Людмила Берлим: «Учитель – это авторитет !»27.10.2017
Людмила Ивановна Берлим работает в системе образования Ростовской области уже более 35 лет. В 1980 году она окончила Ростовский государственный педагогический институт. Свою педагогическую карьеру начала с должности учителя биологии в батайской средней школе №5, продолжила работу в школе №21, где, помимо преподавания, являлась организатором внеклассной и внешкольной работы. Следующей ступенькой в профессиональном росте стала должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а затем и директора МБОУ СОШ №21. Сегодня Людмила Ивановна возглавляет Управление образования г. Батайска, является известным квалифицированным педагогом и талантливым руководителем. Подтверждением тому служат награды Министерства образования и науки РФ, среди которых Орден «За вклад в просвещение», Нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», Нагрудный знак президиума центрального комитета Профсоюза работников народного образования РФ «За социальное партнерство», а также многочисленные грамоты – Людмила Ивановна, на протяжении последних лет батайское образование является одним из лучших в области и занимает лидирующие позиции в региональном рейтинге муниципальных образовательных систем. Что отличает образование города? Если говорить о наших особенностях, то хочется назвать, прежде всего, городскую систему поддержки молодых учителей. Начинающий педагог должен видеть перспективы своего профессионального роста, поэтому в нашем городе разработана целая система мер поддержки начинающих специалистов. Это дополнительные денежные выплаты в размере 2000 руб., три обустроенных общежития, в которых есть все для комфортной жизни: оборудованы кухни, прачечные, обеденный зал. Согласитесь, что все это – хорошее подспорье для молодежи, начинающей свой профессиональный путь в трудных экономических условиях. По мнению министра образования РФ Ольги Васильевой, сегодня в школах необходимо разрабатывать механизмы наставничества. Ведь обучение на рабочем месте – один из наиболее эффективных методов повышения квалификации. В нашем городе такая форма работы уже существует много лет – это «Институт наставничества». В рамках его деятельности проходят ежегодные Форумы молодых учителей, которые давно стали визитной карточкой Батайска. За 5 лет около 800 молодых педагогов приняли участие в мероприятиях форума. В ноябре пройдет VI Форум, на который мы ждем гостей из педагогических колледжей области – преподавателей и студентов, из института повышения квалификации учителей. Связь с профессиональными учебными заведениями позволяет заинтересовать выпускников и привлечь их к работе в школе. Участники форумов всё чаще становятся призёрами и победителями городского конкурса «Дебют в образовании», «Самый классный классный», регионального фестиваля «Учитель профильной школы», нацеленных на повышение профессионализма и педагогического мастерства. В рамках института наставничества работают школы молодого учителя, молодого воспитателя, молодого руководителя. Несколько лет назад организован городской совет ветеранов педагогического труда г. Батайска, который возглавляет Валентина Ераносян, заслуженный учитель школы России, почетный гражданин Батайска, ветеран педагогического труда. Одним из направлений работы совета является оказание помощи молодым специалистам при профессиональных затруднениях. – Батайск одним из первых в области выполнил указ президента о ликвидации очереди в детские сады ребят от 3 до 7 лет. Как удалось справиться с проблемой переполненности дошкольных учреждений? – Времена, когда на очередь в детский сад нужно было становиться, будучи на учете по беременности, остались для нашего города в прошлом, и я считаю это большим достижением. Благодаря целенаправленным усилиям городских властей за последние три года в городе были открыты 15 новых дошкольных учреждений – это самый высокий показатель на Дону. Очереди в детские сады детей от 3 до 7 лет нет. К счастью, батайчанки не стали меньше рожать, но теперь у них нет проблем с оформлением детворы в ясли и садики в любом районе города. Всего в Батайске 32 муниципальных детских сада, в восьми из них открыты обособленные структурные подразделения с группами повышенной комфортности. Работают 4 частных садика, педагогам которым специалисты управления образования при необходимости оказывают консультации. По данным единой региональной автоматизированной информационной системы «Электронный детский сад» сегодня в Батайске очередь в детские сады составляет 3733 человека, причем абсолютное большинство в ней – дети от 0 до 3 лет. Поэтому основной задачей Управления образования остается открытие ясельных групп для приема детей от полутора до трех лет. На сегодняшний день сформированы 34 ясельные группы, что на 12 групп больше, чем в прошлом году. В детский сад «Кроха» принимают малышей с года! Большой популярностью у родителей пользуются группы комфортного пребывания с гибким режимом дня и условиями, приближенными к домашним, что особенно важно для таких маленьких батайчан. – Одним из приоритетов государственной политики в сфере образования является поддержка одаренных детей. Какие меры предпринимаются Управлением образования в этом направлении? – В целях выявления и поддержки талантливых в учебе ребят, в Батайске ежегодно проводится городской конкурс «Ученик года». Победитель конкурса становится лауреатом гранта мэра в размере 20 000 рублей, призеры – лауреатами грантов в размере 15 и 10 тысяч рублей, остальные ребята, вышедшие в финал, награждаются дипломами «Юное дарование» и получают денежное поощрение в размере 5 000 руб. В этом году тройка лидеров получилась мужская: призёрами конкурса стали Евгений Игнатьев из гимназии №7 и Артак Мелконян, гимназия №21. Звание «Ученик года 2017» получил Владимир Гаспарян из лицея №10. Все ребята умные, увлеченные и красивые, с интересной жизнью и отличной учебой. Выпускник лицея №10 Макар Волков стал студентом математического факультета лучшего вуза страны – Московского государственного университета им. Ломоносова. Такой итог закономерен – Макар на протяжении всей своей учебы показывал высокие результаты: был лауреатом премии Губернатора РО одаренным ученикам, «Учеником года–2016», участником профильной смены лагеря для талантливых детей «Сириус», созданного по инициативе президента, неоднократным победителем и призёром Всероссийской олимпиады школьников по математике и информатике, набрал 100 баллов на ЕГЭ по математике. В прошлом учебном году Управлением образования учрежден новый городской проект, направленный на выявление и поддержку способных к учебе ребят 1-4 классов «Ученик года начальной школы». В нем приняло участие более 400 школьников. В течение второго полугодия ребята участвовали в конкурсах по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, английскому языку. Школьники не только показывали знания, но учились думать, анализировать, искать решение трудных вопросов. Победители конкурсов приняли участие в городском празднике «Дети – удивительные звезды», который возглавил мэр города Валерий Путилин. Ребята были награждены почетными грамотами, благодарственными письмами и ценными призами. – Батайск – один из немногих городов в области, где сохраняется и успешно развивается система дополнительного образования детей. Увеличивается охват школьников художественными, спортивными, естественнонаучными, техническими программами. – Да, сохранение и развитие учреждений дополнительного образования – один из приоритетов нашей работы. В городе работает 6 центров: Дом детского творчества, эколого-биологический центр, центр детско-юношеского технического творчества, центр инновационных технологий, две спортивные школы. В них занимаются более 9 тысяч школьников. В 2015 г. открыта «Академия успешных людей» для ребят дошкольного возраста. Наиболее популярным направлением для молодежи остается спорт – почти 4 тысячи ребят посещают две детско-юношеские спортивные школы Батайска. В спортивных школах работают опытные тренеры, воспитавшие не одно поколение юных спортсменов–победителей. Среди педагогов – мастер спорта международного класса Владимир Ким (тхэквондо), мастер спорта международного класса Юрий Яценко (гребля), мастер спорта Виктор Пшеничнов (легкая атлетика), Джалал Джамалдинов (рукопашный бой), Роман Шавалдин (греко-римская борьба). В 2016–2017 тренерами-преподавателями были подготовлены 5 кандидатов в мастера спорта, 16 спортсменов получили первый разряд, 51 воспитанник перешел в сборную области, 13 – в сборную России. Ребята из ДЮСШ на 145 соревнованиях заняли 900 призовых мест, в том числе 70 мест всероссийского уровня. Тхэквондисты из ДЮСШ-2 стали лучшими на первенстве Европы и первенстве России. Помимо спорта высших достижений, педагоги занимаются развитием массового спорта. К примеру, весной этого года более 400 учеников 2 и 3 классов из всех школ города прошли региональный «Всеобуч по плаванию». Центр технического творчества детей и молодежи на протяжении последних нескольких лет является одним из лучших в области. Только в прошлом учебном году в копилке его учеников 46 дипломов и медалей международного, всероссийского и регионального уровней по технике, астрономии и астрофизике, судомодельному спорту, картингу и другим направлениям. Учащийся центра, Андрей Стрибный, стал лауреатом премии президента России по поддержке талантливой молодежи по итогам 2016 года. Около двух с половиной тысяч ребят являются воспитанниками Дома детского творчества. Большинство из них выбирает учебу по программам художественной направленности. И это закономерно. В ДДТ работают такие высококлассные специалисты с многолетним стажем работы, как Елена Криволапова, победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», руководитель художественной студии «Рождение художника», Алла Ленькова, руководитель художественной студии «Вдохновение», Татьяна Куяченкова, руководитель студии бального танца «Консонанс», Ирина Бегунова, руководитель студии современного танца «Синтез». Воспитанники этих педагогов известны не только в России, но и за рубежом. В сентябре ученики Ирины Бегуновой стали победителями международного танцевального конкурса «Атлантик Дэнс», который прошел в Черногории. – Текущий год является Годом экологии. Проводятся ли какие-либо мероприятия в этом направлении? Каковы результаты? – Безусловно, проводится множество различных мероприятий на экологическую тематику: конкурсы, фестивали, акции. В школе №16 из второклассников организован экоотряд им. Алексея Береста, который по итогам участия во всероссийской экологической акции Добродела.рф стал одним из лучших экологических проектов в России. Командир отряда шестиклассник Андрей Иванов этим летом был премирован поездкой на «Байконкур». Благодаря активным и неравнодушным ребятам ежегодно в городе высаживаются деревья и кустарники, собраны десятки тонн макулатуры, изготовлены и развешаны сотни скворечников и кормушек для птиц. – По мнению министра образования РФ Ольги Васильевой, сегодня школе и семье необходимо выработать общие позиции в решении возникающих проблем воспитания детей. В этой связи, как в городе выстраивается работа с родительской общественностью? – Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся расслоением общества, сменой ценностных ориентиров, редкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей. Все это порождает внутренние конфликты взаимоотношений как ребенка, так и родителей со школой и учителями. Возникает необходимость учить как учителя, так и семью, выстраивать отношения взаимопонимания и взаимодействия в интересах детей, формировать умения слушать, слышать и понимать друг друга. Таким средством могут быть коллективные творческие дела (КТД) семьи и школы, педагога и родителей. В Батайске накоплен значительный опыт работы в этом направлении. Идея КТД переросла в практическую деятельность, обрела новое качество. Это форумы родительской общественности, такие как «Добру открываются сердца», «В творчестве рождается личность», «Семейные ценности», фестиваль короткометражек «Ах, уж эта школа!» и другие. Мероприятия способствуют укреплению института семьи, повышению авторитета педагога. В ноябре пройдет очередной форум, посвященный роли отца в семье «Папы всякие важны, папы очень нам нужны». Уже более 12 лет мы издаем «Родительскую газету» – информационно-просветительский проект образовательных организаций города. Издание, помимо обеспечения своих читателей достоверной информацией о событиях в сфере образования города, несет большую социальную нагрузку: повышает родительские компетенции в вопросах воспитания, обучения, развития и коррекции детей. Формирует у аудитории аксиологическую систему, основанную на традиционных для отечественной культуры ценностях. – Поддержку семьи и близких людей для каждого ребенка трудно переоценить. Но, к сожалению, есть ребята, которые не знают, что такое дружная любящая семья. Расскажите о деятельности служб, которые координируют это направление. Как работает отдел опеки и попечительства управления образования Батайска? – В Батайске число выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, за последние 9 лет снизилось почти в три раза. Лишение родительских прав как инструмент защиты интересов ребенка стал использоваться все реже: если в 2009 году он применялся к 8 детям, то в прошедшем учебном году только к пяти. За последние пять лет число детей, от которых отказались при рождении, сократилось в три раза. Среди семейных форм устройства преобладает опека: на сегодняшний день 211 ребят находятся под опекой, 32 проживают в приемных семьях, 34 усыновлены. Родители, принимающие детей под опеку или в приемную семью, имеют право на ряд льгот, помимо выплаты пособий, в частности, организацию летнего отдыха, льготный проезд в общественном транспорте и др. Одним из важнейших вопросов остается социализация в обществе выпускников детских домов. В Батайске действует Координационный совет по их постинтернатному сопровождению. Считается, что молодой человек полностью социализирован, когда достиг возраста 23 лет, получил образование, обеспечен жильем и трудоустроен. Для органов местного самоуправления приоритетом остается обеспечение жильем детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей. Благодаря поддержке из областного бюджета в 2016 году ключи от новых отремонтированных квартир получили 24 человека. Опыт работы отдела опеки и попечительства востребован и оценен не только на городском, но и на региональном и федеральном уровнях. В течение последних трех лет Батайск входит в тройку лидеров всероссийского конкурса городов, организованного Фондом поддержки детей совместно с Ассоциацией малых и средних городов России и Минтруда РФ. Специалисты отдела опеки регулярно приглашаются для обмена опытом на крупнейшие образовательные площадки Москвы, Ростова-на-Дону, других городов России. – На сегодняшний день инклюзивное образование становится все более актуальным. Каким образом данное направление реализуется в Батайске? – Система инклюзивного образования города охватывает детские сады и начальные школы. В дошкольных учреждениях организовано 68 групп для детей с нарушением речи, с особенностями в развитии и детей-инвалидов. В детском саду №3 работает единственная в Южном федеральном округе группа для тотально слепых детей. Образовательные организации оснащены необходимыми современными коррекционными и реабилитационными пособиями и материалами, оборудованы сенсорными комнатами, кабинетами учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, в которых работают высококвалифицированные специалисты. Ряд дошкольных учреждений создает инклюзивные группы, в которых дети с особенностями в развитии воспитываются вместе с детьми такого же возраста с нормой. Для обеспечения преемства дошкольного и начального общего образования в 2016–2017 году в школе №2 и лицее №3 были открыты специализированные классы для слепорожденных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребята занимаются по адаптированным программам с использованием брайльских учебников. В сентябре Батайск принимал участников V областного инновационного форума «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Гости форума – педагоги, психологи, руководители образовательных организаций, представители городских и районных отделов образования – получили возможность обсудить проблемы инклюзии, поделиться опытом, задать вопросы. – В условиях модернизации образования школе нужны учителя с высоким уровнем квалификации, профессионализма и компетентности, понимающие детскую психологию и хорошо знающие предмет. Являются ли учителя Батайска таковыми? – На начало 2017-2018 г. учебного года в Батайске работает 651 учитель и 501 воспитатель. 83,7% учителей имеют высшее образование, 70,8% из них – это высококвалифицированные кадры, имеющие высшую и первую квалификационные категории. Безусловно, на протяжении всей педагогической практики у учителя возникает необходимость непрерывного профессионального образования. Муниципальная система учительского роста складывается, в первую очередь, из повышения квалификации преподавателя. Оно является ведущей формой профессионального развития педагогов. Педагоги нашего города регулярно проходят курсовую подготовку на базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, а также Южного федерального университета. В течение 2016 – 2017 учебного года повысили квалификацию 274 (39,6%) педагога школ, лицеев и гимназий города и 491 педагог детских садов. Одной из востребованных форм повышения квалификации стала дистанционная форма обучения. Она удобна тем, что специалисты имеют возможность обучаться практически без отрыва от работы. Этой формой обучения в прошлом году были охвачены 224 педагога школ и детских садов. Второй эффективной формой профессионального роста и педагогического мастерства учителей и воспитателей я бы назвала профессиональные конкурсы. Одним из основных является ежегодный региональный фестиваль-конкурс «Учитель профильной школы». Он нацелен на выявление и поддержку талантливых учителей, обобщение и распространение инновационного опыта работы. За последние два года в нем приняло участие 89 педагогов школ, лицеев и гимназий города. Победителями и призерами в различных номинациях стали 44 педагога Батайска (49,4%). Из них обладателями дипломов I степени и специального приза «Малая фарфоровая Дрофа» – 11 человек. Также хочу отметить приоритетный национальный проект «Образование». Одним из направлений реализации этого проекта является поддержка лучших образцов отечественного образования на конкурсной основе. В рамках программы ежегодно проводится Всероссийский конкурс на денежное поощрение лучших учителей. Обладателями федерального гранта в размере 200 000, а также премии губернатора Ростовской области в размере 50 000 рублей за последние пять лет стали 10 педагогов. Среди них: Наталья Куц, учитель математики и информатики школы №4; Валентина Гудкова и Галина Москаленко, учителя математики и русского языка и литературы лицея №10; учитель русского языка и литературы школы №2 Дина Цой, а также Ирина Савченко, учитель начальной школы гимназии №7. В 2017 году лауреатом этой награды стала учитель математики гимназии №7 Ирина Костенко. Свою работу с детьми Ирина Ильинична строит исключительно на взаимном уважении, а этого, по ее мнению, можно достичь только неподдельным искренним отношением к своему труду, любовью к тому, чем ты занимаешься. Дети всегда это чувствуют, ведь они гораздо лучшие психологи, чем мы, взрослые. Среди отличившихся есть и педагоги дошкольного образования: обладателем премии губернатора «За успехи в воспитании» в 2016 г. стала Юлия Волошина, воспитатель детского сада №10. Нельзя не упомянуть всероссийские конкурсы «Учитель года России», «Воспитатель года», которые проводятся в несколько этапов: муниципальный, региональный и всероссийский. Победителями муниципальных этапов конкурсов 2017 г. стали Татьяна Баева, учитель английского языка школы №4, и Татьяна Маджар, учитель-логопед детского сада №18 «Журавушка». Помимо конкурсного движения педагоги города повышают свою профессиональную подготовку, участвуя в городских и областных методических объединениях, мастер-классах, семинарах-практикумах и конференциях различного уровня. Повышению статуса учителя в обществе способствуют ежегодные публичные чествования и церемонии награждения лучших педагогов города на Августовской педагогической конференции, праздновании Дня учителя, Дня города, торжественных приемах мэра и начальника Управления образования. Администрацией города учрежден специальный нагрудный знак «За особые заслуги в сфере образования Батайска», которым награждаются педагоги за многолетний, добросовестный и высокопрофессиональный труд и значительный личный вклад в развитие системы образования Батайска. В этом году им отмечена семья педагогов Кондратовых: Ольга Васильевна, учитель ИЗО гимназии №7, и Василий Михайлович, учитель технологии лицея №10. Тем не менее, как бы мы ни старались поддерживать престиж профессии и повышать социальный статус педагога, проблема кадров в школе останется до тех пор, пока не будет главной составляющей – отношения общества к учителю как к авторитету!
Александр Астапенко, фото из архива |