Галина Снежко: «Главное – это мотивация выпускника. Если есть четко поставленная цель, то успех обязательно будет»19.10.2020
Тема ЕГЭ по-прежнему остается актуальной и для выпускников школ, и для их родителей. Заветная мечта каждого ученика 11 класса – сдать главный экзамен школьной жизни на высокие баллы. О том, как этого добиться, рассказывает директор Ростовского областного центра обработки информации в сфере образования Галина Снежко.
– Галина Евгеньевна, ваше учреждение сопровождает процедуры проведения государственной итоговой аттестации в нашем регионе с самого их возникновения. Расскажите немного о центре и направлениях его деятельности. – Да, действительно, наше учреждение обеспечивает организационное и технологическое сопровождение практически всех массовых оценочных процедур в Ростовской области с самого их возникновения, в частности создает и ведет региональную информационную систему обеспечения проведения ГИА, участвует в подготовке экзаменов, занимается обработкой экзаменационных работ, координирует конфликтную и предметные комиссии региона, проводит мастер-классы и обучающие семинары для различных категорий лиц, привлекаемых к проведению ГИА, делает разнообразные отчеты, готовит статистику по проведению ГИА и многое другое. Помимо этого, центр берет на себя задачи по передаче сведений из одной структуры в другую с использованием надежных защищенных каналов передачи данных, координирует деятельность организаций, занимающихся вводом данных в информационную систему, и обеспечивает автоматизированную обработку материалов, диагностических исследований. Большая работа проводится по обеспечению проведения в нашем регионе регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Все виды деятельности РЦОИ разделены между отделами и выполняются высококлассными специалистами. Помимо открытой части нашего сайта https://rcoi61.ru/, на котором размещена вся информация о видах деятельности РЦОИ, процедурах оценки качества образования и многом другом, функционируют закрытые технические порталы, требующие авторизации. Если пользователь затрудняется в поиске ответа на свой вопрос по направлениям деятельности нашего центра, он может обратиться за консультацией, позвонив в РЦОИ или написав письмо на электронную почту. Не бывает обращений, которые бы мы оставляли без внимания. – Расскажите о нововведениях ЕГЭ в 2020 году. Каковы особенности проведения экзамена в период пандемии? – Существенных технологических нововведений ЕГЭ в 2020 году по сравнению с прошлым годом в нашем регионе не было. Основные нововведения были в организационной части, связанной с ограничительными мерами по распространению коронавируса и обеспечению рекомендаций Роспотребнадзора по организации работы образовательных организаций. В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в процедуре проведения ГИА в 2020 году был предусмотрен ряд особенностей. Всех выпускников аттестовали на основании текущих отметок, свои аттестаты они получили без сдачи ЕГЭ. ЕГЭ сдавали только те выпускники, которые планировали поступление в вузы. В связи с этим из числа предметов ЕГЭ была исключена математика базового уровня. Сроки ЕГЭ в этом году переносились несколько раз, в итоге основной период экзаменов прошел в июле, дополнительный период для участников, которые не смогли по уважительным причинам принять участие в экзаменах в дни основного периода, – в августе. Перед началом основных экзаменов были проведены пробные репетиции экзаменов без участников – для проверки готовности пунктов проведения экзаменов (ППЭ) и лиц, привлекаемых к их проведению в новых условиях. Пункты проведения экзаменов были оснащены дозаторами с антисептическими средствами для обработки рук, средствами индивидуальной защиты (одноразовыми медицинскими масками и перчатками) для участников экзаменов и педагогических работников, привлекаемых к проведению экзаменов в качестве работников ППЭ. Проводилась дезинфекция аудиторий до начала экзамена и после завершения, термометрия работников ППЭ и участников экзамена. Была изменена и схема рассадки в аудиториях – с соблюдением дистанции между участниками экзамена не менее 1,5 метра. Все экзамены в форме ЕГЭ в нашем регионе прошли организованно, за соблюдением порядка проведения ГИА в ППЭ наблюдали около 1000 общественных наблюдателей, большинство из которых осуществляли наблюдение дистанционно, что тоже явилось особенностью проведения ЕГЭ в этом году. – Ежегодно проделывается огромная работа по совершенствованию технического обеспечения и информационной безопасности единого государственного экзамена. Какие шаги в этом направлении были предприняты в Ростовской области в нынешнем году? – В Ростовской области в течение двух предыдущих лет полностью реализовывалась технология печати полного комплекта экзаменационных материалов в аудиториях и сканирования и передачи электронных образов бланков ответов участников в день экзамена во всех ППЭ. Наш регион активно принимал участие во всех апробационных мероприятиях, проводимых на федеральном уровне. Помимо основной техники, количество единиц которой увеличилось в этом году в связи с увеличением количества ППЭ и аудиторий, связанного с обеспечением ограничительных мер, все пункты проведения ЕГЭ были оснащены необходимым, в том числе и резервным, оборудованием для печати и сканирования – ноутбуками, принтерами, сканерами. Для обеспечения информационной безопасности, а также соблюдения прозрачности и открытости единого государственного экзамена было организовано видеонаблюдение в режиме онлайн в каждом пункте проведения экзамена, все ППЭ оснащены стационарными рамками и ручными металлодетекторами, средствами подавления мобильной связи. Видеонаблюдение организовано и в Региональном центре обработки информации на всех этапах приемки и обработки экзаменационных материалов, проверки развернутых ответов участников ЕГЭ экспертами областных предметных комиссий, приема и рассмотрения апелляций областной конфликтной комиссией. Кроме того, уже пятый год работает региональный ситуационный центр, который осуществляет онлайн-наблюдение за соблюдением порядка проведения государственной итоговой аттестации каждый день проведения экзаменов во всех ППЭ. – Какие предметы ЕГЭ по выбору учащихся пользовались в этом году наибольшей популярностью? – В 2020 году в Ростовской области ЕГЭ сдавали 15 463 человека, из них выпускники текущего года – 14 034 человека. Большинство участников сдавали экзамены по трем (67,5%) или четырем (18,9%) учебным предметам. Традиционно из предметов по выбору на первом месте – обществознание (7388 участников) и далее традиционная пятерка наиболее востребованных для сдачи ЕГЭ предметов, расположившихся в этом году следующим образом: физика, биология, история, химия, информатика и ИКТ с числом участников 3780, 2951, 2621, 2098 и 1995 соответственно. – Как реализуется программа «Доступная среда» для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья? – Для таких участников реализован ряд мер, который облегчает процесс участия в экзаменах. Во-первых, в ППЭ для них предусмотрены специализированные аудитории (хотя участники вправе по собственному желанию сдавать экзамен и в общих аудиториях), расположенные на первом этаже, в этих аудиториях ведется офлайн-видеонаблюдение. Вход в ППЭ оборудован необходимыми устройствами, разрешается взять с собой лекарства, питание, возможно присутствие вспомогательного персонала (ассистент, сурдо- или тифлопереводчик), также предусмотрена возможность увеличения времени экзамена на 1,5 часа, экзамена по иностранному языку (раздел «Говорение») – на 30 минут. В аудитории при необходимости может находиться копировальная техника для увеличения контрольно-измерительных материалов для слабовидящих детей, для слепых участников предусмотрены экзаменационные материалы на специальном шрифте Брайля. Что касается остальных спецусловий при сдаче ЕГЭ, то они зависят от характера заболевания выпускника. Существует возможность организации ППЭ на дому или на территории медицинского учреждения. Участники с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать одну из двух форм государственной аттестации – ЕГЭ или государственный выпускной экзамен (ГВЭ), а также их сочетание. В этом году ЕГЭ в Ростовской области сдавали 117 участников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов, из которых 111 человек сдавали экзамены в аудиториях со специализированными условиями. Хотелось бы отметить, что ЕГЭ необходимо было сдавать только тем участникам с ограниченными возможностями здоровья, которые поступали в вузы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.06.2020 года №842 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году» аттестаты о среднем общем образовании для обучающихся выдавались в этом году на основе результатов промежуточной аттестации. ГВЭ в этом году не проводился. – Сегодня очень популярны страницы новостей о ЕГЭ в различных соцсетях, и зачастую родители сетуют на разночтения по интересующим их вопросам в разных источниках. Что вы им посоветуете и есть ли у вашего центра страницы в соцсетях? – Совет – конечно же, доверять официальным источникам федеральных и региональных учреждений, курирующих вопросы государственной итоговой аттестации, в том числе ЕГЭ. На федеральном уровне – это, в первую очередь, сайты и страницы в соцсетях Рособрнадзора и Минпросвещения РФ, официальные порталы ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/ru/ и ГИА-9 http://gia.edu.ru/ru/ Все новости донского образования, в том числе вся достоверная информация о процедурах оценки качества образования: Всероссийских проверочных работах (ВПР), Национальных исследованиях качества образования (НИКО), государственной итоговой аттестации в 9 классах (ГИА-9) и едином государственном экзамене (ЕГЭ) размещается на официальных интернет-сайтах Минобразования Ростовской области https://minobr.donland.ru/ и регионального центра обработки информации Ростовской области https://rcoi61.ru/. В социальных сетях представлены следующие сообщества: в Инстаграм: @minobrazovaniero, @gia_v_ro, @rcoi61; в ВКонтакте: https://vk.com/rcoi161; https://vk.com/minobrazovanie_ro на Facebook: https://www.facebook.com/groups/GIAvRO/, Рцои Рнд (Ростовская область) https://www.facebook.com/rcoi161. Мы регулярно обновляем дизайн, улучшаем новостные ленты, чтобы уделить больше внимания визуализации информации. – Что бы вы порекомендовали для подготовки к ЕГЭ школьникам и их родителям? Каким формам подготовки отдать предпочтение? – Универсального способа нет, необходимо учитывать индивидуальные особенности выпускника, а в любой форме подготовки есть как свои преимущества, так и недостатки. Могу подсказать, на что нужно ориентироваться при подготовке к единому государственному экзамену. В первую очередь это демоверсии и спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения в 2021 году ЕГЭ по всем учебным предметам, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). На этом же сайте доступен для всех желающих открытый банк заданий ЕГЭ, в котором собраны экзаменационные задания прошлых лет и задания, похожие на те, которые могут быть на реальном экзамене. Задания, размещенные на ресурсе, расположены по типам, разделам, могут использоваться как при проведении школьных уроков, так и при самостоятельной подготовке к ЕГЭ. Очень полезны тренировочные (репетиционные) тестирования в приближенных к реальному экзамену условиях, результаты которых покажут, на сколько баллов сдаст ЕГЭ участник с текущим уровнем подготовленности к экзамену. Результаты такого тестирования позволяют в оставшееся до экзаменов время скорректировать траекторию подготовки обучающегося с учетом выявленных западающих тем. Мы рекомендуем начинать участвовать в репетиционных тестированиях не позднее чем за три месяца до начала экзаменов, чтобы еще осталось время для устранения пробелов в знаниях по тем или иным разделам и темам. Главное – это мотивация выпускника. Если есть четко поставленная цель, то успех обязательно будет.
Мария Шульга, фото из архива Ростовского областного центра обработки информации в сфере образования |