Неужели реформирование ЖКХ будет длиться вечно?ЖКХ — одна из самых острых и скандальных тем в России. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства обсуждаются на различных каналах российского телевидения, не сходят с полос газет и страниц журналов, но... «воз и ныне там». И вот 13 апреля законодатели и представители исполнительной власти донского региона в очередной раз собрались за «круглым столом», чтобы обсудить ход реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Ростовской области и разработать совместное решение по вопросам, особенно волнующим жителей области в последнее время. Это и постоянно растущие тарифы, и «вечные» недостатки в работе управляющих компаний, и проблемы товариществ собственников жилья... Вспомните, с чего начался 2011 год. С очередного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. И это уже никого не удивляет, потому что ежегодное увеличение тарифов уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь и стало своеобразной нормой. Мы, казалось бы, должны к этому привыкнуть. Может, и привыкли, только смириться довольно сложно, скорее, даже невозможно. Ход реформирования ЖКХ постоянно обсуждается, каждый год принимаются рекомендации, намечаются пути решения возникающих проблем... Но людей волнует один-единственный вопрос: будут ли когда-нибудь решены эти проблемы, придут ли компании ЖКХ, ресурсоснабжающие организации и власть к единому мнению? Эти и ряд других вопросов стали темой обсуждения представителей законодательной и исполнительной власти 13 апреля 2011 года. Как вы знаете, в Ростовской области разработана и утверждена концепция реформирования ЖКХ, которая направлена на повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, а также улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат и оказание адресной социальной защиты малообеспеченных слоев населения. С этой целью в нашей области реализуются целевые программы, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры, проведение капитального ремонта многоквартирных домов, отселение жителей из ветхих и аварийных домов.
Если подвести итоги реформирования ЖКХ за последние три года, то в Ростовской области за период с
В Ростовской области сформирована и действует на протяжении последних лет нормативно-правовая база, в которой предусмотрены меры социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг. В бюджете области только на 2010 — 2011 годы предусмотрено свыше 18,5 млн рублей. На данный момент завершаются работы по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами. Только в течение Несмотря на проведенные мероприятия, остается еще много нерешенных вопросов. Совершенствования требует вопрос формирования договорных отношений в сфере управления многоквартирными домами. Массу нареканий граждан вызывает процесс ценообразования на услуги, предоставляемые управляющими компаниями жителям многоквартирных домов. И это только малая часть проблем. В декабре прошлого года во всех муниципальных образованиях области прошли сходы граждан, и Губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев, проанализировав обращения жителей Ростовской области, подписал распоряжение о проведении аудита платежей за жилищно-коммунальные услуги, тарифоообразования и нормативов потребления коммунальных услуг. Были сформированы профильные комиссии, куда вошли депутаты Законодательного Собрания, в частности, заместитель Председателя Заксобрания Е.М. Шепелев и председатель комитета по строительству В.Д. Гребенюк. Комиссиями проведен ряд выездов в муниципальные образования Ростовской области, в ходе которых выявлены недостатки в работе управляющих компаний, принявших уже системный характер, в том числе ничем необоснованное завышение платежей. Развернутую информацию о положении дел в сфере ЖКХ представил министр жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сергей Борисович Сидаш. Им было отмечено, что реформирование ЖКХ идет в 21 муниципальном образовании области: в 11 городах, 7 городских и 3 сельских поселениях. С созданием частных жилищно-коммунальных компаний появился целый блок вопросов — от неоформленного права собственности на объекты инфраструктуры до не ликвидности активов из-за их несоответствующего технического состояния. Условия реформирования были полностью выполнены в ряде муниципальных образований области: Аксае, Белой Калитве, Персиановской, станице Кривянской и других. Доля частных коммунальных предприятий по области в целом составляет 60,4 процентов. Другой проблемой является задолженность коммунальных предприятий ресурсоснабжающим организациям по оплате за поставленные ресурсы. В 2010 году процент убыточных предприятий составил 32,4 (для сравнения: в 2009 году — 28,2 процента). Основной причиной задолженности стала несвоевременная оплата населением коммунальных счетов. По итогам прошлого года задолженность управляющих компаний за энергоресурсы составила 1,2 млрд рублей. Министр жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области более подробно остановился на одном из важных пунктов реформы ЖКХ — изменении системы управления домами. В нашей области в системе управления участвуют 65,7 процентов муниципальных предприятий ЖКХ, 26,2 процентов управляющих компаний, 7,5 процентов товариществ собственников жилья. Далее им были названы основные проблемы ТСЖ, среди которых слабая инициативность собственников жилья, некомпетентность председателя ТСЖ, диктат ресурсоснабжающих организаций и другие. Эти же проблемы характерны и для управляющих компаний. Также С.Б. Сидаш рассказал о результатах проведенного аудита коммунальных предприятий, в ходе которого был выявлен ряд нарушений, связанных с несовершенством законодательной базы, непрозрачностью расчетов в системе ЖКХ и др. — Но самой актуальной задачей, — подчерк-нул министр жилищно-коммунального хозяйства, — по-прежнему остается работа с людьми, объяснение жильцам правил оплаты и т.п. Руководителем Региональной службы по тарифам Ростовской области Александром Александровичем Гребенщиковым была предоставлена информация о росте тарифов. По теплоснабжению максимальный рост составил 117,6 процентов, по водоснабжению — 119 процентов, по электроснабжению — 110 процентов, по природному газу — 115 процентов. Он рассказал о факторах, повлиявших на рост тарифов в 2011 году, и отметил, что Правительством Российской Федерации принято решение до 1 мая текущего года о пересмотре тарифов в сторону уменьшения. В ходе заседания депутатами Л.А. Шафировым, Н.В. Коломейцевым и другими были заданы острые и животрепещущие вопросы, касающиеся аварийного и ветхого жилья, проведения реформы в остальных муниципальных образованиях области, которые не входят в обозначенное число — 21, работы «хороших» и «плохих» управляющих компаний ЖКХ и ряд других. — Давайте смотреть правде в глаза! Все проблемы таятся в самом Жилищном Кодексе, — высказал свое мнение депутат Заксобрания от фракции КПРФ Н.В. Коломейцев, — и его нужно в корне пересматривать. Председателем Законодательного Собрания В.Е. Дерябкиным был задан вопрос министру жилищно-коммунального хозяйства о том, как Ростовская область выглядит на фоне Южного Федерального округа по результатам реформирования системы ЖКХ. — В целом, Минрегионразвития РФ оценивает проведение реформы в нашей области положительно, — ответил С.Б. Сидаш. После обсуждения многих вопросов, требующих решения, Сергей Борисович от лица Администрации области заверил присутствующих: — Мы знаем все проблемы, контролируем и активно вмешиваемся в этот процесс. Много вопросов и претензий у присутствующих возникло к руководителю ООО «ЖКХ Кировского района» города Ростова-на-Дону П.С. Усатому. Свое видение на ход реформирования ЖКХ в Ростовской области высказал директор холдинга «Управляющая организация ЖКХ» В.М. Арцибашев. — Снижение тарифов, — отметил он, — к сожалению, не является единственным решением всех коммунальных проблем. Для того, чтобы снизить тарифы, необходимо сначала вложить колоссальные деньги (на утепление фасадов, установку системы АСКУЭ и т.п.). Хотелось бы, чтобы были выработаны четкие и единые правила игры, о которых мы должны знать заранее. О проблемах ТСЖ рассказал председатель Ростовской ассоциации товариществ собственников жилья В.С. Михайлов. Связаны они в основном с нехваткой квалифицированных кадров, которые могли бы грамотно руководить организацией. С целью обучения управленческих кадров ТСЖ разработана программа «Управдом», но до сих пор она не внедрена в жизнь.
В конце заседания участники одобрили выработанные рекомендации, призванные улучшить положение дел в извечно проблемной сфере деятельности — жилищно-коммунальном хозяйстве, ставшем уже притчей во языцех. Видимо, отчасти по этой причине вопрос «О проблемах реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Ростовской области» будет рассмотрен в рамках «Правительственного часа»
Комментарий председателя Законодательного Собрания Ростовской области В.Е. Дерябкина:— В ходе проведения совместного заседания «круглого стола» при Законодательном Собрании Ростовской области и Консультативного совета общественных объединений при Главе Администрации (Губернаторе) области поднята действительно важная и волнующая многих на сегодняшний день тема «О ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Ростовской области». Вы знаете, что в марте 2004 года была принята Концепция реформирования самого сложного комплекса в области — жилищно-коммунального хозяйства. На сегодняшнем заседании особое внимание мы уделили обсуждению основных вопросов, касающихся оказания качественных услуг ЖКХ населению области и выработки механизмов влияния на тарифы — насколько они экономически обоснованы? Большое внимание уделено работе управляющих компаний, особенно вопросам прозрачности их работы. Мы заслушали доклады представителей исполнительной власти и выработали соответствующие рекомендации. Надеемся, что Фонд содействия реформированию ЖКХ продолжит свою работу. Говорят, что ничего не сделано за эти годы, но ведь это не так. Более 6 000 семей отселены из аварийного жилья, в более чем 3 700 многоквартирных домах проведен капитальный ремонт. За четыре года на модернизацию системы ЖКХ было направлено порядка 18 млрд рублей. Результаты есть. Конечно, федеральных денежных средств недостаточно, поэтому нужно продолжать работу по привлечению инвесторов в эту сферу. |