[№10 (35) октябрь 2012] Комментарий В.Л. Мариновой о Конференции ЮРПА26.10.2012
Основной задачей XVII Конференции ЮРПА, в этот раз проходившей в Астрахани, традиционно является согласование позиций парламентариев юга России по изменениям федерального и региональных законодательств. Ростовская делегация во всех смыслах оказалась самой активной: комитет Парламентской Ассоциации по вопросам законодательства, государственного строительства и местного самоуправления под руководством донского депутата Александра Ищенко отработал пять законодательных инициатив; комитет по аграрным вопросам и природопользованию с подачи депутатов Законодательного Собрания Ростовской области рассмотрел еще одну инициативу в области земельных отношений. В центре внимания комитета по социальной политике, науке, культуре и образованию оказались вопросы, связанные с образовательными инициативами. Суть этих инициатив комментирует член делегации от Ростовской области, председатель комитета Донского парламента по образованию Валентина Маринова: «Парламентарии юга России на примере опыта Ростовской области обсудили актуальные вопросы, касающиеся развития системы казачьего кадетского образования. Для нас это важно, поскольку мы хотим не просто увеличить их число, но и качественно изменить статус казачьих кадетских корпусов. Данная проблема находится в центре внимания ЗСРО в течение нескольких лет, и в этот раз мы вернулись к ней в контексте обсуждения иного, более глобального вопроса. Речь идет о выработке согласованной экспертной позиции парламентариев Юга России по новому федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Напомню, что Президент России Владимир Путин назвал его самым чувствительным и самым резонансным за последние несколько лет. Потому что этот закон касается буквально каждого. Совсем недавно, 3 августа, законопроект был внесен в Государственную Думу для рассмотрения в первом чтении. Это «концептуальное» чтение, когда рассматриваются не статьи и детали, а главное – принципы и механизмы организации системы образования в Российской Федерации, роль учителя в этой системе, взаимодействие власти и участников образовательного процесса. И именно на этом этапе уже ясно, какой будет новая система образования. Концепции законопроекта уже 2,5 года – первый вариант был опубликован на сайте минобразования Российской Федерации в мае 2010 года. После столь длительного обсуждения она существенно менялась, и это – уже пятая версия. О чем это говорит? В первую очередь, о важности и необходимости закона. В его разработку включились буквально все уровни экспертного сообщества: представители различных уровней образования, родители и даже просто неравнодушные люди. Их предложения были максимально учтены в последней на сегодняшний день редакции законопроекта, которую и обсудили участники Парламентской Ассоциации. Какие моменты были в центре внимания наших коллег? Во-первых, поскольку речь идет о концептуальном чтении, то на самом общем уровне, с точки зрения идеологии закона, наши предложения сводились к трем вещам: – Первое принципиальное положение: закон не должен нарушить преемственности российского образования. На протяжении многих десятилетий оно считалось лучшим в мире. Поэтому никакая реформа не должна разрушить тот фундамент, на котором всегда стояла наша система образования. – Второе, не менее принципиальное положение – это воспитание. Ведь основной задачей всегда считалась не передача знаний, а передача ценностей. Знания выступали как инструмент, как способ, как механизм воспитания человека с опорой на непреходящие ценности: нравственные, патриотические, духовные. Движение в сторону прикладного образования, его коммерциализация – все это отдаляет образование от его главного принципа – воспитания. Поэтому мы предлагаем сохранить в новом законе в качестве основы образования – воспитание учащихся. – Третье – статус педагога, статус учителя. Когда мы говорим о статусе, обычно люди понимают его как заработную плату. Да, это очень важно, и в последнее время делаются серьезные шаги в этом направлении. Но ведь речь идет не только о финансировании. Можно и в два, и в три раза повысить финансирование педагогического работника, но каким останется отношение в обществе к этой профессии, к людям, занимающимся столь серьезным делом? Поэтому мы говорим о статусе преподавателя в широком смысле: и правовом, и социальном. С такими принципиальными идеологическими основами согласились все наши коллеги, представляющие субъекты Южного федерального округа. Что касается других более конкретных замечаний и предложений, мы как законодатели и нормотворцы, выделили три блока. Первый блок связан с определением понятий, используемых в законе. На слуху у многих, что из концепции в концепцию одним из основных вопросов оставалось главное определение: что же такое образование? Сначала оно было охарактеризовано как «предоставление услуги». Это задело всех: и педагогических работников, и родителей – потому что было отражением коммерциализации и явно отрицало все то, на что всегда опиралось российское образование. А в последнем варианте законопроекта было написано, что образование – это общественное благо. Конечно, образование – это благо! Но с точки зрения нормы закона требуется более четкое определение. Поэтому и наши коллеги-депутаты, и педагогическое собрание, и ассоциации сузов и вузов – все они говорят, что изобретать ничего не надо. Образование – это обучение и воспитание! Передача знаний и воспитание ценностей. Другие замечания по первому блоку – понятийному аппарату, – были также согласованы с нашими коллегами в ходе Конференции. Второй блок связан с полномочиями органов власти и участников образовательного процесса. Чтобы не говорить голословно, я приведу примеры. Согласно статьи 3 (пункт 11) нового законопроекта, главным принципом является равенство прав и свобод всех участников отношений в сфере образования. При этом участниками являются: органы государственной власти и органы местного самоуправления, педагоги, родители, дети, общественные организации и юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность. Во-первых, разве государство, которое посредством госзадания определяет государственную политику в сфере образования, может обладать равным правом со всеми остальными участниками? Во-вторых, разве можно уравнивать полномочия участников отношений в сфере образования – родителей, работодателей и педагогов? Другими словами, речь идет о том, что в законе всё должно быть прописано четко. Равенство прав всех на получение образования – это конституционная статья. А вот равенство прав в сфере отношений образования здесь декларативное, определение явно не соответствует требованию и духу закона. |