[№12 (37) декабрь 2012] Депутаты обсудили порядок отзыва губернатора и наметили программу на первое полугодие24.12.2012
6 декабря состоялось заседание комитета Законодательного собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями. На повестке дня стояло два вопроса: 1. О проекте областного закона «О порядке отзыва Губернатора Ростовской области» (докладчик – председатель комитета по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку Александр Ищенко); 2. О примерной программе законотворческой и нормотворческой деятельности Законодательного Собрания Ростовской области на первое полугодие 2013 года (докладчик – председатель комитета по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями Валентина Маринова). Перед началом работы Валентина Лаврентьевна Маринова объявила, что, помимо членов комитета, присутствие которых составило 100%, на заседание приглашен заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области Владимир Жуков. Александр Валентинович Ищенко, предваряя свой доклад, отметил, что комитет по образованию, науке, культуре и связям с общественными организациями первым среди комитетов Законодательного Собрания рассматривает проект областного закона «О порядке отзыва Губернатора Ростовской области» и что интерес к этому законодательному акту проявляют не только законотворцы и структуры исполнительной власти, но также и широкая общественность Ростовской области. Это не удивительно: в 2012 году проведена реформа избирательного законодательства и в политическую практику возвращены прямые выборы высшего должностного лица области – Губернатора. При этом федеральный законодатель предусмотрел, что законодатель субъекта, вводя прямые выборы Губернатора, должен предусмотреть механизм отзыва всенародно избранного высшего должностного лица региона. Эта работа была начата осенью 2012 года и в результате анализа уже имеющегося опыта прошлых лет и других субъектов Российской Федерации, положений федерального законодательства, модельного проекта закона, разработанного Центральной избирательной комиссией, было решено применить ту модель, которая предлагается на рассмотрение. Она включает в себя четко обусловленные основания, по которым может быть выдвинута инициатива в отношении отзыва Губернатора области. В частности, нарушение Губернатором законодательства, а также неоднократное и грубое неисполнение Губернатором области своих должностных обязанностей без уважительных причин (причем, эти факты должны быть установлены Ростовским областным судом). При установлении судом одного или обоих этих фактов, с инициативой отзыва Губернатора вправе обращаться общественные объединения, политические партии, их региональные отделения, а также группа граждан РФ, проживающих на территории области и обладающая активным избирательным правом. Инициатива проведения голосования по отзыву может быть выдвинута не ранее, чем по истечению одного года со дня вступления Губернатора в должность. Для возбуждения вопроса о голосовании должна быть образована инициативная группа в количестве не менее 20 человек из числа граждан РФ, проживающих на территории Ростовской области. Протокол собрания инициативной группы передается в избирательную комиссию, которая проверяет соответствие представленных документов требованиям законодательства и в положительном случае направляет это ходатайство в Законодательное Собрание Ростовской области. В случае подтверждения Законодательным Собранием наличия оснований для отзыва Губернатора, Избирательная комиссия Ростовской области регистрирует эту группу. После чего группа собирает подписи среди жителей области, обладающих активным избирательным правом в количестве не менее ¼ от числа избирателей, зарегистрированных на территории Ростовской области. По окончании сбора подписей, их подлинность проверяет Избирательная комиссия, после чего производится процедура голосования в соответствии с избирательным законодательством. Отзыв считается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа избирателей, включенных в списки голосования по отзыву. – Это процедура экстраординарная и служит гарантом стабильности власти. Сразу хочу разочаровать те силы, которые хотели бы использовать механизм отзыва в качестве политического давления на высшее должностное лицо региона. Законодатели этого не допустят. Но и руководитель должен понимать, что, в случае нарушения им закона, избиратели будут наделены возможностями прекратить его полномочия. Я убежден и надеюсь, что таких фактов в Ростовской области не будет, – подчеркнул Александр Ищенко в своем комментарии и добавил, что, тем не менее, законодательный механизм должен быть разработан и утвержден. В процессе обсуждения было высказано мнение, что данный закон является еще одним звеном в законодательной последовательности, обеспечивающей возможности регулирования структур власти различного уровня. В период назначения губернаторов на должность Законодательным Собранием по рекомендации Президента критиковалась невозможность повлиять на принятие кадровых решений со стороны граждан (вернее, она предоставлялась опосредованно – через депутатский корпус). Обсуждаемый законодательный механизм предоставляет избирателям возможность прямого воздействия на отзыв Губернатора. Правда, с учетом предложенной схемы, этот процесс потребует консолидации всех политических сил и определенного единодушия в обществе. Заключая обсуждение вопроса, Валентина Маринова отметила, что новый законопроект не случайно одним из первых рассматривается именно на заседании комитета по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями. Ведь он является политическим документом и определяет правовой механизм включения гражданского общества в процесс воздействия на власть, и благодаря формированию таких отношений гарантируется стабильность в политической жизни общества. Комитет принял решение рекомендовать Законодательному Собранию Ростовской области рассмотреть и принять данный законопроект в окончательной редакции. Голосование по этому решению прошло единогласно. В ходе обсуждения примерной программы законотворческой и нормотворческой деятельности Законодательного Собрания Ростовской области на первое полугодие 2013 года, В.Л. Маринова обратила внимание на то, что это примерная программа. В частности, в первом разделе, посвященном подготовке областных законов, нет столь активно разрабатываемого в последние полгода закона об образовании. Это объясняется тем, что пока не принят федеральный закон, но как только это произойдет (а скорее всего, это случится до конца декабря), начнется финальный этап работы над областным законом об образовании. Тем более, что поправки ко второму чтению уже отправлены и известно, что именно придется изменить. Еще одним важным направлением работы может стать закон о культуре, принятие которого все откладывается, но если федеральные законодатели выполнят свое обещание и примут его в первом полугодии 2013 года, тогда он будет включен в рабочие планы Законодательного Собрания Ростовской области. Вероятнее всего – на второе полугодие. |