Татьяна Воронько: «Стремимся создать максимально комфортные условия для эффективного проведения лечебно-оздоровительного и образовательного процесса»27.10.2017
Ростовская санаторная школа-интернат №28 - единственное лечебно-учебное учреждение в ЮФО, занимающееся лечением сколиотической болезни, одновременно ведущее образовательный процесс по программам общеобразовательных школ. «Парламентский вестник Дона» пообщался с руководителем учреждения Татьяной Леонидовной Воронько о специфике школы-интерната, дистанционном образовании и других вопросах С 1937 года здесь располагалась общеобразовательная средняя школа № 28. 1 сентября 1978 года Ростовская общеобразовательная школа-интернат №28 была реорганизована в специальную школу-интернат для детей, больных сколиозом. В школе лечатся и учатся 220 учеников из города и области. Показанием к приему является сколиотическая болезнь 2 степени, 2-3 степени с признаками прогрессирования. В структурном подразделении школы Центре дистанционного образования детей-инвалидов обучается 510 учащихся. Школа-интернат ставит перед собой задачу создания условий для сохранения здоровья учащихся. Лечебная, учебная и воспитательная работа в школе-интернате проводится в тесной взаимосвязи, как триединый процесс обучения-лечения-воспитания. В учреждении созданы все условия для получения качественного доступного образования детьми, нуждающимися в длительном лечении, детьми-инвалидами, а также воспитания, лечения и круглосуточного пребывания. К услугам детей оборудованные в соответствии с современными требованиями учебные кабинеты, сенсорная студия, залы ЛФК, библиотека, музыкальный зал. Есть компьютерный класс, лингафонный кабинет, современное оснащение которого позволяет овладевать качественными знаниями в области иностранных языков. С сентября 2017 года в школьном расписании появился предмет «Астрономия». Ребята его изучают в новом кабинете, отвечающем всем требованиям по обеспечению материально-технических условий реализации учебного предмета «Астрономия». Кроме того, новейшее современное оснащение медицинского блока позволяет предоставлять весь комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий для детей, нуждающихся в длительном лечении: гидромассажная ванна с функцией вытяжки позвоночника, аппарат прессотерапии, кардиограф и другое физиотерапевтическое оборудование. В ГКОУ РО «Ростовской санаторной школе-интернате № 28» проводится комплексное консервативное лечение детей, страдающих сколиотической болезнью позвоночника, включающее рациональный режим дня и питания, ортопедический режим, режим разгрузки позвоночника, лечебную физкультуру, лечебное плавание, ручной и аппаратный массаж, физиотерапию, использование ортопедических изделий, корсетов. Воспитанники школы обеспечены квалифицированной медицинской помощью и находятся под наблюдением врача-ортопеда, врача-педиатра, зубного врача. Детям проводятся регулярные обследования на аппаратно-программном комплексе АРМИС, рентгенологическое обследование, плантография, ЭКГ, ежегодная диспансеризация. Дети два раза в неделю посещают бассейн ДГТУ. С целью оздоровления воспитанников, укрепления иммунитета проводится кислородотерапия в виде кислородных ингаляций и приема кислородных коктейлей. Приятная комфортная атмосфера очень важна для детей, особенно для тех, кто проходит курс лечения. Все процедуры проводятся во второй половине дня. Обучение ведется с использованием информационных технологий и современного оборудования, включая интерактивные доски, мультимедийные и лингафонные комплексы. Перевозку воспитанников осуществляют два школьных автобуса, микроавтобус и специализированный микроавтобус. В школе создана служба психологической поддержки. С учащимися проводятся исследования уровня готовности к началу регулярного школьного обучения, уровня личностного развития при переходе на вторую ступень обучения, исследования для выявления интеллектуального потенциала, систематически отслеживается эмоциональное состояние учащихся, проводится диагностика с целью профориентации учащихся. С целью коррекции детско-родительских отношений и разработки воспитательной стратегии с родителями проводится диагностическая работа. В коррекционных и развивающих занятиях используются различные технологии и методики, в зависимости от направления выбранной коррекции: ароматерапия, аудиотерапия, комплекс нейропсихофизилогических упражнений, канистерапия, групповые тренинги развития коммуникативных навыков, занятия по развитию когнитивных процессов. Педагоги школы регулярно принимают участие в международных, всероссийских, областных конкурсах и научных конференциях и встречах, обучающих семинарах. Ежегодно в школе проходят практику студенты ЮФУ. Они знакомятся со спецификой работы образовательного учреждения, участвуют в диагностической работе, знакомятся с современными педагогическими технологиями и диагностическими методиками. Научный подход к организации реабилитационной работы, содружество медицинских и педагогических работников позволили создать единую здоровьесберегающую среду, обеспечивающую целенаправленное управление процессом всестороннего развития личности. Школа является площадкой по распространению инновационного опыта. На базе учреждения при поддержке Губернатора Ростовской области реализуется пилотный проект по созданию единого здоровьеохранного образовательного пространства в системе общего образования. Тема проекта «Мониторинг физических параметров здоровья и развития школьников с помощью аппаратно-программного комплекса «Армис». Результат работы в проекте был представлен на Всероссийском конкурсе «Здоровьесберегающие технологии в образовании». Школа получила Золотую медаль «Элита российского образования» за выдающиеся достижения, высокий профессионализм и творческую инициативу, диплом победителя «Лучшее образовательное учреждение, реализующее здоровьесберегающие проекты и программы». В 2010 году в соответствии с программой реализации приоритетного национального проекта «Образование», направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», на базе санаторной школы-интерната №28 создан Центр дистанционного образования детей – инвалидов (ЦДО), который предоставляет качественное образование детям-инвалидам, нуждающимся в обучении на дому. Дистанционное обучение детей-инвалидов проходит в режиме реального времени с помощью Интернет-технологий и современной компьютерной техники посредством очной, очно-заочной, дистанционной и сетевой форм обучения. Дистанционное обучение возможно с помощью любого планшета со встроенной web-камерой и онлайн-трансляции. Образование в нашей школе как нельзя лучше подходит ребенку с особыми образовательными потребностями получить качественное образование. В школе особое внимание уделяется не только обеспечению школы компьютерами, электронными учебниками и подключением к сети Интернет. Главной целью является повышение качества образования в образовательном учреждении за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий в обучении и управлении образованием, формирование информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров. В процессе обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде дети-инвалиды получают не только знания школьной программы, но и новый уровень образования, навыки работы в сети Интернет для успешного дальнейшего послешкольного обучения в очной и дистанционной форме. При обучении в нашей школе ученики с первых уроков начинают осваивать компьютер как многофункциональный инструмент обучения, способный развивать познавательную самостоятельность в процессе учебной деятельности. Для оптимизации совместной урочной деятельности и повышения уровня знаний реализуется проект по созданию электронных тетрадей, способствующих расширению кругозора учащихся и более качественному усвоению материала. Созданные интерактивные упражнения могут применяться для проверки усвоения нового материала, закрепления изученного или как домашнее задание. Для снижения нагрузки на зрение листы электронных тетрадей окрашены в зеленый цвет. В 2015 году в школе появился российский робот по имени Мартин. Ученик-оператор, управляющий им через интернет, может онлайн транслировать речь и демонстрировать изображение, снимать видео и слышать все, что происходит рядом, общаться с окружающими, перемещаться в пространстве, обеспечивая полную иллюзию удаленного присутствия. Очень любят дети предмет «Робототехника» – одно из самых передовых образовательных направлений, интегрирующее знания о физике, механике, технологии, математике, кибернетике и информационных технологиях, что удовлетворяет требованиям нового ФГОС о метапредметных, межпредметных и универсальных учебных действиях к результатам обученности школьников. Учащиеся школы традиционно участвуют и побеждают во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах по робототехнике. С 2015 года в школе издается методический журнал «За партой Онлайн». Его целью является информационное обеспечение педагогов достоверной и актуальной информацией о важных событиях в жизни нашей школы, образования в стране и в мире в целом. Обзор инноваций, обобщение передового педагогического опыта, рассмотрение и обсуждение актуальных вопросов инклюзивного образования в России необходимы для профессионального роста, творческого развития и поддержки педагогов школы. Большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию обучающихся. Вопросы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания являются основой всей воспитательной работы. Школа активно участвует в региональном проекте «Воспитан-на-Дону». Разработаны и реализуются программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Мое Отечество» и «Историко-культурное развивающее пространство», в рамках которых воспитанники учреждения имеют возможность знакомиться с культурой родного края, посещают музеи, театры. Организуются экскурсионные поездки; школьные театральные представления, встречи с известными людьми, концертные программы; выставки детских рисунков, поделок и творческих работ. Проводятся тематические классные часы по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи. В школе работает хоровая студия; хореографическая студия и театральный кружок. В рамках внеурочной деятельности проводятся занятия по художественным и физкультурно – спортивным направлениям. В школе работают различные студии и кружки. Это шахматный клуб, студия творчества «Перспектива», творческая мастерская «Глиняная азбука», студия-театр «Светлячок», студия изобразительного искусства, кружок анималистического рисунка, кружок «Бисероплетение», мастерская робототехники, клуб «Юный железнодорожник», фитбол, пилатес и другие. Наши ребята принимают участие во всевозможных конкурсах, викторинах, олимпиадах международного, всероссийского, областного, городского уровней. И из года в год демонстрируют прекрасные результаты. Инновационный подход в системе обучения и воспитания, интеграция основного и дополнительного образования на основе компетентностного подхода положительно сказываются на результатах успеваемости обучающихся. Так, в течение трех лет успешность на всех уровнях образования составляет 100%, качество знаний – 45%, результаты ГИА в форме ЕГЭ в 2014–2017 годах по математике, русскому языку соответствуют региональным показателям. В 2017 году 6 человек окончили школу с золотой медалью. Из 41 выпускника 2017 года 24 поступили в учреждения высшего профессионального образования; 17 – в учреждения среднего профессионального образования.
Мария Шульга, фото из архива |