На пользу всей России!Совместный семинар-совещание федеральной, региональной законодательной ветвей власти и местного самоуправления на тему: «Практика реализации законодательства по разграничению полномочий в субъекте Российской Федерации. Проблемы и пути решения» был проведен 21 июня 2010 года в Общественном собрании Ростовской области. Он стал своего рода выездным заседанием Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, возглавляемого нашим земляком Виктором Усачевым. Высший законодательный орган страны, кроме него, представляли депутаты Госдумы: Адам Делимханов и Гульнара Сергеева — заместители председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Федерации и региональной политике, а также члены Комитета — Сергей Пекпеев, Павел Семенов и Лариса Яковлева. Донской парламент представляли: Виктор Дерябкин — председатель Законодательного Собрания Ростовской области, Юрий Зерщиков — первый заместитель председателя ЗС РО и Евгений Шепелев — заместитель председателя ЗС РО, а также председатели комитетов ЗС РО: Александр Ищенко, Наталья Стаценко, Николай Шевченко и Валентина Маринова. Администрацию Ростовской области представлял Сергей Назаров — первый заместитель Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области — Вице-губернатор. Прокуратуру Ростовской области — Владимир Кузьменко — первый заместитель прокурора РО. Главное управление Министерства юстиции РФ по РО — Алексей Артамонов — заместитель начальника Главного управления Минюста РФ по РО. Органы местного самоуправления были представлены мэрами городов Таганрога и Азова Николаем Федяниным и Сергеем Бездольным, заместителем мэра г. Ростова-на-Дону Валентиной Леденевой и председателем комиссии Ростовской городской Думы по местному самоуправлению, связям с политическими партиями и общественными объединениями, средствами массовой информации Татьяной Георгиевой. Научные организации представляли Василий Рудой — ректор Северо-Кавказской академии государственной службы и Жанна Овсепян — заведующая кафедрой государственного (конституционного) права юридического факультета ЮФУ. С докладом «О состоянии и перспективах законодательного разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» выступил Виктор Усачев. Он отметил, что в настоящее время сложилась достаточно стройная схема разграничения полномочий, которую можно разделить на следующие категории: Первую из них составляют обязательные или, как их еще называют, собственные полномочия регионов по предметам совместного ведения, которые осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Федерации. Они установлены базовым Федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в части разграничения полномочий. За период с 2003 года по настоящее время количество этих полномочий увеличилось практически в два раза, с 41 до 81. Согласно действующему законодательству органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации с передачей материальных и финансовых ресурсов. За период с 2003 года количество переданных полномочий увеличилось с 24 до 61. Вторую категорию составляют делегированные полномочия. Российская Федерация по предметам своего и совместного ведения передает федеральными законами эти полномочия для осуществления органами власти субъектов Федерации вместе с финансовыми средствами, которые выделяются в виде субвенций из федерального бюджета. В настоящее время передано 94 таких полномочий. Третью группу составляют факультативные (необязательные) полномочия. Действующим законодательством предусмотрено право участия субъектов РФ в осуществлении не переданных им федеральных полномочий, если это предусмотрено федеральным законом. Финансирование по таким полномочиям не является обязанностью субъекта РФ и осуществляется при наличии такой возможности. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ вправе своими законами устанавливать за счет средств своего бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих это право. Такова на сегодняшний день сложившаяся схема разделений полномочий, но, вместе с тем, развитие общественных отношений и опыт реализации законов говорят о необходимости ее корректировки. И эта работа ведется постоянно. Какие здесь существуют проблемы? Лучше всего они видны на местах. И о них в своих выступлениях говорили как представители региональной власти, так и местного самоуправления. Первый заместитель председателя ЗС РО Юрий Зерщиков подчеркнул, что тема семинара-совещания безусловно актуальна как для представителей органов власти регионального и муниципального уровня, так и для федеральных законодателей. В практике реализации законодательства по разграничению полномочий между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями действительно существуют проблемы. Юрий Зерщиков выразил надежду, что семинар позволит найти пути их решения и существенно улучшит качество законодательной работы. Он рассказал об опыте работы Ростовской области и существующих здесь проблемах в сфере разграничения полномочий. В базовом Федеральном законе № 184-ФЗ обозначено 80 полномочий региональных органов госвласти по предметам совместного ведения. Их осуществление происходит за счет средств регионального бюджета. По каждому полномочию субъекты РФ имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты, в том числе и региональные программы. Ростовская область активно этим правом пользуется. В частности, на территории области в настоящее время реализуется более 40 целевых программ и комплексных мероприятий, а за предыдущие годы успешно выполнено более 50 долгосрочных областных и целевых программ. Всего же из 80 указанных в федеральном законе полномочий на Дону реализуется 76. К числу неурегулированных законодательством Ростовской области в настоящий момент четырех полномочий относятся следующие: — Вопросы поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества. Указанное полномочие было введено в федеральный закон в апреле текущего года, и в настоящее время ЗС РО ведется активная работа над проектом областного закона, направленного на реализацию указанного полномочия. — Организация и обеспечение защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов Российской Федерации. Реализация этого полномочия не представляется возможной из-за отсутствия на территории Ростовской области таких народов. Однако на Дону есть другая особенность — казачество. И в направлении возрождения, поддержки и развития казачества ведется обширная работа, и приняты нормативные правовые акты, регулирующие эту сферу. — До сих пор не решен вопрос по материально-техническому и финансовому обеспечению государственных нотариальных контор. Дело в том, что таких контор в Ростовской области попросту нет. Что же касается числа должностей нотариусов в нотариальном округе, а также границ округов, то они будут установлены уже осенью этого года. — Последнее нереализованное полномочие относится к сфере предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушениям функционирования систем жизнеобеспечения населения и ликвидации их последствий. Проблема с реализацией данного полномочия вызвана следующими обстоятельствами. В отличие от большинства других полномочий по предметам совместного ведения на федеральном уровне отсутствует какой-либо нормативный правовой акт, определяющий направление деятельности субъектов Федерации при решении этого вопроса. С точки зрения региональной власти, нарушение функционирования систем жизнеобеспечения населения в Ростовской области, в силу ее географических и климатических особенностей, возможно только при возникновении каких-то чрезвычайных ситуаций при стихийных бедствиях. Однако решение вопросов, связанных с предупреждением ЧС выделено отдельным полномочием субъекта РФ, и в Ростовской области уже существует соответствующий областной закон. Поэтому, остается открытым вопрос: о чем же будет идти речь в тексте нового областного закона, направленного на реализацию данного полномочия? Далее Юрий Зерщиков выразил надежду, что мэры городов Таганрога и Азова в своих выступлениях более подробно остановятся на вопросе о наделении муниципальных объединений государственными полномочиями субъекта Федерации согласно ФЗ № 184. В заключение своего выступления вице-спикер выразил два пожелания федеральным законодателям о необходимости внесения поправок в ФЗ № 184. Во-первых, о недопустимости передачи на региональный уровень федеральных полномочий без одновременного предоставления их финансирования из федерального бюджета. Во-вторых, федеральные законы о наделении государственными полномочиями должны приниматься не позднее, чем за три месяца до начала следующего финансового года. Затем доклад о практике реализации в Ростовской области федеральных полномочий, переданных для исполнения органам власти субъектов РФ, сделал Вице-губернатор Сергей Назаров. Он остановился на ряде проблемных вопросов, которые требуют обсуждения и решения со стороны законодательной и исполнительной власти. Это вопросы нормотворчества, принятия подзаконных правовых актов, полноты передаваемых федеральных полномочий и их материально-технического и финансового обеспечения и реализации. Что касается нормотворчества, то пока не принята нормативная правовая база по целому ряду направлений. В основном она сформирована, но нет соответствующих подзаконных актов. Суть проблемы Сергей Назаров изложил на примере с принятием Федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации», когда на федеральном уровне был утвержден календарный план подготовки нормативных правовых актов, определяющий порядок реализации до конца 2010 года. Однако до настоящего времени не принят ни один нормативный акт из данного плана. Региональная исполнительная власть ожидает поддержки Федерации в разработке подзаконных нормативных актов в таких сферах как охрана и использование объектов животного мира и водно-биологических ресурсов, лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природных ресурсов. При введении полной оплаты за жилищно-коммунальные услуги населения в стороне остались вопросы форм поддержки отдельных его слоев. Следующим стал вопрос о передаче отдельных федеральных полномочий субъектам РФ. Так, например, им переданы полномочия по осуществлению контроля в сфере качества образования. В то же время ФЗ «Об образовании» предусматривает наличие иных субъектов, осуществляющих эту деятельность в сфере образования. В частности, образовательных организаций, в том числе, объединений юридических лиц, общественных объединений. Полномочия по осуществлению контроля качества образования в отношении данных лиц отсутствуют как на федеральном, так и на региональном уровнях. Что касается материально-технического обеспечения переданных федеральных полномочий субъектам РФ, то здесь есть целый ряд направлений, которые не финансируются вообще или финансируются в недостаточной мере. Это сферы природоохраны, воспроизводства животного мира, культурного наследия и т.д. Далее Сергей Назаров остановился еще на нескольких насущных проблемах реализации законодательства по разграничению полномочий в субъекте РФ. Яркими и эмоциональными и, в то же время, дельными и содержательными стали выступления представителей муниципальных образований. Так, мэр города Таганрога Николай Федянин рассказал о практике реализации муниципальным образованием полномочий органов власти субъекта Федерации, переданных для исполнения органам местного самоуправления. Он отметил, что с принятием такого закона, при отдельных существующих проблемах, тем не менее, в целом, стало больше порядка в муниципальных образованиях и их руководителям стало легче работать, так как более четко определены полномочия и прояснились цели такой работы. Теперь руководитель знает, что надо вовремя решать вопросы, так как придет время, когда придется отвечать за те или иные свои действия. Николай Федянин выразил благодарность региональной власти за то, что ею был установлен четкий, жесткий и постоянный процент отчислений в местный бюджет по доходным источникам, о чем давно мечтали муниципалитеты. Уже на протяжении пяти лет это позволяет им планировать свою деятельность на будущий период времени. Начавший действовать с 1 января 2006 года закон предусматривал 27 полномочий для муниципалитетов, но сейчас их число значительно увеличилось. С одной стороны, это хорошо, потому, что дает больше простора для их самостоятельной работы. Но, с другой стороны, нужно предусмотреть финансирование этих полномочий, и рассмотреть наличие подзаконных актов, которые позволят принять нормативные документы местного значения. Иначе муниципалитеты просто не успевают за процессом и вступают в конфликты с силовыми структурами. Взять, к примеру, проблему дорог. Полномочия на их текущий и капитальный ремонт местным властям даны. Но в одночасье эту объемную работу не сделаешь. И вот здесь вступают в противоречие свежий закон и регламент 1993 года, который говорит, что в 5-10-дневный срок дорогу нужно отремонтировать и привести в надлежащий вид. Но это когда небольшой ремонт. А когда большой? Подобные несоответствия приводят к тому, что прокуратурой решения местной власти опротестовываются, а суд принимает половинчатые решения, удовлетворяя половину исков и половину отклоняя. Возникает двойственная ситуация, когда мэр обязан исполнить полномочие, но не имеет для этого необходимых средств, а прокуратура обязана проконтролировать выполнение законодательных норм. В результате мэр и прокурор получают источник общей головной боли. Сегодня в стране много говорят о проблеме детских садов. И, как правило, во всех бедах обвиняют мэров, что они кругом виноваты и их нужно судить. Но вот в городе Таганроге за время перестройки из 90 детских садов 40 ушли. Одни были проданы в частные руки, другие попросту развалились без ремонта. Начиная с 2003 года, администрация города разными способами вернула 10 детских садов в муниципальную собственность, и еще 10 детских садов отремонтировали и перепрофилировали, доведя уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями в городе с 43 до 64%. Это выше среднего показателя по России. Что в этом случае делает прокурор? Он подает иск в суд и говорит, что местная администрация обязана обеспечить 100% нуждающихся местами в детских садах. Местная администрация представила программу, которая не отвечает чаяниям людей, но по-другому у нее просто не получается. Расчеты показывают, что для удовлетворения потребности необходимо построить 12 детских садов по 200 мест. На строительство одного из них уйдет 140 миллионов рублей, а всего понадобится около 2 млрд. рублей, при годовом бюджете Таганрога в 4 млрд. рублей. Так, ведь это еще — город-донор, который может себе позволить выделять какие-то средства на свое развитие. Суд местная администрация выиграла, но ведь и прокурор прав по существу вопроса. А как же обстоят дела в других муниципальных образованиях? Николай Федянин поднял вопрос о более тесном взаимодействии федеральных, региональных и местных органов власти при решении таких вопросов, чтобы их реализация шла поэтапно, исходя из реальных возможностей муниципалитетов. Эту тему активно развили в своих выступлениях мэр города Азова Сергей Бездольный, заместитель главы администрации города Ростова-на-Дону Валентина Леденева, депутат Ростовской городской Думы Татьяна Георгиева. Своими соображениями по обсуждаемой проблеме поделились с участниками семинара и ученые: ректор Северо-Кавказской академии государственной службы Василий Рудой и заведующая кафедрой государственного (конституционного) права юридического факультета ЮФУ Жанна Овсепян. В конце семинара состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве в области законотворческой деятельности между Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике и Законодательным Собранием Ростовской области. Его скрепили своими подписями Виктор Усачев и Виктор Дерябкин. Затем они дали небольшую пресс-конференцию для представителей СМИ. Виктор Усачев: Мы с коллегами уже давно запланировали провести здесь семинар-совещание по одному из ключевых вопросов, которыми занимается наш Комитет. Ростовская область была выбрана не случайно, потому что здесь наработана хорошая база и выявлены те недостатки и проблемы в законодательстве, которые необходимо решать. По итогам сегодняшнего семинара, я считаю, что та задача, которую мы ставили с Виктором Ефимовичем Дерябкиным, выполнена. Получено огромное количество предложений, которые мы теперь будем анализировать, и руководствоваться в своей законотворческой деятельности. Для более четкого взаимодействия федеральной и региональной законодательной ветвей власти мы подписали Соглашение о сотрудничестве в области законотворческой деятельности между Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике и Законодательным Собранием Ростовской области. Это уже не первое наше Соглашение и есть много других способов взаимодействия, но, тем не менее, оно указывает на дружескую атмосферу, сложившуюся между федеральным и региональным законодательными органами. Мы всегда готовы поделиться тем мощным потенциалом, который накоплен в ГосДуме по всем вопросам законотворчества. В Комитете есть два совета, где работают видные российские ученые, и мы готовы в любое время дать консультацию или предложения. Такая позиция будет способствовать принятию качественных законов, как в Российской Федерации, так и в Ростовской области.
Виктор Дерябкин: этот Комитет Государственной Думы нам родной, и мы сегодня высказали слова благодарности Виктору Васильевичу Усачеву за то, что он со своей командой прибыл на Донскую землю. Думаю, что взгляд со стороны на нас, на нашу деятельность, на то, как мы реализуем те полномочия, которые нам государство делегирует, а мы, в свою очередь, делегируем на местный уровень, как они исполняются, какие ошибки и пробелы при этом допущены, очень полезен. Я сегодня очень многое для себя почерпнул. Мы передали предложения в Комитет, который возглавляет Виктор Васильевич Усачев, по Что же касается местных муниципалитетов: городов, районов, поселений. Вроде бы неплохая картина вырисовывается. Мы передаем полномочия, а вы информируете население, что есть 100% финансирование их, а на деле оказывается, что все это не совсем так. Мы постараемся в ближайшее время промониторить эту ситуацию, каким образом муниципалитеты исполняют те государственные полномочия, которые им передали. Сегодня звучал и такой вопрос: не перегрузить их. Мы ведь можем две трети своих полномочий передать на уровень муниципалитетов, и они просто задохнутся, и каким будет качество исполнения этих полномочий в глазах жителей и их отношение к этим законам. Этот баланс очень важно нам вместе с исполнительной властью определить и соблюсти. И такой работы накопилось очень много. Думаю, все, что мы сегодня сделали, пойдет на пользу не только Ростовской области, но и всей России. |