Цифровая экосистема Россельхозбанка для фермеров: от А до Я15.04.2021
Сельское хозяйство – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей России. При этом АПК обладает колоссальным потенциалом по внедрению цифровых решений. По оценке Министерства сельского хозяйства, в 2019 году объем российского рынка информационно-компьютерных технологий в агропромышленном комплексе достиг 360 млрд рублей, а к 2026 году может увеличиться в пять раз. «Цифра» востребована и среди фермеров, чья доля в производстве сельскохозяйственной продукции уже выросла до 14 процентов. Миссию по созданию экосистемы для фермеров взял на себя Россельхозбанк – и платформа уже доступна. Директор Ростовского регионального филиала Россельхозбанка Лариса Туишева рассказала, что из себя представляет экосистема Свое Фермерство и как ею пользоваться, а также о проекте «Школа фермера». – Лариса Валерьевна, что такое Свое Фермерство? – Это первая в мире цифровая экосистема для предприятий АПК. Здесь собраны все товары, услуги и сервисы агросектора, которые позволят автоматизировать сельскохозяйственные процессы, сэкономить время, ресурсы и вывести бизнес на новый уровень. Экосистема позволяет компаниям микро-, малого и среднего бизнеса сосредоточить свои усилия на производстве продукции. – Кто может пользоваться экосистемой Свое Фермерство? – Ответ прост. Все, кто связан с сельским хозяйством: непосредственно фермеры, производители и поставщики товаров для АПК, агропредприятия. – Почему из всего спектра агробизнеса при разработке экосистемы Россельхозбанк сделал акцент именно на фермерах? – Кредитуя около 70 процентов малых форм хозяйствования на селе, за 21 год поддержки фермерства Россельхозбанк накопил огромный экспертный опыт. Вывод: внедрение IT-технологий дается многим фермерским хозяйствам нелегко. Из-за необходимости решения многочисленных текущих задач фермерам элементарно не хватает времени и ресурсов на внедрение даже уже существующих технологических решений. Задача экосистемы состоит в том, чтобы помочь фермерским хозяйствам и предприятиям АПК автоматизировать работу и получить в удобном цифровом формате необходимые для этого сервисы. – Хотелось бы узнать, к чему получает доступ пользователь экосистемы? – Сервисы экосистемы включают следующие категории. Первая – сервисы для поддержки агробизнеса. Например, платформа Россельхозбанка облегчит фермерам процесс получения квалифицированной ветеринарной помощи и даст базовый набор возможностей для цифрового управления фермой. Поможет найти работу в сельской местности. Расширит рынок сбыта и поможет им в вопросах реализации продукции и продвижения услуг в условиях ограниченного спроса – это маркетплейс Свое Родное. Пользователи смогут самостоятельно предлагать свои товары широкому кругу поставщиков, в том числе найти клиентов в сегменте HoReCa (термин, обозначающий сферу услуг и прием гостей – авт.). Кроме того, для повышения рентабельности бизнеса на селе экосистема включает сервис, который позволит аграриям раскрыть свой туристический потенциал и стать настоящими специалистами агротуриндустрии. Вторая категория экосистемы представляет собой облегченную версию продуктового ряда Россельхозбанка. Здесь сосредоточены все финансовые сервисы, в том числе возможность удаленной подачи заявок на получение льготного кредитования. Основной задачей перевода фермеров на работу через дистанционные каналы является упрощение процедуры получения заемных средств, а вместе с этим – повышение качества банковского обслуживания. – Как начать пользоваться экосистемой уже сейчас? – Для этого нужно перейти на сайт https://svoefermerstvo.ru и зарегистрироваться в системе, указав адрес электронной почты. Это бесплатно. Экосистема обладает интуитивно понятным интерфейсом и в использовании ничем не сложнее социальных сетей или популярных маркетплейсов. Принцип устройства платформы: все услуги, которые могут быть оказаны онлайн, оказываются онлайн. – Каковы конкретные примеры сервисов, доступ к которым фермер может получить в экосистеме? – Маркетплейс Свое Родное. Поставщики и производители товаров для сельского хозяйства могут размещать свою продукцию на маркетплейсе экосистемы, а покупатели – найти и выбрать подходящий товар и/или услугу от проверенных поставщиков. Сервис поиска и подбора персонала поможет решить кадровый вопрос с помощью доступного на платформе агрегатора резюме и вакансий в агросекторе. Есть возможность пригласить на работу студентов аграрных вузов. Сервис интеллектуального подбора семян позволит пользователям платформы подбирать семена исходя из индивидуальных параметров (регион возделывания, культура и направление использования) и повышать производительность полей. Телеветеринария облегчит фермерам процесс получения квалифицированной ветеринарной помощи. Это первый в России сервис дистанционной круглосуточной поддержки. – Что представляет экосистема сегодня? – Уже сегодня в экосистеме представлены тысячи товаров от сотен российских производителей в категориях: семена, удобрения, СЗР, сельхозтехника, агрохимия, корма и другие. Экосистема включает крупнейшую базу вакансий в агросекторе – более 6000 вакансий. Идет наполнение базы резюме. На платформе представлены десятки сервисов для агробизнеса. – Каково будущее экосистемы? – Экосистема развивается и прирастает новыми возможностями для пользователей. До конца года количество сервисов и услуг, предоставляемых на платформе Свое Фермерство, возрастет. – Что такое площадка Свое Родное в экосистеме? – В рамках экосистемы запущена онлайн-площадка Свое Родное, которая объединяет фермеров и покупателей. Она предназначена для продажи натуральных продуктов и услуг в сфере агротуризма. На 8 апреля 2021 года на этой площадке зарегистрировано уже 1079 фермеров с витриной своей продукции, еще 2758 фермеров в стадии регистрации. В настоящее время доступны такие варианты доставки продукции, как самовывоз покупателем, доставка фермером (производителем) самостоятельно, а также с помощью сервиса «Яндекс Go». В стадии доработки возможность доставки продукции с помощью почтовой службы CDEK. На Свое Родное любой фермер России может зарегистрироваться, создать свой каталог продукции и продавать товары собственного производства, а также продвигать услуги агротуризма. Для фермерских хозяйств это отличная возможность реализовывать свои товары напрямую покупателям, без дополнительных наценок, делиться опытом сельских развлечений, предлагая клиентам экскурсии, дегустации и участие в ремесленных мастер-классах. В то же время покупатели получают возможность выбирать из широкого ассортимента доступных товаров и заказывать фермерскую продукцию в удобном цифровом приложении. Сервис предназначен как для жителей России, так и для гостей нашей страны. При создании платформы учитывался сформированный опыт пользователей в сегменте электронной коммерции, чтобы предоставить возможность каждому посетителю найти «своего фермера» и обеспечить себя и свою семью здоровыми натуральными продуктами прямо с грядки. Большой интерес может вызвать также проект «Развитие сельского и агротуризма». Он предполагает увлекательные путешествия в сельскую местность с целью ознакомления с культурно-историческими, гастрономическими и природными достопримечательностями села. И, конечно же, – посещение фермерских хозяйств. К слову, в Ростовской области немало хозяйств, где можно не только познакомиться с тем, как выращивается виноград, но и отведать прекрасного донского вина, изготовленного из него. Здесь можно также познакомиться с самобытной кухней, побывать на экскурсиях, поучаствовать в мастер-классах, посетить сельские зоопарки и многое другое. – Но сначала необходимо научиться всему этому, ведь этот бизнес достаточно сложный. – Согласна. И в этой связи нельзя не упомянуть о таком проекте, как «Школа фермера». Его цель – содействовать созданию новых фермерских хозяйств через повышение финансовой грамотности населения в вопросах развития АПК и продвижение фермерства в лучших практиках ведения бизнеса. Намечено также создать комплексное предложение на базе экосистемы Свое Фермерство, позволяющее любому предпринимателю с помощью сервисов Россельхозбанка получить необходимое образование. Проект поможет обеспечить возможность быстрого перепрофилирования или повышения квалификации для граждан, решивших развивать свой бизнес в АПК, а также создавать новые рабочие места на селе. Обозначено, что минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки – 250 часов. Тем, кто пройдет такой курс и успешно выдержит итоговую аттестацию, будет выдаваться диплом установленного образца, удостоверяющий их право на ведение нового вида деятельности. С таким дипломом у фермеров будет намного больше шансов на получение гранта. Основные принципы организации. Базой «Школы фермера» служат ведущие аграрные вузы, при этом каждый регион будет вправе самому выбрать специализацию – распространенную, востребованную или уникальную отрасль сельского хозяйства. Конечно же, для обучения фермеров будет широко использоваться онлайн-платформа Свое Фермерство. Формат обучения смешанный. Теоретическая часть будет проходить в формате онлайн – от 150 учебных часов. А вот практическая часть – это минимум 100 часов обучения – будет проходить уже офлайн на базе предприятий АПК. Ростовский региональный филиал АО «Россельхозбанк» предлагает запустить проект «Школа фермера» в Ростовской области. Для этого совместно с органами исполнительной власти, Минсельхозпродом региона и Донским государственным аграрным университетом необходимо пройти подготовительный этап. Прежде всего предстоит определить категорию востребованных и перспективных специализаций для обучения, подготовить экспертов по выбранным направлениям обучения. Предстоит подготовить аудитории для проведения занятий, определить хозяйства АПК, готовые принять на своих производственных площадках слушателей для проведения практических занятий. Необходимо также составить учебно-тематические планы по выбранным направлениям. Проект стартовал и был успешно реализован в 4 регионах осенью, сейчас обучение ведется в 15 регионах. Уверена, мы продолжим положительный опыт.
Геннадий Громов, фото из архива Ростовского регионального филиала Россельхозбанка |