К воспитанию школьников – без скучных лекций18.03.2021
Последнее десятилетие прошло в России под знаком реформы системы образования, в этот промежуток появился новый федеральный закон, регулирующий отношения в этой важнейшей сфере. Закон важный, нужный. Но, по мнению многих профессионалов, не все в нем отрегулировано в должной мере. В частности, недостаточно прописана роль школы в воспитании молодого поколения, все подчас сводится к «поставке» знаний, образовательным «услугам». Как будто это какие-то пирожки.
Конечно, к прошлому, когда учитель ставил в дневнике оценки за поведение, скорее всего, возврата уже нет. Однако надо признать: нашей школе нужны перемены в том плане, что должны появиться современные подходы к воспитанию школьников, созвучные времени, интересные для самих детей, способные их увлечь, стать базой для сплочения и сотрудничества для достижения высоких целей, а не праздного времяпрепровождения. Все это могло бы показаться мечтами, чистой маниловщиной, не побывай мы в Батайске, где во многом благодаря усилиям Управления образования города удалось во многом реализовать такие подходы. Об этом мы поговорили с начальником Управления Людмилой Ивановной Берлим. – Людмила Ивановна, многие сейчас упрекают молодежь, школьников в разобщенности, индивидуализме. Понятие «дружный класс», где воплощаются разнообразные инициативы, делающие жизнь ребят интересной, становится как бы анахронизмом. Тем интереснее на этом фоне смотрится опыт Батайска, в школах которого по-настоящему кипит общественная жизнь. В школах действует ученическое самоуправление, во главе которого стоят избранные ребятами президенты. Как вы оцениваете такой опыт? – Очень положительно. Самоуправление будит инициативу, ребята на своих собраниях устраивают диспуты, обсуждая злободневные школьные проблемы и находя какие-то решения. И не только в школах. Знаменательным тут стал «круглый стол», прошедший в октябре прошлого года на базе Академии успешных людей. Здесь собрались и познакомились все 12 президентов ученического самоуправления Батайска. Мне было самой интересно и полезно побывать на этом мероприятии, поговорить с молодежью, узнать об их мыслях, планах и намерениях. Каждый из президентов представился, рассказал, каким видит будущее школы и что интересного предлагает. Так, Данил Бондаренко из лицея №3 поделился, что хочет вернуть Доску почета, где будут отмечены лучшие ученики, спортсмены. Илья Синищук из школы №2 решил уделить много внимания развитию спорта и сохранению лучших традиций учебного заведения. Содержательной и полезной была презентация Милены Зламан из гимназии №21. Второй год подряд ее выбирают на пост президента гимназии, и она вместе со своей командой уже воплотила немало креативных идей. Конечно же, в сотрудничестве с педагогами, советом отцов, родителями. О взаимодействии со взрослыми говорила и президент школы №12 Виолетта Рыбалкина. Она считает: в случае необходимости ничто не мешает обратиться к старшим за помощью. Нет ничего сложного в том, чтобы самим ученикам протянуть руку помощи взрослым. Никита Курбатов, президент школы №4, сообщил, что за каждым младшим классом закреплен наставник-старшеклассник, который помогает в воспитательной работе и привлекает детей к школьным мероприятиям. Действуют различные ученические кружки на базе школы. Младшее поколение втягивается, приводит с собой друзей и так год за годом становится частью школьного движения. – Не секрет, что учителям сейчас тяжело. Стоит только поставить ученику низкий балл, и тут же поднимается шквал возмущений со стороны родителей. В соцсетях и в группах мессенджеров сколачиваются их коалиции, пишут жалобы и т.д. Видя такое, и сами учащиеся начинают подстраиваться под этот тренд, зачастую «в упор не видят» учителя. – Именно по этому поводу я вступила в дискуссию на этом круглом столе. Вопрос надо ставить уже так: как защитить педагогов? Многие родители, да и ученики стали относиться к людям этой профессии пренебрежительно и потребительски. Как результат – учительство стареет, молодежь не сильно стремится идти работать в школу. Мнения разделились. Прозвучало, что если учитель – истинный педагог по призванию, то никакой остракизм ему не страшен. Было мнение, что отношение к учителю идет из семьи. Это отчасти верно, да только как быть, если семья вся поголовно не хочет считаться с учителем? Что с ней делать? У Анны Изюмовой из школы №6 был другой опыт. Был случай, когда младшие ученики не хотели слушаться пожилого учителя. Срывали уроки и вели себя нахально. Между тем педагог пользовался большим уважением среди старших классов. И пришлось старшеклассникам брать дело в свои руки, идти в проблемный класс и объяснять, что не надо так себя вести. Все прекратилось. Пожалуй, сотрудничество детей и учителей – это главный ключ к решению этой проблемы. В конце встречи президенты приняли общую клятву: беречь товарищей, быть справедливыми и честными, уважать друг друга, учителей и родителей. Прозвучало предложение встречаться чаще на базе Академии успешных людей или Дома детского творчества. – Да, школьное самоуправление зримо действует, выявляя активных ребят, из которых могут получиться настоящие лидеры. Но, наверное, этого еще недостаточно. – Мы используем для этого и другие механизмы. Один из них – это участие в Российском движении школьников. РДШ в Батайске, как и в России, существует всего 4 года. Министерство образования Ростовской области во главе с Ларисой Валентиновной Балиной важную роль в воспитании отводит РДШ. В Ростовской области в качестве эксперимента запустили РДШ в трех пилотных городах (в их числе Батайск) и двух сельских территориях. В нашем городе было решено испытать РДШ в школах №№9, 16 и 21. Работа строилась по принципу участия в проектах, который предлагал федеральный центр. Постепенно Российским движением школьников стали интересоваться и другие учащиеся школ. Дети начали вступать в организацию независимо от того, в каком учебном заведении они учатся. Если раньше мы работали просто по проектам, то сейчас созданы самодостаточные первичные организации, городской совет с председателем. Дальше всех в Батайске продвинулась в развитии РДШ школа №16. Ее ученица Мария Ксенз как один из лучших представителей движения в области была направлена на федеральный слет в Санкт-Петербург. – Людмила Ивановна, какой вы видите роль родителей в школьной жизни? К сожалению, зачастую все сводится к формальным собраниям, заполнению всяких бумаг и сбору средств на разные нужды класса. Родители, понятно, все люди занятые, но тем не менее? – У нас в Батайске есть интересный опыт работы городского совета отцов, которому уже более трех лет. – На фоне того, что на родительские собрания ходят в основном мамы, это действительно интересно. – Да, в воспитании детей сейчас особенно не хватает мужского начала. Если мы окунемся в историю профессии учителя, то узнаем, что изначально педагогика была сугубо мужской профессией. В советской школе всегда были учителя-мужчины, которые были неким авторитетом для обучающихся-мальчишек. Сегодня в школе совсем немного представителей сильного пола, готовых посвятить всю свою жизнь педагогике. Так вот, главными идеями городского совета является вовлечение детей в различного рода мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений. В совет входят папы, которые не словом, а делом решают вопросы, связанные с помощью школе, воспитанием подрастающего поколения. Городской актив собирается с периодичностью один раз за четверть, а вот «школьные папы» собираются несколько раз в месяц. Беседы о здоровом образе жизни, поддерживаемые собственным примером, разговоры и профилактические беседы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, – все это малая часть того, что заботит активных пап города. Одними из самых активных стали советы отцов при лицее №3, школах №№4, 5 и 16. Совет отцов в школе №16, который возглавляет А.С. Гаспарян, большое внимание уделяет работе с трудными подростками. У каждого из пап, членов совета, своя функция. В каждой школе есть свой уникальный опыт работы совета. Где-то вывозят детей на предприятия, чтобы познакомить с разными профессиями, где-то вовлекают в спорт, кто-то активизирует работу на субботниках, другие проводят профилактические мероприятия по ПДД, правонарушениям, касаются вопроса конфликтов в семье. На сегодняшний день в Батайске активно возрождается институт отцовства. Мальчишкам показывают, что для мужчины важно уметь трудиться, нести ответственность за поступки, постоянно развиваться, создать крепкую семью и отвечать за ее благополучие. Конечно, нам повезло, что во главе совета встал Виталий Иванович Левченко. Он воспитывает троих детей, является полковником внутренних войск, работает в ГУ МВД России заместителем начальника инспекции. Это человек со стойкой жизненной позицией, высокими семейными ценностями и активной общественной жизнью. Семья Левченко, к слову, стала победителем регионального конкурса «Папа, мама, я – православная семья – 2019».
Виталий Левченко, председатель городского совета отцов: – Сначала это была идея создания инициативной группы пап в школе №2. На собраниях обычно присутствуют только мамы, а как же отцы? Мы тоже можем помогать, участвовать в воспитании, можем и хотим! Хотелось делиться с ребятами своими жизненными принципами. Мы возили школьников в музей, хулиганов воспитывали. Все это было в товарищеской форме: дать совет, похлопать по плечу, поделиться своим опытом. И это имело результат уже даже потому, что переставали поступать жалобы на того, кто раньше постоянно нарушал дисциплину, грубил. Идею активно поддержали в Управлении образования, и быстро наше движение набрало обороты, нас поддержали такие же инициативные папы в других школах. Сейчас буквально половина учащихся в школе – это дети, которые воспитываются матерями. А какой пример должен видеть перед глазами мальчик? Все-таки мужчину: деятельного, неравнодушного к проблемам, для которого не слова на первом месте, а действия. Если ученик склонен к прогулам, плохо готовится к предметам, агрессивно настроен к сверстникам, то с таким учащимся мы начинаем работать. Собираем комиссию, состоящую из администрации школы, педагогов, представителей совета отцов, вызываем ученика и пытаемся выяснить причины, пытаемся не отругать, не наказать, а именно разобраться, помочь.
– Очень помогает совету Олег Данкеев. Являясь инструктором по спорту, он привлекает детей школы №16 к спорту. Несколько раз за год все классы, включая педагогов, сдают нормы ГТО. Сам Олег Данкеев рассказал о встречах школьников с ветеранами-афганцами. В сознании детей кардинально меняется слово «Родина», прописанное в учебнике, на Родину, которую ты любишь, защищаешь, чьи интересы ты готов представлять, чего бы это ни стоило. На мероприятиях, посвященных Дню воина-интернационалиста, папы рассказывают об истории Афганской войны. Рассказываем, что значит служить в армии. Мальчишки всегда слушают, открыв рты, и это дорогого стоит. О признании совета отцов говорит тот факт, что его представителей пригласили принять участие в заседании областной антинаркотической комиссии. Говорили там о предупреждении случаев, когда подростки оказываются вовлеченными в преступную деятельность «закладчиков». И это не первый раз, когда батайский совет отцов привлекают на мероприятия, связанные с безопасностью подростков. – Хочется поговорить и о патриотическом воспитании. Не секрет, что здесь, если говорить о масштабах страны, многое в прошлые годы было упущено. Что тут делается у вас в Батайске? – Военно-патриотическое воспитание молодежи – постоянная забота главы администрации города Г.В. Павлятенко. А прошлый год был посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Школы и детские сады Батайска провели десятки мероприятий в память о тех годах. Эта работа была направлена на воспитание у подрастающего поколения любви к Родине, уважения к участникам исторических сражений, воспитанию у молодых людей патриотизма и гражданственности, мужества и жизнелюбия, готовности встать на защиту Отечества. Правда, множество мероприятий прошло в дистанционном режиме. Самоизоляция из-за коронавирусной пандемии нарушила многие планы, но не заставила педагогов города отказаться от них совсем. Все, что только можно было, перевели в режим онлайн. Часть мероприятий успели «захватить» еще до всеобщего домашнего режима, но апрель и май выдались непростыми. Тем не менее, ученики и учителя с готовностью сотрудничали с такими общественными организациями, как РДШ, Союз молодежи и другими. В виртуальной акции «Бессмертный полк» в Батайске принял участие 4301 человек из городских школ, причем среди них 1915 – только из школы №4 и еще 900 – из школы №12. Акцию «Георгиевская ленточка» поддержали 4164 человека, «Флаги России» – 629 семей. «Сад памяти» – прекрасное и полезное мероприятие, которое прошло в детских садах и школах города. Старшеклассники школы №4 и лицея №3 высадили розарий из 200 роз и аллею из хвойных деревьев, а по ул. К. Цеткин – липовую аллею из 30 деревьев. Посадка растений проходила с соблюдением всех рекомендаций по безопасности – маски, перчатки, дистанция. Школьники города активно поучаствовали в более чем 20 онлайн-конкурсах и проектах. Особенно активным получился проект «Окна Победы», в котором приняли участие 5248 человек. Более 1000 детей приняли участие в песенных конкурсах: «Песни Победы», «Песни Победы поет молодежь», «Поем двором». Не отстали и педагоги. Учителя лицея №10 во главе с директором Оксаной Тумко организовали концерт любимых песен военных лет для жителей микрорайона. Важным было то, что у детей и подростков повысился интерес к произведениям о войне. В конкурсах «Читаем о войне» участвовало более 6000 читателей. Ученики всех школ участвовали в многочисленных конкурсах рисунков. Лучшие из них украсили витражи окон, школьные галереи. Огромный выбор всевозможных акций был и для детских садов. Педагоги в каждом саду не стали распыляться на множество мероприятий и выбрали несколько акций, участие в которых было успешным и плодотворным. Во многих садах к юбилею были созданы музеи. Например, детский сад №10 открыл мини-музей «Памяти героев». В его экспозиции представлены фотографии прадедушек и прабабушек воспитанников, информация о подвигах и наградах, ордена и медали, исторические реликвии, письма военных лет. Большую помощь в работе оказали сайты «Подвиг народа», «Память народа», ОБД «Мемориал». При подготовке к празднованию 75-летия Великой Победы сотрудники и родители собрали еще архивные документы, фотографии, которые стали достоянием мини-музея. В общем, будет что передать потомкам. И наверняка эти семена попадут на благодатную почву. – И в советские времена школьным музеям отводилась роль инструмента, с помощью которого можно привить определенные чувства к родной школе, городу, региону и, наконец, стране. Сейчас, наверное, самое время вернуться к этой работе. – В Батайске она и не прекращалась. Неслучайно музей школы №4 признан лучшим в Ростовской области и одним из лучших в России. На федеральном уровне музей школы, который уже сорок лет возглавляет учитель истории Елена Викторовна Попова, занял второе место. К счастью, музей смогли сберечь в сложные 1990-е годы, когда повсюду изживали «советское прошлое». Тогда школу возглавила Галина Дмитриевна Збыковская, которая не позволила уничтожить материалы, собранные поколениями школьников и педагогов. – А как возник этот музей? – История музея началась в 1965 году с комнаты боевой славы. В школу однажды пришло письмо от однополчан летчика Василия Борисовича Москальчука. Он воевал в составе 88-й воздушной армии и погиб в боях за освобождение Батайска. Однополчане искали сведения о погибших товарищах. В то время на территории школы находилась братская могила, в которой, как оказалось, и покоился Василий Москальчук. Создали поисковый отряд, который возглавила учитель географии Валентина Пащенко. Она вместе с пионерами, ставшими основателями клуба «Поиск», провела огромную работу, результатом которой стала встреча однополчан и создание комнаты боевой славы. А позже школьники начали собирать сведения: писали письма, запросы. Шел сбор материала о ветеранах-земляках, жителях микрорайона. Проделана уникальная работа. Чего стоят видеофильмы, записанные к 60-летию Победы, интервью с десятками ветеранов! По материалам видеофильмов дети пишут исследовательские работы, стабильно занимая призовые места в конкурсе «Отечество» на местном, региональном и даже федеральном уровнях. Один из результатов такой работы – создание мемориального Зала славы на первом этаже школы №4. Здесь собрано более 4000 уникальных подлинных экспонатов. Школа совместно с жителями Койсуга воплотила в жизнь важный проект – восстановление воинского братского захоронения на улице Смоленской. Обо всем не расскажешь. Не менее интересные музеи созданы и в других школах. – Кстати, о мемориалах. В центре Батайска можно увидеть возле Вечного огня бравых ребят и девочек, глаза которых искрятся гордостью за порученное дело. Не в каждом городе такое увидишь. – Согласна. Для наших школьников это пост №1. Они стоят здесь посменно в почетном карауле. Штабом поста №1 руководит Юрий Акиньшин, заместитель директора Дома детского творчества, руководитель поста – летчик Виктор Губарев. Они занимаются огромной работой, которая объединяет десятки людей – школьных учителей ОБЖ, заместителей директоров школ по воспитательной работе, специалистов Управления образования, Совет ветеранов. От каждой школы на пост выставляется свой караул в составе 24 человек. Это дети от 14 лет, ученики 8-11 классов. Отбор желающих проводится на принципах полной добровольности. И желающих предостаточно. Но одного желания мало. Надо, помимо этого, хорошо учиться и отличаться высокими моральными качествами. Да и родители в этом деле участвуют. Добровольно дежурят во время вахты, следят за порядком и состоянием школьников, всегда готовы прийти на помощь. Но работа ребят заключается не только в карауле. Они регулярно собираются в ДДТ для проведения бесед на патриотическую и военную тематику. В конце каждого года среди школьных караулов Батайска разворачивается борьба за звание лучшего. Смотр-конкурс проходит обычно в 20-х числах мая. Победитель получает переходящий вымпел. …В общем, подводя итоги, могу сказать: работа по воспитанию школьников у нас в Батайске очень разнообразная, многоплановая, событийная. В ней не место скучным лекциям. Здесь важно, чтобы сами ребята в ней участвовали – что-то открывали для себя, ходили в походы, знакомились с интересными людьми и фактами. Словом, узнавали и понимали, что же это значит для них – Родина.
Факт В базе данных школы №6 хранятся сотни имен жителей района – ветеранов Великой Отечественной войны. У каждого есть учетная карточка (как правило, с фото), где указаны сведения: годы жизни, боевой путь, награды, за что награждены и так далее. Картотека существует как в бумажном, так и в электронном виде – последняя по функционалу и наполненности чем-то напоминает всем известную ОБД «Мемориал», но на местном материале и с подробностями.
Беседовал Геннадий Громов,
фото из архива Управления образования Батайска
|