Комфорт и безопасностьОдной из серьезнейших проблем в России является безопасность дорожного движения. Каждый год в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнут десятки тысяч человек, в несколько раз больше, чем все потери советских войск за десять лет афганской войны. Информационные сводки с дорог порой напоминают фронтовые. О наболевших проблемах в этой области наш сегодняшний разговор с одним из самых уважаемых руководителей-автотранспортников города Ростова-на-Дону Караевым Вячеславом Тазеевичем, генеральным директором ОАО АТП-3 «Транссервис». — Вячеслав Тазеевич, безопасность дорожного движения зависит от нескольких важных факторов. К ним относятся: техническое состояние автотранспорта, профессиональная подготовка водителей, качество автомобильных дорог, организация дорожного движения и т.д. Какие из них, на Ваш взгляд, являются ключевыми для повышения безопасности дорожного движения?
— Одним из основных факторов, влияющим на безопасность перевозок, я бы назвал финансовую составляющую. Если у предприятия есть средства, то можно привлечь квалифицированных специалистов: водителей, слесарей и инженерно-технический персонал. Я не умаляю роль работы в рамках тех рекомендаций, требований и приказов, которые идут из министерства транспорта, органов местного самоуправления и региональной власти. Там прописано, чем должны заниматься на предприятиях в части обеспечения безопасности дорожного движения. Это — инструктажи, Водитель сегодня — это и кондуктор, и слесарь, и мойщик, и заправщик. Когда человека принимаешь на работу и подписываешь с ним трудовой контракт, то в документе говорится, что он — водитель. То есть, должен вести транспортное средство согласно графику, с соблюдением всех норм и требований безопасности дорожного движения, без обременения его дополнительными функциями. А он не только обременен, но и ко всему этому, его личные проблемы никак не решаются. Автотранспортное предприятие выполняет обязательства федеральных, региональных и муниципальных властей перед согражданами по предоставлению услуги по льготному проезду. Эти структуры, согласно Гражданскому Кодексу, должны компенсировать предприятию суммы потерь от перевозки льготных категорий населения. К великому сожалению, это делается в усеченном варианте с мотивацией, что нет необходимых средств в бюджете. В итоге, мы имеем то, что имеем, и сегодня ездим на том, что можем себе позволить. Это касается и технического состояния транспортных средств и их возраста и профпригодности водительского состава. Если бы весь подвижной состав имел возраст не более пяти лет с момента выпуска, как говорит наш мэр, и был чистым, теплым, ритмично работающим, укомплектованным высокопрофессиональными водителями, соблюдающими правила безопасного вождения, то зачем тогда бы было людям ездить на работу на личном транспорте? Ведь сегодня потери рабочего времени колоссальны от многочасового стояния в транспортных «пробках». Так одна беда порождает другую. Если бы автобусы ходили четко с небольшими интервалами времени и обеспечивали необходимые удобства, тогда бы у людей исчезла необходимость на легковых автомобилях ездить на работу. Исчезли бы «пробки», снизилась интенсивность движения транспорта и выросла безопасность дорожного движения. Если в цепи хоть одно звено слабое, то оно разрывается и вся цепь распадается. Сегодня в маршрутной сети есть тенденция к увеличению протяженности маршрутов, что ведет к удобству обслуживания пассажиров. Сокращается время на поездку, т.к. отпадает необходимость пересадок, и это не только позволяет сократить денежные расходы граждан на поездку, но и, хотя и в меньшей мере, затраты автопредприятий на перевозку пассажира. При этом следует отметить, что в Ростове-на-Дону, с учетом средней ездки пассажира, пожалуй, самая низкая тарификация среди городов с населением более 100 тысяч человек. Сложившаяся за последние годы практика перевозок пассажиров и сборов выручки за проезд не позволяет даже приблизительно определить фактическое количество перевезенных пассажиров и сумму выручки. Сегодня это подсчитать так же невозможно, как и спланировать общее количество подвижного состава, интервал движения, составить четкое расписание. В 2010 году Администрация г. Ростова-на-Дону намерена внедрить безналичную оплату за проезд, что позволит все эти пробелы заполнить, и тогда появится возможность решать вышеуказанные проблемы. Для успешного решения поставленной задачи необходимо тщательно изучить опыт тех городов, где эта система внедрена. Это сложная и важная задача, и ее нужно провести на высоком организационном уровне, учитывая значительный рост цен на топливо, масло, запчасти, за которым не успевают финансовые возможности пассажирских автопредприятий, что приводит к ухудшению их работы. Сегодня есть постановление мэра г. Ростова-на-Дону М.А. Чернышева от 18 июля 2008 г. № 701, которое определяет порядок предоставления субсидии из городского бюджета организациям, осуществляющим перевозки пассажиров и багажа на компенсацию выпадающих доходов из-за разницы между установленным тарифом на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованным тарифом. Но, хотелось бы, чтобы эта поддержка была шире, и шла не только с муниципального, но и регионального уровня законодательной и исполнительной власти. Было бы весьма логичным освободить пассажирские предприятия от налогов на землю, на имущество и снизить для них ставку транспортного налога с учетом значимости их работы и тяжелого финансового положения. |