Актуальные проблемы системы образования Ростовской области03.05.2018
На вопросы корреспондента газеты «Парламентский вестник Дона» ответила
министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина – Удалось ли в РО в полном объеме выполнить майские указы Президента РФ, касающиеся сферы образования? – Да, удалось. В нашей области достигнуты все показатели майских указов Президента РФ, некоторые – с превышением. Особое внимание уделялось зарплате педагогов. Меры, принятые минобразованием Ростовской области по повышению заработной платы педработников, позволили обеспечить доведение средней заработной платы отдельных категорий работников учреждений социальной сферы в среднем за 2017 год до установленных значений. Показатели майских указов Президента по доступности образования по итогам прошлого года также выполнены. Работа велась по пяти направлениям. Мы уже в 2015 году достигли показателя нулевой очередности в детские сады для детей от 3 до 7 лет, и этот показатель удерживается. В целом с 2013 года в Ростовской области создано свыше сорока тысяч дополнительных дошкольных мест. Для обеспечения доступного дополнительного образования в Ростовской области функционирует региональная система дополнительного образования детей, которая на основе лучших практик обеспечивает реализацию современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, в том числе технической и естественнонаучной. Помимо участия во всероссийских мероприятиях, в области проведено 187 региональных конкурсных мероприятий с детьми и молодежью. Кроме того, для руководителей и педагогов организаций дополнительного образования проведено 9 областных обучающих семинаров-практикумов, совещаний, стажерских площадок. В области продолжают работу организационно-методический центр дистанционного образования одаренных детей, информационно-методический образовательный портал «Инновационные проекты, исследовательская деятельность и техническое моделирование» и очно-заочные школы. На базе трех государственных организаций дополнительного образования организованы очно-заочные школы, в которых обучается более 800 детей Ростовской области. Охват детей нашей области программами дополнительного образования по итогам прошлого года составил 74,8%. В рамках создания условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в 2017 году базовой организацией по поддержке системы регионального инклюзивного образования в Ростовской области определен Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления. А также в семи учреждениях проведены мероприятия по адаптации зданий учебных корпусов для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и закупке специализированного, учебного, компьютерного оборудования, необходимого для организации учебного процесса. По данным мониторинга численность детей из семей, находящихся в социально опасном положении, в нашем регионе составляет 3 126 человек. Педагогическими работниками, работающими с детьми из социально неблагополучных семей, область обеспечена. С данной категорией детей работают 2 456 педагогических работников, в том числе педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, воспитатели. В 2017 году Минобразованием Ростовской области организована деятельность методических объединений для повышения квалификации педагогов-психологов образовательных учреждений различных уровней и центров помощи детям, также продолжена работа с родителями по организации курсов по основам практической психологии и педагогики. Кафедра психологии Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и областной Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи реализуют программы курсов для родителей. В целях повышения профессиональной компетентности педагогов-психологов и повышения престижа профессиональной деятельности в прошлом году Минобразованием Ростовской области проведен традиционный областной конкурс психолого-педагогических программ и областной конкурс кабинетов педагогов-психологов. Победители конкурсов награждены благодарственными письмами Минобразования Ростовской области и призами на областной психологической научно-практической конференции 30 ноября 2017 года. В области созданы и функционируют шесть многофункциональных центров прикладных квалификаций. В 2014-2016 годах созданы и оснащены современным оборудованием и методическим обеспечением четыре центра на базе профессиональных образовательных учреждений: Каменского техникума строительства и автосервиса, Донского промышленно-технического колледжа имени Б.Н. Слюсаря, Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И. и Батайского профессионального училища № 108. В прошлом году открыт пятый многофункциональный центр прикладных квалификаций на базе Гуковского строительного техникума по направлению «деревообработка». Кроме того, начал функционировать единственный в Ростовской области и четвертый в России многофункциональный центр прикладных квалификаций на базе предприятия (АО «Ростовводоканал»). – Какой вопрос сегодня стоит номером один в повестке дня регионального министерства образования? – Мы принимаем участие в трех федеральных приоритетных проектах сферы «Образования»: «Создание современной образовательной среды для школьников», «Доступное дополнительное образование для детей» и «Рабочие кадры для передовых технологий» – вот наши приоритеты. Утверждены паспорта проектов, установлены цели, показатели, контрольные точки и бюджет. Для перевода всех школ области в односменный режим Минобразованием области совместно с Министерством строительства области с учетом предложений администраций муниципальных образований разработана Программа по созданию в регионе новых мест в общеобразовательных организациях на 2016–2025 годы. В рамках реализации Программы в 2017 году: две школы построены, одна – открыта после реконструкции, шесть – после капитального ремонта. В результате в 19 муниципалитетах все школы работают в одну смену. Три года назад таких муниципальных образований было всего 11. На 2018 год запланировано завершение строительства школы на 600 мест в г. Донецке, реконструкции Калининской школы № 7 в Кагальницком районе и Верхнеталовской школы в Миллеровском районе, капитального ремонта двух школ в Боковском районе и городе Новочеркасске. Кроме того, в рамках Программы с 2017 года ведется строительство школы на 1000 мест в г. Аксае, школы на 600 мест в п. Янтарном Аксайского района и школы вместимостью 1340 учащихся в I мкр. на территории военного городка № 140 г. Ростова-на-Дону, реконструкция МБОУ СОШ № 72 ст. Кривянская Октябрьского района и МБОУ гимназии № 10 г. Гуково. В программе «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» Ростовской области на строительство трех школ предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 936 млн. рублей. В рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» дети в нашей области обеспечены дополнительными общеобразовательными программами, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей. Охват детей услугами дополнительного образования в Ростовской области по итогам прошлого года составил 74,8%. Наша цель на ближайшие годы – увеличить охват детей дополнительными образовательными программами до 75%, в том числе обеспечить дополнительными общеобразовательными программами технической и естественно-научной направленности до 18% детей. В области проводится работа по увеличению доли профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка по 50 наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям. Важным механизмом сопряжения требований современных стандартов и передовых технологий с образовательным процессом является проведение региональных, национальных чемпионатов с участием всех субъектов Российской Федерации, а также корпоративных чемпионатов «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия). Помимо Ворлдскиллс мы проводим конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». В октябре 2017 года проведен второй региональный чемпионат по пяти компетенциям. В декабре команда области приняла участие в III Национальном чемпионате в г. Москве и завоевала две медали: золото и серебро. – Сколько пунктов для сдачи ЕГЭ будут открыты в этом году в РО? Какие нововведения ожидаются при проведении ЕГЭ? Ожидается ли ужесточение требований? – Для проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ на территории Ростовской области утверждены 133 пункта проведения экзамена в 55 муниципальных образованиях области в основной период. Также в досрочный период проведения ЕГЭ будут открыты три пункта проведения экзамена, зарегистрировано около 700 человек. Все пункты оснащены стационарными и переносными металлодетекторами, средствами подавления сигналов подвижной связи, системой видеонаблюдения. В целом для участников ЕГЭ процедура сдачи экзамена останется прежней. Будут усилены меры информационной безопасности посредством использования технологии печати полного комплекта экзаменационных материалов. То есть, если ранее в пунктах проведения экзамена печатались только КИМы, то с этого года в аудиториях будут печататься и задания, и бланки ответов. Процедура сдачи экзамена максимально прозрачна и с каждым годом совершенствуется с учетом всего опыта проведения ЕГЭ. – Как правительство РО сегодня поддерживает молодых специалистов? Какие формы финансовой поддержки существуют для молодых представителей научного сообщества в РО? – Правительство Ростовской области оказывает государственную поддержку представителям талантливой молодежи. Ежегодно выплачиваются стипендии Губернатора Ростовской области лучшим аспирантам, адъюнктам, студентам и курсантам государственных образовательных организаций высшего образования и филиалов государственных вузов, расположенных на территории Ростовской области, и студентам государственных профессиональных образовательных организаций Ростовской области (по 220 человек – каждое полугодие: 190 аспирантов и студентов вузов, 30 обучающихся профессиональных образовательных организаций). Начиная с 2012 года, 100 молодым ученым Южного федерального университета, проявившим особые способности в научной деятельности, ежегодно выплачиваются премии Губернатора Ростовской области. Кроме того, в 2017 году 18 молодых ученых вузов Ростовской области получили гранты Президента Российской Федерации за выдающиеся исследовательские работы в сфере информационно-коммуникативных технологий, химии, математики и сельского хозяйства. – Расскажите о развитии инклюзивного образования в РО. – С 2011 года мы занимаемся созданием условий для обеспечения доступности школ для разных категорий детей. Проделана большая работа. До 2012 года система образования полноценно принимала только детей, способных обучаться по общей для всех программе и показывать хорошую успеваемость. Сейчас же для получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями в регионе функционирует стабильная сеть отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным образовательным программам для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. По данным статистики в обычных классах общеобразовательных школ инклюзивно обучается более 6000 детей с ОВЗ и более 3300 детей-инвалидов. Участие в государственной программе «Доступная среда» из федерального и областного бюджетов позволило получить средства на создание в 242 школах области условий для совместного обучения детей. Перед всеми участниками образовательная процесса стоит задача проведения серьезного анализа с целью постепенного включения детей, получающих обучение на дому, в общую образовательную среду с учетом особенностей состояния здоровья и медицинских рекомендаций. В Ростовской области положительный опыт обучения и воспитания сложных детей имеется в специальных общеобразовательных организациях, где открыты классы «особый ребенок». В таких классах у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития по индивидуальной траектории формируются социальные навыки, жизненные компетенции. Минобразование Ростовской области – участник инновационного проекта «Проектирование и внедрение образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях» под общим наименованием «УчимЗнаем-Ростовская область» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. В областной детской больнице организовано обучение и создание комфортной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении. В планах Ростовской области – распространение и тиражирование полученного опыта в области госпитальной педагогики и психологии на федеральном и международном уровнях. Открыты ресурсные центры помощи детям с расстройствами аутистического спектра, детям после кохлеарной имплантации. Организована работа консультационного пункта для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а с 2018 года начнут работать центры для детей с нарушениями зрения и тяжелыми множественными нарушениями развития, кабинет для слепоглухих детей. С целью реализации принципа непрерывности при получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, перед Ростовской областью стала новая задача – это создание специальных условий для детей дошкольного возраста в детских садах. Силами муниципальных образований в 101 детском саду были созданы специальные условия, но этого оказалось недостаточно, и в 2016 году с привлечением федерального финансирования государственной программы «Доступная среда» проведена работа по созданию условий доступности для получения качественного образования для дошколят еще в 5 детских садах, в 2017 – в 8 детских садах области. В 2018 году запланирована работа по созданию специальных условий еще в 9 дошкольных образовательных организациях. Также не остался без внимания вопрос доступности дополнительного образования для детей-инвалидов. В настоящее время нам удалось выполнить задачу, поставленную Правительством Российской Федерации, по охвату 35 % детей, имеющих инвалидность, программами дополнительного образования различной направленности. Мы понимаем, что одних только условий мало: нужно суметь подготовить не только школы, но и учителей. Это, пожалуй, одна из самых сложных задач, но мы ее решаем. В Ростовском областном Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и вузах области проходят подготовку педагоги, работающие с этой категорией детей. Так, например, с 2016 года в Южном федеральном университете открыта магистерская подготовка по направлению «Инклюзивное образование». Зачастую родители ребенка-инвалида не могут принять инвалидность и ограничение возможностей своего ребенка, не знают, куда обратиться за помощью, а благодаря своевременному подключению специалистов повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни, укрепляется моральный и психологический климат в таких семьях. В 2016 году по инициативе Минобразования в Ростовской области стартовал проект для родителей «А что, если «особый» ребенок Ваш?». Встречи с родителями проведены во всех школах региона. На первых порах напряженные, скептически настроенные родители, постепенно принимали новый взгляд на обучение «особых» детей, находили преимущества совместного обучения нормативных детей и детей с особыми образовательными потребностями. В мае 2017 года Минобразованием Ростовской области организована презентация лучших практик работы с родителями по созданию «Школы равных возможностей» (формирование позитивного отношения к совместному обучению детей-инвалидов и здоровых сверстников) в форме вебинара, где представлены результативные проекты школ г. Батайска, Неклиновского района. Взаимодействие с родителями осуществляется также и в рамках сотрудничества с общественными организациями родителей детей-инвалидов «Особые дети», «Содействие», «Соединение», «Ресурсный класс» и др. Очень важно, чтобы ребенок, получивший общий образовательный минимум знаний, мог еще получить и профессию, которая в дальнейшем поможет ему создать достойную и полноценную ячейку общества, чтобы ребенок-инвалид принимал полноценное участие в общественной жизни, эффективно самореализовывался в различных видах профессиональной деятельности. Так, Донской педагогический колледж с 2001 года является экспериментальной площадкой по обучению в системе среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В колледже появилась современная компьютерная техника, которая позволила создать образовательную компьютерную среду для обучения студентов с нарушением слуха. На сегодняшний день 12 профессиональных образовательных организаций области готовы принять детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на обучение не только благодаря имеющемуся специализированному, учебному, компьютерному оборудованию, созданным архитектурным условиям, но и обученным кадрам. В 2018 году в Ростовской области планируется создать ресурсный учебно-методический центр по методическому и организационному сопровождению деятельности базовой профессиональной образовательной организации – Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления. Определенные успехи Ростовской области в развитии инклюзивного образования на Дону отмечены на федеральном уровне. В 2016 году 1 общеобразовательная школа области отмечена как лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа», а в 2017 году уже 3 региональных организации стали лауреатами Всероссийского конкурса. – Что, на ваш взгляд, сегодня является залогом активного развития и повышения престижа среднего профессионального образования? – Сегодня на всех уровнях власти говорится о приоритетности развития среднего профессионального образования и повышения его престижа. Профессиональное образование является важнейшей частью развития человеческого капитала – главной миссией системы образования. Вот почему вопросы качества подготовки кадров, трудоустройства выпускников, открытия новых специальностей и профессий, внедрения передовых технологий находятся в фокусе внимания региональных органов власти. Ключевым фактором и залогом успеха развития системы является взаимодействие с предприятиями-заказчиками кадров. Работодатели уже участвуют в формировании регионального заказа на подготовку кадров, входят в состав наблюдательных советов образовательных организаций, являются председателями экзаменационных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации, ежегодно согласовывают основные образовательные программы. Благодаря внедрению дуального образования увеличивается доля программ подготовки кадров под конкретные рабочие места. Основными направлениями подготовки традиционно остаются: промышленность, транспорт, сфера обслуживания, строительство, сельское хозяйство, медицина, информационные технологии, педагогика. Происходит ротация профессий и специальностей. Важным фактором является быстрая смена содержания профессий и специальностей. Возникают новые и модернизируются существующие, открываются новые профессии и специальности для будущих производств. Многие учреждения приступили к так называемой «подготовке на перспективу». Например, Митякинский техникум агротехнологий и питания открыл новую профессию «овощевод защищенного грунта» для восполнения кадровых потребностей тепличного комплекса «Донская усадьба». Критерием качества подготовки является трудоустройство выпускников. В каждом учебном заведении работает центр содействия трудоустройству, развивается целевое обучение. Такой подход обеспечил повышение доли трудоустройства по полученным профессиям и специальностям до 55,3% при целевом показателе на 2017 год – 53,3% . Обеспечению подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями помогает развивающаяся система чемпионатов «Молодые профессионалы» в рамках движения «Ворлдскиллс Россия». Участие области в системе чемпионатов «Молодые профессионалы», рост числа компетенций позволило вывести качество подготовки на новый уровень, увеличило востребованность наших выпускников на рынке труда. Благодаря проведению региональных чемпионатов обновлена материально-техническая база образовательных организаций. Все закупленное оборудование используется в образовательном процессе. Еще одно важное направление работы – обновление содержания образовательных программ в соответствии с требованиями современных стандартов и передовых технологий, формирование условий для реализации образовательных программ по новым ФГОС СПО путем модернизации материально-технической базы образовательных организаций и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров. С 2017 года 49 образовательных организаций СПО начали подготовку по образовательным программам, разработанным в соответствии с новыми образовательными стандартами. Эти организации получили 59 лицензий на осуществление образовательной деятельности. Стандарты разработаны в соответствии с перечнем новых, наиболее востребованных профессий и специальностей ТОП -50. В 4-х организациях итоговая аттестация пройдет в форме демонстрационного экзамена. Министерством подписано соглашение с Национальным Агентством развития квалификаций. В текущем году выпускники техникума металлообработки и машиностроения, расположенного в г. Волгодонске, пройдут промежуточную и итоговую аттестацию по специальности «сварочное производство» с использованием независимой оценки квалификации. Надеюсь, в следующем году увеличится спектр профессий и возрастет количество участников проекта! Таким образом, кооперация усилий предприятий, образовательных учреждений, региональных органов власти, общественных объединений в вопросах подготовки кадров станет основой создания в Ростовской области конкурентоспособной системы среднего профессионального образования. – Какие изменения произошли в системе дополнительного образования? – В последнее время нам очень часто приходится обсуждать вопросы развития системы дополнительного образования и это неслучайно. Ведь эта система позволяет расширить кругозор, развить творческие способности, значительно повысить степень ориентации учащихся в культурных событиях, в мире профессий. Тенденции появления новых востребованных профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости модернизации системы дополнительного образования. В этой связи Правительством Российской Федерации принята Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года, президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в 2016 году утвержден приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей». Речь идет о том, что до 2020 года система дополнительного образования поэтапно будет претерпевать ряд изменений, направленных на обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ, формирование эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования региональных ресурсных центров и муниципальных учреждений, реализующих дополнительные программы, обеспечение развития профессионального мастерства и уровня компетенции педагогов дополнительного образования. Как механизм формирования интереса к предметам естественнонаучного цикла у школьников и возвращения престижа инженерного образования, создаются в субъектах Российской Федерации детские технопарки «Кванториумы». Ростовская область не осталась в стороне. В 2017 году регион признан победителем в конкурсном отборе субъектов на получение субсидии из федерального бюджета для создания подобного технопарка в г. Ростове-на-Дону в 2018 году. Благодаря современному техническому центру нашим школьникам под силу будет решение самых сложных научно-исследовательских, проектно-конструкторских задач. Кроме того, Президентом Российской Федерации поставлена задача создания в субъектах центров по выявлению и сопровождению одаренных детей и талантливой молодежи с учетом опыта всероссийского образовательного центра «Сириус». В Ростовской области подобный центр будет создан до конца 2018 года. Задачей центра станет выявление и индивидуальное сопровождение талантливых детей и молодежи путем проведения профильных смен по различным общеобразовательным предметам. В рамках смен планируются образовательные и тренировочные занятия, организация проектной и научно-исследовательской деятельности, культурные мероприятия. Мария Шульга, фото из архива |