Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

СЕРГЕЙ ШЛЫК: «КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ – НАША КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА»

Качество работы врачей не перестают обсуждать, а оно, как известно, закладывается во время обучения в медицинских вузах. Об особенностях набора студентов 2018 года и о новых технологиях подготовки специалистов рассказывает ректор Ростовского государственного медицинского университета, профессор, доктор медицинских наук Сергей Шлык.

– Сергей Владимирович, что изменилось и каким образом в Ростовском медуниверситете идёт работа по достижению высокого уровня качества подготовки медиков?

– Мы с вами живём в очень интересное время, когда этому вопросу уделяется большое внимание. Новый национальный проект по здравоохранению, который сейчас разрабатывается Правительством России и который будет осуществляться со следующего года, имеет восемь разделов. Один из них – вопрос подготовки медицинских кадров, в первую очередь, первичного звена. То есть участкового врача, педиатра, фельдшера. Такого ещё не случалось, чтобы эту тему выделили в отдельный раздел программы. Теперь это произошло. При этом дефицит специалистов первичного звена имеется и в Ростове-на-Дону. Поэтому губернатор Ростовской области Василий Голубев дал поручение по итогам встречи с избирателями в сфере образования, поручив главе администрации города Ростова-на-Дону и мне разработать комплекс мер по обучению этого звена здравоохранения в Ростове. И мы этим занимаемся очень серьёзно.

– Давайте поговорим подробнее о деталях. Студенты учатся лучше на бюджетной или внебюджетной основе?

– Моё глубокое убеждение: если студент хочет, он получит знания. Если нет, никакой самый талантливый преподаватель не сможет «впихнуть» их в него. В этом году у нас был очень непростой набор: больше желающих поступить в институт, выше балл по сравнению с прошлым годом. Проявилась очень интересная тенденция. Посмотрите, как с 2012 по 2018 год менялась динамика. В 2012 году у нас было 615 бюджетных мест, в 2013-м – 604. В 2017 и 2018 годах у нас уже 705 мест – количество бюджетных мест увеличилось на 105. Таким образом Ростовский медуниверситет занял третье место по бюджетному приёму среди медицинских вузов России. Первые два места занимают Московский 2-й мединститут и первый Московский государственный университет имени Сеченова. По внебюджетным местам ситуация такая: в 2012 году у нас было 220 мест, в 2016-м стало 500 – и на этой отметке мы замерли. Сейчас у нас такое соотношение – 60 процентов занимают бюджетные места, 40 процентов – внебюджетные. Почему мы не увеличиваем места для студентов на коммерческой основе? Это вопрос качества. У нас есть аудитории, средства, силы и хорошая база, но увеличивать количество студентов бесконечно нельзя, начнёт падать качество обучения.

– Высокий средний балл по ЕГЭ абитуриентов вуза относится к критериям эффективности его образовательной деятельности. Каков у вас проходной балл этого года?

– Конкурс увеличивается – плюс семь процентов в этом году. В 2014 году во всех вузах России средний балл по ЕГЭ у абитуриентов, зачисленных на бесплатные места, составлял в среднем 64,3. Традиционно в медицинских вузах балл на 10-15 процентов выше – он достигал 74,4. В Ростовском медуниверситете балл по ЕГЭ был выше – 76,9. В 2017 году балл по ЕГЭ для бюджетников в вузах России был 68,2, в медузах – 74,6, а в РостГМУ – 79,3. У нас есть возможность выбрать лучших абитуриентов среди лучших.

Есть и целевой набор. Существует система распределения бюджетных мест на уровне РФ, в которой учитывается потребность региона на основе реестра врачей. По целевым направлениям к нам едут из Республики Крым, Калмыкии, Адыгеи, Ингушетии, но, конечно, больше всего из Ростовской области. Очень много желающих поступить в Ростовский медицинский университет из других регионов.

– Преподаватели разных вузов жалуются, что качество знаний абитуриентов падает с каждым годом. Каким вы видите портрет вашего абитуриента, в дальнейшем студента?

– Объясню на примере олимпиад. С 2016 года мы проводим олимпиаду по химии. С 2018 года начали проводить олимпиаду по биологии. В 2016 году изъявили желание участвовать в олимпиаде по химии 400 человек, а в 2018-м – уже 800. На тестирование в 2016 году пришли 300 человек, а в 2018-м – 560. Эти молодые люди не просто зарегистрировались на сайте, они пришли в медуниверситет, их распределили по группам, назначили время сдачи тестов. Потом их с паспортами привели в специальный центр, где проходит аттестация по ЕГЭ и ведётся видеозапись. Большинство из тех, кто успешно прошёл тестирование, поступили в наш вуз. Эти ребята пришли на олимпиаду целенаправленно, они упорно готовились. В дальнейшем мы провели мониторинг по итогам учёбы и выяснили, что успеваемость у них лучше. У нас 60 процентов студентов учатся на «четыре» и «пять», а у «олимпийцев» 83 процента учатся без «троек». Это говорит о том, что к нам идут ребята знающие, имеющие мотивацию. Кроме того, у нас есть балльно-рейтинговая система оценки знаний каждого студента. В Ростовском медуниверситете спрашивают каждый день – нельзя прийти, не выучив и думать, что тебя не спросят. Обязательно спросят!

– Во время приёма экзаменов вы применили новые технологии?

– Инновации есть – у нас созданы специальные аудитории, оснащённые оборудованием для видеонаблюдения в режиме онлайн. Здесь студенты проходят промежуточную аттестацию. Пересдача проходит в кабинете, где ведётся не только видео-, но и аудиозапись. Это очень помогает, особенно тогда, когда возникает конфликтная ситуация с родителями. Дети ведь не всегда признаются, по какой причине завалили экзамен. Боятся экономических и, возможно, физических санкций. Мы предъявляем родителям эти записи – и вопрос, как правило, снимается. Кроме того, мы участвуем в эксперименте Рособрнадзора по параллельному приему экзаменов. В работе экзаменационной комиссии благодаря современным технологиям может принимать участие работодатель или представители медвуза из другого города. Во время экзамена в аудитории стоят видеокамеры, идёт трансляция. И, например, в Астрахани тоже сидит комиссия и участвует в приёме экзамена.

– Какие ещё введены методы контроля качества обучения?

– Мы ввели экзамен фундаментальной медицины. Взяли девять основных фундаментальных предметов: анатомия, химия, фармакология... Наши преподаватели создали тесты, их скорректировали врачи-практики. Чего мы добились? Первое – проверка вживаемости знаний. Второе – получения объективной оценки их знаний. Третье – анализируем богатую информацию по качеству работы каждого преподавателя. В прошлом году 41 человек был отчислен с четвёртого курса после сдачи этого экзамена. Также с шестого курса мы всегда отчисляем какое-то количество. Не каждый может быть врачом. Кто-то раньше это понял, кто-то позже. Иногда с нами пытаются судиться, но пока мы выигрываем все процессы. Нам представляется, что мы абсолютно объективны: нельзя давать диплом специалисту, который не знает медицину, который потом придёт и будет лечить нас, наших детей.

– Студентам дают возможность практиковаться на пациентах?

– Перед тем, как работать с людьми, студенты получают практические навыки на манекенах. У нас создан Центр симуляционного обучения, закуплено необходимое дорогостоящее оборудование. Такой пока нет больше ни у кого в России. Это не просто куклы – это сложнейшая система, имитирующая жизнедеятельность организма. Производители даже снабдили их именами. Например, «Володя» или «Харвей» – симулятор для кардиологов. Он считается лучшим у медиков всего мира. В его программе записаны основные симптомы, касающиеся болезней сердца.

– И всё же в соцсетях продолжаются обсуждения об учёбе медиков за деньги...

– В настоящее время в медицинских вузах предпринимаются беспрецедентные меры по контролю качества обучения студентов. Так, с 2016 года введена первичная аккредитация выпускников – сложный многоуровневый экзамен, принимаемый независимой комиссией (представителями врачебного сообщества, органов управления здравоохранением), без сдачи которого невозможны ни профессиональная деятельность выпускников, ни их поступление в ординатуру. Экзамен трехэтапный, предусматривает компьютерное тестирование, сдачу экзамена по практическим навыкам на симуляторах-манекенах и решение клинических задач. При этом меры безопасности предпринимаются как при сдаче ЕГЭ, билет на всех этапах аккредитации формируется на сервере в Москве, оценка на двух первых этапах также ставится дистанционно, и только задачи оцениваются независимой комиссией на месте. В университете также широко внедряется компьютерное тестирование студентов по различным дисциплинам, в том числе и мультипредметное для проверки качества знаний, принята балльно-рейтинговая система оценки текущих знаний студентов, практикуется пересдача экзаменов в аудиториях, где осуществляется видеозапись экзамена, и многое другое. Осуществляемая в вузе система мер значительно снижает коррупционные риски при получении образования. Мы и дальше планируем работать в данном направлении для повышения качества образования наших выпускников.



Беседовала Ольга Санина,

фото предоставлено пресс-службой РостГМУ





15.10.2018
Светлана Пискунова приняла участие в научно-практической конференции
Депутат Законодательного Собрания Ростовской области Светлана ПИСКУНОВА (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») приняла участие в научно-практической конференции «Актуальные вопросы медицинской реабилитации детей и подростков».
15.10.2018
Ростовская область участвует в межрегиональном туристическом проекте «Дорогами казаков»
В рамках межрегионального туристического форума «Неделя туризма в Волгоградской области. «К победам-2018» в городе-герое на Волге прошел круглый стол «Продвижение культурно-познавательных маршрутов, связанных с историей казачества». Он стал главным мероприятием второго дня работы форума.
15.10.2018
На Самбекских высотах появился Сад Победы
На территории строящегося Народного военно-исторического музейного комплекса Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» был высажен фруктовый сад
15.10.2018
Вячеслав Василенко поздравил казаков-«платовцев», приявших присягу
Накануне главного праздника донского казачества – Покрова Пресвятой Богородицы – в Новочеркасске приведены к присяге казаки станичного казачьего общества «Платовское»
15.10.2018
Депутаты и сотрудники аппарата донского парламента убрали территорию вблизи «Ростов-Арены»
13 октября депутаты и сотрудники аппарата Законодательного Собрания навели порядок на территории, примыкающей к стадиону «Ростов-Арена» в левобережной части донской столицы
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс