаемых площадей с возмещением до 50 процентов затрат сельхозтоваропроизводителей на проведение указанных работ. Все это, естественно, благоприятно сказывается не только на восстановлении орошаемых земель, но и на урожайности сельскохозяйственных культур, увеличении объема валовой продукции сельского хозяйства и, как следствие, увеличении объема налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Другим важным законом, принятым донскими депутатами в 2009 году, стал Областной закон №210-ЗС «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области». К сожалению, в период проведения земельной реформы и разделения посевных площадей колхозов и совхозов на земельные паи между гражданами не всегда земельные участки использовались добросовестно собственниками, а зачастую арендаторами, что с течением времени привело к деградации почвенного слоя. Законодатели забили тревогу, итогом которой стало принятие данного закона с утвержденными правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в нашей области. Так, помимо проведения обязательных мероприятий по улучшению земель в целях недопущения снижения их плодородия, землевладельцы должны оказывать содействие в проведении агрохимического обследования этих земель. Ведь именно результаты такого обследования дают полное представление о состоянии плодородия почвы, что в свою очередь позволяет выработать верные управленческие решения о перспективах развития сельскохозяйственного производства на Дону. К тому же, на проведение агрохимических обследований аграриям предоставляются субсидии в размере 50 процентов стоимости этих работ, сумма которых год от года увеличивается. Если в 2009 году на эти цели было выделено 7 млн рублей, то в 2012 году – около 15 млн рублей. В областном бюджете также предусмотрены субсидии для аграриев на приобретение удобрений, гербицидов и химических средств защиты растений. Дополнительно к этому изменениями в Областной закон «Об административных правонарушениях» был установлена административная ответственность за нарушение правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Для граждан штраф составляет от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 10 до 50 тысяч рублей. В последние годы серьезным испытанием для донских животноводов стала АЧС – африканская чума свиней. Поэтому в целях предотвращения этой болезни и стабилизации обстановки в 2010 году донскими депутатами был принят Областной закон №445-ЗС «Об основных неотложных мерах по предотвращению распространения африканской чумы свиней в Ростовской области». В рамках реализации закона на территории области были проведены проверки личных подсобных и свиноводческих хозяйств, выявлены нарушения, наложены штрафы. В результате проведенных мероприятий распространение этой болезни было остановлено. Также в отношении развития животноводства в 2011 году Законодательным Собранием области был принят Областной закон №671-ЗС «О ветеринарии в Ростовской области», который комплексно регулирует отношения в сфере ветеринарно-санитарного благополучия на Дону. Не секрет, что донская земля славится богатейшими охотничьими ресурсами. Общая площадь охотничьих угодий составляет 9 576 тысяч гектаров, из них 1 316 тысяч гектаров – площадь общедоступных охотничьих угодий и 8 259 тысяч закреплены за охотпользователями охотничьих угодий. В целях сохранения природных свойств лесов и охотничьих ресурсов, а также в соответствии с федеральным законодательством в 2010 году донские законодатели приняли Областной закон №522-ЗС «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Ростовской области». Хотелось бы сказать и о внимании комитета по аграрной политике к вопросам развития пчеловодства на Дону. В 2012 году Законодательное Собрание области приняло Областной закон №851-ЗС «О пчеловодстве в Ростовской области», который предусматривает упорядочение деятельности субъектов пчеловодческой деятельности, регулирует отношения с владельцами сельскохозяйственных угодий при возникновении вопросов по размещению пасек на сельхозземлях. Внимание в законе также уделено вопросам охраны пчел. Принятие данного закона имеет массу преимуществ для пчеловодов Дона. Так, согласно закону, они имеют право на получение государственной поддержки, предоставляемой в рамках областных долгосрочных целевых программ, на получение ветеринарной помощи по предупреждению болезней пчел, их лечению и т.п. В свою очередь пчеловоды обязаны сообщать в областные государственные учреждения ветеринарии о любом случае заболевания или внезапной гибели пчел. Таким образом, этот закон способствует созданию условий для разведения, содержания пчел, получения продуктов пчеловодства, а также обеспечению прав и интересов самих пчеловодов. В Ростовской области насчитывается порядка 600 тысяч гектаров земель, находящихся в аренде у сельхозтоваропроизводителей, а выкупить эти земли им было не под силу – слишком высокая цена, 15 процентов от кадастровой стоимости. Поэтому на областном уровне принято решение об установлении дифференцированной процентной ставки для выкупа земель сельхозназначения в зависимости от срока аренды. В июне 2013 года донскими депутатами принято изменение в областной закон «О регулировании земельных отношений в Ростовской области». До изменения переданные в аренду гражданам или юридическим лицам земельные участки приобретались арендаторами в собственность по цене 15 процентов кадастровой стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих земельных участков. Изменения, внесенные в этот закон, позволяют снизить стоимость выкупа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом выкупная стоимость установлена дифференцированно в зависимости от срока использования земельного участка в следующих размерах:
Для сельхозтоваропроизводителей приобретение земли в собственность даст много преимуществ. В частности, земля может быть использована в качестве залоговой базы при оформлении кредитов. Да и люди уже будут себя чувствовать по-иному – настоящими хозяевами этой земли! – прокомментировал суть изменений Николай Беляев. И в завершение – о двух важных законодательных инициативах комитета по аграрной политике. Первая касается товарного рыбоводства, и она уже нашла отражение в федеральном законодательстве. Так, с 2007 года забор (изъятие) водных ресурсов для целей товарного рыбоводства должен был осуществляться на платной основе, что едва не привело к разорению хозяйств не только в Ростовской области, но и в других регионах России. Для решения проблемы Законодательное Собрание и Правительство Ростовской области неоднократно обращались в Госдуму, Совет Федерации, Совет законодателей и федеральные министерства с предложениями по внесению изменений в федеральное законодательство. Благодаря этому в июне 2013 года Госдума РФ приняла поправку в статью 11 Водного кодекса РФ, освобождающую рыбоводные хозяйства от платы за забор (изъятие) воды из федеральных водоемов. Только для Ростовской области ежегодная экономия составила около 200 млн рублей. Это, безусловно, позволит предприятиям, осуществляющим рыбоводство и воспроизводство аквакультуры, развивать производственную базу, создавать необходимую для этого инфраструктуру, привлекать заемные средства и квалифицированных специалистов, создавать новые рабочие места, что благоприятно скажется на развитии рыбной отрасли донского региона и России в целом. Вторая инициатива донских законодателей связана с решением проблемы приемки в эксплуатацию и содержания защитных лесных насаждений (лесополос), которая в регионах до сих пор не решена. С января 1996 года, т.е. более 17 лет, подзаконные акты (порядок приемки в эксплуатацию и правила содержания защитных лесных насаждений) Министерством сельского хозяйства РФ не приняты. Таким образом, охрана защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе от пожаров и незаконных рубок, современным законодательством РФ не регламентируется. В связи с этим законодатели Дона предлагают внести изменения в статьи 27 и 29 Федерального закона «О мелиорации земель», касающиеся наделения субъектов РФ полномочиями по установлению порядка приемки в эксплуатацию, а также правил содержания защитных лесных насаждений. В этом их поддержали коллеги из ЮРПА. К тому же, на законопроект получены положительные заключения от Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Правового управления Аппарата Совета Федерации. В настоящее время Законодательное Собрание Ростовской области рассматривает предложение Совета Федерации подготовить консолидированную законодательную инициативу для внесения в Госдуму РФ.
Вопросами ведения комитета являются:
За время работы IV созыва Законодательного Собрания Ростовской области комитетом по аграрной политике, продовольствию и природопользованию:
|