[№ 4 (115) 28 апреля 2017] В центре системы образования Ростовской области – ученик!28.04.2017
Новый Закон «Об образовании» предоставил образовательным организациям широкие права – автономию, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, свободу в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий. О том, как идет его реализация в Ростовской области, какие направления деятельности являются приоритетными и какие перспективы развития есть у донского образования, рассказала министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина
* Лариса Валентиновна, каковы приоритеты системы школьного образования в Ростовской области?
– Главным приоритетом в образовательном пространстве был и остается ученик. Школьное образование донского региона находится в непрерывном обновлении содержания, введены концепции преподавания ряда учебных предметов – математики, русского языка и литературы, нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая историко-культурный стандарт, идет активное обсуждение других проектов документов: концепций географического и технологического образования, преподавания обществознания и предметной области «Искусство». Продолжается введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования, который на сегодня в Ростовской области внедряется не только по плану поэтапно в 1-6 классах, но и в трети школ области в 7-9 классах по мере готовности. Участие в новых федеральных проектах – одно из важных направлений деятельности системы образования. Ростовская область вошла в число победителей конкурсного отбора на 2017-18 годы региональных программ развития образования по мероприятию федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы. В 2017 году Ростовская область из федерального бюджета получит 33, 3 млн руб. на повышение квалификации учителей не только донских школ, но и педагогов других субъектов Российской Федерации по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного). Стажировочной площадкой в Ростовской области является Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В 2016 году Ростовская область также стала победителем конкурса региональных программ развития образования по этому направлению. 27,7 млн руб., выделенные Правительством Российской Федерации в 2016 году, позволили подготовить свыше 3 тысяч учителей русского языка и начальных классов в большинстве из Республик Северного Кавказа (Чеченской Республики и Республики Дагестан), а также донских школ перед началом учебного года.
– В 2016 году к новому учебному году были открыты после проведения капитального ремонта 5 школ: №53 и 106 в г.Ростове-на-Дону, №4 г. Зверево, №14 г. Шахты и №5 в г.Миллерово Миллеровского района. Кроме того, в 4 квартале 2016 года завершились работы по капитальному ремонту кровель зданий 4 школ в Кашарском районе и г.Таганроге. В 2017 году продолжаются работы, начатые в 2016 году, по капитальному ремонту зданий технического лицея №50 при ДГТУ в г. Ростове-на-Дону, №11 г. Новочеркасска, №8 г. Новошахтинска, в ст.Милютинской Милютинского района. Запланировано проведение ремонтных работ зданий 4 школ, кровель зданий 2 школ.
– В 2016 году Минпромторгу России направлены средства федерального бюджета в размере 3 млрд рублей в целях закупки школьных автобусов, а также услуг по их доставке до конечного потребителя. Ростовской области в 2016 году распределены 85 автобусов, которые направлены в муниципальные образования для замены школьных автобусов, а также для разгрузки действующих и открытия новых школьных маршрутов. В 2017 году также планируется выделение на эти цели средств из федерального бюджета. Соответствующие предложения от Ростовской области о потребности в автобусах для обновления школьных автопарков направлены в Минобрнауки России.
– По итогам прошлого года охват питанием школьников в муниципальных организациях области составил 100%: горячим питанием обеспечены 94% школьников, двухразовым горячим питанием 48%, льготное горячее питание получают 100% обучающихся от общего числа заявленных. Воспитанники государственных образовательных учреждений с наличием интерната обеспечены полноценным 5-ти разовым питанием на 100%. Питание обучающихся Ростовской области организовано двумя способами: либо собственной школьной столовой, либо сторонней организацией для обеспечения учащихся горячими обедами. В 2016–2017 уч.г. в 1 114 образовательных организациях привлечена 871 сторонняя организация общественного питания. услугами сторонней организации общественного питания пользуются преимущественно городские общеобразовательные учреждения. В сельских образовательных организациях, напротив, питание обеспечивают, в основном, собственные школьные столовые и соответствующий штат специалистов.
– В период с 2011 по 2016 годы мероприятия по созданию универсальной безбарьерной среды и обеспечению физической (архитектурной) доступности общеобразовательных организаций реализованы в 237 школах Ростовской области. По итогам 2016 года доля общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, от общего количества общеобразовательных организаций Ростовской области составляет 20,8%. В 2017 году в Ростовской области в мероприятиях программы примут участие 8 дошкольных образовательных организаций и 7 специальных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы и 2 учреждения дополнительного образования. Помимо создания условий архитектурной доступности и оснащения специальным оборудованием, в Ростовской области ведется серьезная работа по созданию образовательной среды, доброжелательной к детям с ограниченными возможностями здоровья. В 2016 году в муниципальных образования области проходил родительский всеобуч «А что, если Ваш ребенок – «особый»?». В мае 2017 года пройдет презентация лучших практик работы с родителями по созданию «Школы равных возможностей», направленных на формирование позитивного отношения к совместному обучению детей-инвалидов и здоровых сверстников. Одной из важнейших составляющих формирования универсальной безбарьерной среды является подготовка педагогических кадров для обучения и проведения коррекционной работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. В период с 2011 по 2016 годы более 700 педагогических работников приняли участие в обучающих мероприятиях в рамках государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы». В целях решения задачи подготовки педагогических кадров с 2016 года Южный федеральный университет осуществляет магистерскую подготовку по направлению «Инклюзивное образование».
– С 2013 по 2015 годы в Ростовской области создано свыше 35 тыс. дополнительных дошкольных мест, в том числе в 2016 году создано 3,5 тыс. дополнительных дошкольных мест. Для решения проблем очередей в детские сады были использованы все возможные инструменты – строительство и реконструкция, капитальный ремонт ранее законсервированных зданий и помещений детских садов, создание групп полного дня и кратковременного пребывания на базе свободных площадей школ, учреждений дополнительного образования и действующих детских садов, создание семейных дошкольных групп. Существенный импульс получило развитие негосударственного сектора в сфере дошкольного образования. За 2013–2016 годы индивидуальными предпринимателями создано более 2,9 тыс. дошкольных мест. Задача ликвидации очереди в ДОО для детей 3-7 лет до конца 2015 года в соответствии с Указом Президента РФ №599 по состоянию на 31.12.2015 решена, вместе с тем данная возрастная группа постоянно пополняется за счет детей в возрасте 1,5-3 года. По состоянию на 03.04.2017, по данным федерального сегмента «Электронная очередь», доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет по Ростовской области составляет 100 процентов, для детей до 3 лет – 87,08 процента. Численность детей, не обеспеченных местом с желаемой датой зачисления 1 сентября текущего учебного года (актуальная очередь), составила 2,6 тыс. человек в возрасте от 0 до 7 лет, в том числе в возрасте от 3 до 7 лет – 0 человек. В целях обеспечения доступности дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет, в рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») в 2017 году запланировано создание 2,9 тыс. дошкольных мест, из них 2,6 тыс. дошкольных мест путем строительства.
– Мониторинг, проведенный Минобразованием Ростовской области по итогам 2016 года, показал, что во всероссийских конкурсных мероприятиях приняли участие 11 746 учащихся Дона (в 2015 г. – 15 348 учащихся), 6 640 из которых стали победителями и призерами (56,5% от общего количества принявших участие). В мероприятиях международного уровня приняли участие 9 201 учащихся (в 2015 г. – 8 354 учащихся), 6 611 из которых стали победителями и призерами (71,8% от общего количества принявших участие). По данным Федерального центра технического творчества учащихся, Ростовская область в течение 10 лет занимает 1 место по количеству лауреатов премии Президента Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Научно-техническое творчество». Важным звеном работы с одаренными детьми является всероссийская олимпиада школьников. В 2015/16 учебном году в заключительном этапе всероссийской олимпиады приняли участие 50 учеников донского края, 17 из них стали призерами, 1 – победителем. Ребята достигли успеха по французскому и немецкому языкам, истории, физике, экологии, физической культуре, искусству (МХК), химии, географии, биологии. Особенно необходимо отметить успехи по французскому языку. Пятеро учащихся стали призерами и один участник – Артеменко Елизавета – победителем заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. Пять из шести призовых мест завоевали учащиеся гимназии №45 г. Ростова-на-Дону. В 2016/17 учебном году в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников примут участие более 60 учащихся. В настоящее время известны результаты олимпиад по праву и французскому языку. Двое учащихся стали победителями олимпиады по французскому языку – Артеменко Елизавета и Амирханова Карина, двое – призерами: Ушмарина Анна и Векилова Ирина. Все они – учащиеся гимназии №45 г. Ростова-на-Дону. Также двое учащихся стали призерами олимпиады по праву. Это Белозерова Елена, учащаяся средней школы №32 г. Новочеркасска, и Балахнин Юрий, учащийся лицея классического элитарного образования г. Ростова-на-Дону. Обучающийся областного центра дополнительного образования детей Волков Макар (руководитель – Гуров М.Н.) стал победителем суперфинала всероссийского конкурса научных работ школьников «Ученые будущего» и вошел в число участников Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений школьников Intel International Science and Engineering Fair (Intel ISEF), который состоится в мае 2017 года в Лос-Анджелесе.
Беседовала Ирина Астапенко, фото из архива |