Новеллы избирательного законодательства в 2021 году30.08.2021
Практика проведения выборов различного уровня показывает необходимость совершенствования избирательного процесса. Это позволит создавать оптимальные условия для реализации гражданами своих избирательных прав. Наиболее активно ведется эта работа в преддверии федеральных избирательных кампаний. Не стала исключением и избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы ФС РФ восьмого созыва и иные выборы, назначенные на 19 сентября 2021 года.
Если сравнивать избирательное законодательство, регулирующее выборы депутатов Госдумы ФС РФ в 2016 году и избирательной кампании 2021 года, то оно существенно обновилось. К числу основных законодательных нововведений можно отнести:
1 Возможность голосования в течение нескольких дней подряд. Голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Эти изменения были внесены в Федеральный закон от 31.07.2020 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Решение о выборах в течение нескольких дней может принять избирательная комиссия, организующая данные выборы. Так, голосование на предстоящих выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, пройдет в течение трех дней – с 17 по 19 сентября с 8 до 20 часов по местному времени. Решение об этом было принято Центральной избирательной комиссией России (постановление от 01.07.2021 № 13/103-8). В эти три дня могут использоваться три формы голосования: – голосование в помещении для голосования; – голосование вне помещения для голосования; – дополнительные формы голосования (могут осуществляться в случае принятия избирательной комиссией субъекта РФ соответствующего решения). В настоящее время Избирком Ростовской области решение об использовании дополнительных форм голосования на территории области не принял.
2 Установление возможности голосования избирателей посредством дистанционного электронного голосования. Об этой возможности читайте в статье «Все о дистанционном электронном голосовании».
3 Уточнение агитационного периода. Данные поправки в закон были связаны с тем, что ранее, на выборах губернатора Ростовской области в 2020 году, также применялось многодневное голосование, но агитационный период прекращался в ноль часов по местному времени дня, предшествующего единому дню голосования. Это привело к тому, что в избиркомы поступало много жалоб и обращений. На сегодняшний день в федеральном избирательном законодательстве говорится, что в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней подряд агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени первого дня голосования. В этом году агитационный период заканчивается 17 сентября в 00:00 часов по местному времени.
4 Закрепление за избирательными комиссиями дополнительной функции контроля за распространением агитационных материалов в Интернете. Избирательные комиссии были наделены правом обращаться в Роскомнадзор с запросом о прекращении распространения в Интернете агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства России о выборах и референдумах. Иными словами, такие сайты могут быть заблокированы. Вначале Роскомнадзор направляет операторам связи требование о блокировке сайта, это требование должно быть реализовано незамедлительно. Также Роскомнадзор направляет такое же требование провайдеру хостинга или владельцу сайта. После этого информация или агитационный материал должны быть удалены с сайта. При этом в случае удаления противоправного материала после проверки Роскомнадзором доступ к сайту может быть возобновлен. Эти права избиркомам были даны после вступления 9 марта в силу Федерального закона от 09.03.2021 № 43-ФЗ. Ранее ограничить доступ к незаконной агитации в Сети возможно было исключительно через суд.
5 Увеличение штрафов за незаконное изготовление, распространение или размещение агитационных материалов. Так, для граждан административный штраф за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах составляет от 5 тыс. до 20 тыс. руб., на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ). Для сравнения: в предыдущей редакции КоАП РФ административный штраф составлял от 1 тыс. до 3 тыс. руб. для граждан, от 2 тыс. до 3 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 тыс. до 100 тыс. для юрлиц.
6 Установление понятия кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющего функции иностранного агента, либо аффилированного с иностранным агентом. Такая информация также должна быть указана в агитационных материалах, в списке представленных на выборах политических партий, в подписных листах, в помещениях для голосования и в избирательных бюллетенях, а СМИ будут обязаны указывать такой статус кандидатов при упоминании.
7 Установлен запрет вносить пожертвования юридическим лицам, информация о которых включена в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иноагента.
8 Расширены случаи, при которых ограничивается пассивное избирательное право граждан Российской Федерации. На сегодня не имеют права быть избранными граждане, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом «О противодействии терроризму».
9 Увеличено максимальное количество кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка. При проведении выборов депутатов Госдумы увеличено максимальное количество кандидатов, которые могут быть включены в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, выдвинутых политической партией с 10 до 15.
10 Изменение требований к тексту избирательного бюллетеня. Если в бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных кандидатов, то информация о кандидатах (основное место работы, принадлежность к партии и т.д.) может быть не внесена в бюллетень, а размещаться в специальном информационном материале. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде.
11 Корректировка сроков обжалования решений избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов).
|