[№4 (54) март 2014] О донском бюджете и перспективах его развития07.03.2014
О том, что вкладывается в понятие бюджетного процесса и какие особенности он имеет в Ростовской области, нам рассказал первый заместитель Председателя областного Заксобрания – председатель комитета по бюджету АНДРЕЙ ХАРЧЕНКО. – Андрей Владимирович, скажите, что вкладывается в понятие бюджетного процесса? – В любой стране бюджет – это наиболее точная форма выражения существа государственной власти и в то же время очень сложный механизм, работающий по законам, далеко не всегда понятным рядовым гражданам. Он состоит из четырех последовательных стадий: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и утверждении отчета об исполнении. Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. – Есть ли кардинальные различия в бюджетах Ростовской области на 2013 год и 2014 год? – Различия есть: они продиктованы изменениями федерального законодательства. Причем ряд изменений произошел в пользу муниципалитетов. Так, например, с 2014 года отчисления от арендной платы за землю составят 100 процентов, а не 80, как в прошлом году. Второе новшество связано с муниципальным дорожным фондом: теперь 10 процентов от акцизов на нефтепереработку, поступающих в областной бюджет, будут распределяться по муниципалитетам, в зависимости от протяженности дорог, расположенных на их территории. – С 1 января 2014 года произошел переход на так называемый программный бюджет. Поясните, что это значит? – Еще до внесения на рассмотрение Законодательного Собрания проекта бюджета на 2014 год Правительством области была утверждена 21 государственная программа Ростовской области. На их реализацию предусмотрено более 90 процентов расходов областного бюджета. Программный бюджет – это отражение финансового обеспечения программ. Иными словами, это не распределение расходов по ведомствам, а распределение расходов именно по программам. Таким образом, экономика получает понятный инструмент развития, комплексный и долгосрочный. Субъекты предпринимательства увидят долгосрочные ориентиры государства, а общество — реальные результаты работы органов власти, измеримые в удовлетворении потребностей и улучшении качества жизни, а не только в объемах расходуемых государственных средств и количестве построенных объектов. – Как вы оцениваете принятый бюджет на ближайшую трехлетку и, в частности, на 2014 год? – При рассмотрении бюджета мы традиционно определили ряд приоритетов. Первый – безусловное сохранение и индексация всех мер социальной поддержки. Ростовская область занимает 1-е место среди субъектов ЮФО по социальной направленности. Второй приоритет – выполнение майских Указов Президента страны. Третий – обеспечение государственных и частных инвестиционных вложений в инфраструктуру региона, сохранение точек роста в нашей экономике. Строительство дорог, создание новых производств и рабочих мест – это локомотивы нашей экономики. Важно, что бюджет 2014 года является социально ориентированным – 69 процентов расходов предусмотрено на обеспечение деятельности социально-культурной сферы области. – Что входит в планы парламентского комитета по бюджету на 2014 год? – В соответствии с областным законодательством комитет по бюджету проведет публичные слушания по отчету об исполнении областного бюджета за 2013 год, и по проекту областного бюджета на 2015 год, и на плановый период 2016 и 2017 годов. После чего эти вопросы будут внесены на рассмотрение Законодательного Собрания. Ряд вопросов будут решаться комитетом в течение 2014 года для выполнения задач, поставленных Президентом России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2013 года. Также совместно с Правительством Ростовской области мы планируем изучить вопрос о внесении изменений в Областной закон «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» в части предоставления двухлетних налоговых каникул вновь созданным малым предприятиям, осуществляющим деятельность в производственной, социальной и научной сферах. – И в заключение – интересующий многих вопрос: когда Ростовская область выйдет из разряда дотационных и станет вполне самодостаточным субъектом? Что еще для этого требуется предпринять областной власти? – По решению Министерства финансов РФ Ростовская область впервые включена в список низкодотационных регионов страны. Она перешла из категории регионов с федеральной дотацией бюджета от 20 до 60 процентов в категорию с дотацией ниже 20 процентов. Таким образом, на Дону выполнена задача, поставленная Президентом России Владимиром Путиным, по снижению уровня дотационности региона. Переход нашего региона из одной категории в другую стал возможен благодаря планомерной работе областной власти над увеличением собственных налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Так, в 2010 году региональная казна пополнилась на 53 млрд рублей, в 2011 – на 60 млрд, в 2012 – на 78 млрд, в 2013 – на 82,8 млрд. В 2014 году планируется получить 102,2 млрд рублей. Считаю, что переход области в новую группу расширит возможность самостоятельного решения вопросов социально-экономического развития Дона. |