Артем Суров: «Развитие сельского хозяйства невозможно без экспорта».30.03.2018
Артем Владимирович Суров родился в Челябинской области. Окончил Всероссийский финансово-экономический институт, где получил специальность бухгалтера-экономиста. Свою карьеру начинал на предприятиях Челябинска, 6 лет работал в аудиторской компании, затем стал директором по экономике на ОАО «Челябинский завод «Теплоприбор». Далее руководил Торговым домом данной группы. Артем Владимирович является профессиональным менеджером, получив образование по программе МВА в Академии народного хозяйства в Москве «Менеджмент и международный бизнес». В 2007 году был приглашен в Ростов-на-Дону на должность одного из топ-менеджеров зерновой компании. После смены собственников предприятия встал перед выбором: оставаться в Ростове или возвращаться домой. После недолгих раздумий было принято решение оставаться и продолжать развитие на Дону. И вот уже 10 лет Артем Владимирович является генеральным директором ООО «Южный Центр Агрогрупп» и не жалеет о принятом решении. О специфике своей деятельности, истории компании и взаимодействии с государственными структурами А.В. Суров рассказал «Парламентскому вестнику». - Артем Владимирович, когда была основана возглавляемая Вами компания? - ООО «Южный Центр Агрогрупп» было основано в 2003 году. В августе этого года компании исполнится 15 лет. В компании 35 человек, и каждый работник является компетентным специалистом и профессионалом своего дела. Практически все сотрудники ведут по несколько направлений, переживают за каждый проект и нацелены на перспективное развитие. За время работы наше предприятие зарекомендовало себя надежным партнером и стабильным поставщиком качественной продукции. Сегодня оно входит в состав крупнейших предприятий по экспорту сельскохозяйственной продукции из России. В основу развития предприятия положены современные технологии – технические и технологические решения, в том числе современный элеватор с собственной лабораторией. Специалисты компании «Южный Центр Агрогрупп» тщательно следят за тем, чтобы продукция соответствовала всем необходимым требованиям качества и безопасности. «Южный Центр Агрогрупп» закупает широкий спектр сельскохозяйственных продуктов сторонних производителей и имеет разветвленную сеть торгово-закупочных офисов и представителей в ряде аграрных регионов Российской Федерации. Компания экспортирует в год около 1,5 миллионов тонн сельскохозяйственных культур: зерновых, бобовых, кукурузы и льна. В основном, отправляем продукцию малым флотом с территории Ростовской области. В логистической цепочке используется рейдовая перевалка. Наши партнеры получают качественную продукцию в Египте, Турции, Бангладеше, Вьетнаме, и множестве других стран. Хочу отметить, что любые экспортные поставки требуют от специалистов компании огромной самоотдачи и колоссальных знаний, в том числе в области логистики. Нужно четко понимать, как сформировать партии, как их погрузить и отправить так, чтобы полностью удовлетворить наших покупателей. - Взаимодействуете ли Вы с Министерством сельского хозяйства? - Да, конечно. Мы активно и плодотворно работаем с Министерством, потому что эта структура, как и мы, заинтересована в развитии агропромышленного комплекса региона. Нашу позицию, суть которой состоит в том, что развитие сельского хозяйства Ростовской области без экспорта невозможно, разделяют министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Константин Николаевич Рачаловский, его заместитель Ольга Анатольевна Миронова. Они активно привлекают нас к обсуждению различных вопросов, выслушивают наше мнение и принимают его во внимание при принятии тех или иных решений. Наше предприятие принимает участие в работе Комиссии по проблемам агропромышленного комплекса, в состав комиссии входят компании «РИФ» и «Астон», представители Министерства сельского хозяйства, Министерства транспорта и Министерства экономики. Мы регулярно посещаем совещания, которые проводит первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Георгиевич Гончаров. Хочу подчеркнуть, что, несмотря на то, что комиссия работает меньше года, за это время было найдено множество компромиссных решений. -26 февраля в РГЭУ (РИНХ) было проведено Совещание по проблемным вопросам агропродовольственной инфраструктуры и логистики сельскохозяйственной продукции. Какие вопросы обсуждались? -Это масштабное мероприятие прошло под председательством губернатора Ростовской области Василия Юрьевича Голубева. На совещании обсуждалась текущая ситуация по отгрузке сельскохозяйственной продукции на вывоз и рассматривались перспективы развития экспорта. Мы представили на суд коллегам свой вариант использования реки Дон в качестве стратегического логистического канала. В настоящий момент этот водный ресурс используется очень слабо. Особенно это касается зерновых позиций. Если говорить про нефтяные перевозки наливных грузов, то они используются достаточно активно, а вот транспортировка зерновых культур минимальна. Мощности, которые есть на реке, используются всего на 30%. При этом загрузка портов под автотранспорт на данный момент близка к критической. Возможность её увеличения уже находится под вопросом: обработать весь объем крайне сложно. Кроме того, во время уборочной кампании для наших производителей очень важно наличие близкого пункта приемки, потому что везти продукцию в Ростов или Азов с ряда территорий весьма проблематично, требуется более короткое плечо и элеваторы, находящиеся на реке, являются одним из способов быстрой выгрузки. Около пяти лет назад река Дон достаточно активно использовалась в качестве средства для перевозки зерновых культур. Были построены элеваторы в Волгодонске, Семикаракорске, Багаевской, Калаче. Все перечисленные элеваторы использовались процентов на 70. Затем произошел спад уровня воды и теплоходы потеряли возможность захода в порты. В настоящий момент уровень воды достаточный для перевозки, однако возникла другая проблема – нехватка теплоходов. Увеличились грузопотоки как из Ростова-на-Дону, так и из Азова. Также существует правило, ограничивающее проход по российским внутренним водам теплоходов, не имеющих юрисдикцию РФ. На заседании у губернатора мы озвучивали идею о том, чтобы временно, хотя бы на этот сезон, дать возможность заводить в Дон иностранные суда. В ближайшее время будет введен в эксплуатацию Кочетовский гидроузел, после запуска которого появится возможность параллельного входа и выхода судов. Это позитивно скажется на скорости прохода: она увеличится вдвое. Также появится возможность регулировать проблемный уровень воды. Основной минус возможности захода теплоходов под иностранными флагами – отсутствие мотивации на постройку собственных – российских судов. Но, опровергая этот аргумент, отмечу, что новые отечественные теплоходы, естественно, нужны, однако они не появятся через 3-4 месяца, а уборочная начнется к конце июня и нужно осуществлять вывоз уже к данному периоду. Среди главных плюсов можно выделить, во-первых, возможность увеличения цены сельхозпроизводителем. Во-вторых, произойдет запуск элеваторов. Так как некоторые элеваторы являются градообразующими (например, в Семикаракорске или станице Багаевской), важно, что появится возможность создания новых рабочих мест. В-третьих, при данной модели, в гораздо большей степени будет использоваться экологичный водный транспорт. Также немаловажна скорость приемки зерна – она увеличится. Хочу заметить, что здесь нет нашего частного желания. Наша компания сможет работать в любых условиях. Просто есть понимание, что принятие этой идеи скажется позитивным образом на всех участниках рынка. Все будут в выигрыше: и продавец, и покупатель (используя водный ресурс, ты получаешь больший объем), и государство (т.к. оно получает налоги, в том числе, и от иностранныхсудов, а также новые рабочие места). В Европейских странах, например, очень развита речная перевозка. В обе стороны постоянно ходят теплоходы, которые перевозят камни, щебень, машины, зерно и т.д. Естественно, это очень выгодно. Ведь стоимость перевозимой единицы зависит от количества перевозимой продукции: чем больший объем везешь, тем дешевле получается. А теплоход в состоянии везти 2-3 тысячи тонн. -Много ли конкурентов на рынке? - Конкурентов достаточно много, при этом цены на продукцию практически одинаковые. У всех существуют прайсы в местах приемки, и любой сельхозпроизводитель знает по какой цене и в какой пункт выгрузки можно отвезти свою продукцию. Конкуренция, в основном, идет в качестве оказываемых услуг. Мы создаем максимальное удобство нашим партнерам. Это проявляется, например, в том, что мы можем забирать продукцию сельхозпроизводителя прямо с места и сразу брать на себя все транспортные вопросы: загрузку, перевозку, выгрузку и т.д. Тем же партнерам, которые привозят зерно самостоятельно, мы организовываем быструю, удобную выгрузку. За счет комплекса предоставляемых услуг мы получаем дополнительные преимущества. Основой работы является максимальная близость к нашему клиенту, создание лучших комфортных условий для работы сельхозпроизводителя. Мы понимаем насколько сложный и ответственный процесс производства зерна, и делаем всё, чтобы коллеги получали максимальные цены и удобные условия продажи выраженной продукции. - Принимает ли ваше предприятие участие на сельскохозяйственных выставках? - Да, мы представляем нашу компанию на различных выставках. На мой взгляд, это очень позитивно сказывается на нашей деятельности, так как появляется бесценная возможность лично пообщаться с зарубежными коллегами, обсудить текущие проблемы, обменяться опытом. Например, недавно мы в составе делегации Министерства сельского хозяйства Ростовской области принимали участие в крупнейшей в мире ежегодной выставке пищевой промышленности и производства напитков «ГАЛФУД» в Дубае. На различных дискуссионных площадках выставки поднимались вопросы снижения волатильности цен на продовольствие и повышения уровня продовольственной безопасности. Также участники выставки искали пути повышения доходности фермеров, рассматривали возможности доступа потребителей к национальным, региональным и международному рынкам. Кроме того, одной из главных тем был вопрос привлечения инвестиций в сельское хозяйство.
Александр Астапенко |