[№12 (84) июль 2015] Сергей Сафоничев: «Флотское братство — одна большая семья»30.07.2015
В следующем году Администрации портов Азовского моря исполнится двадцать лет. Все эти годы организация стоит на страже интересов нашего государства и с честью выполняет возложенные на нее обязанности. На вопросы корреспондента «Парламентского вестника Дона» отвечает руководитель Администрации портов Азовского моря СЕРГЕЙ САФОНИЧЕВ. – Сергей Викторович, расскажите, как возникла ваша организация? – История Морской администрации ведет отсчет с 10 февраля 1784 года, когда по указу Екатерины II морской порт Таганрог из разряда военных был преобразован в торговый. Второй датой рождения Администрации является 1 ноября 1996 года, когда в результате проведенных государством реформ в целях обеспечения государственного регулирования деятельности морских портов Советом министров – Правительством РФ реализовались положения Постановления №1299 от 17 декабря 1993 и была создана Морская администрация порта Таганрог. Первоначально в состав Администрации входил только один порт Азовского моря – Таганрог. В 2009 году в Администрацию вошли порты Ростова-на-Дона и Азова, получившие к тому моменту статус морских. В 2014 году к учреждению присоединились морские порты Темрюк, Кавказ. – Какова структура организации? – Администрация морских портов Азовского моря в настоящее время состоит из головного учреждения, возглавляемого руководителем, и пяти филиалов в морских портах Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Темрюк, Кавказ, в которых соответствующие службы возглавляются капитанами этих портов. Капитаны портов являются должностными лицами и выполняют возложенные на них административно-властные полномочия. – Какие основные задачи стоят перед Администрацией морских портов Азовского моря? – Основными задачами Администрации являются: организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение исполнения капитанами морских портов функций, предусмотренных Законом о портах, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также оказание услуг в морском порту пользователям в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Основная задача – обеспечение безопасности мореплавания, развитие морской отрасли в регионе, создание условий для обеспечения привлекательности, конкурентоспособности, развитие инфраструктуры наших портов, увеличение объемов перевозки и перевалки грузов. – И каким образом решаются вопросы безопасности? – В соответствии с Приказом Минтранса РФ №39 от 17.02.2014 на капитанов морских портов возложены функции по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта; информированию уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту. С целью реализации данной функции морские порты, входящие в состав Администрации, оснащены комплексными инженерно-техническими системами транспортной безопасности, которые позволяют 24 часа в сутки, днем и ночью, независимо от погодных условий, осуществлять контроль за вверенными акваториями морских портов. – Сергей Викторович, каковы перспективы развития Администрации портов Азовского моря? – В ближайшее время в состав Администрации морских портов Азовского моря войдет морской порт Ейск, тем самым в бассейне Азовского моря завершится очередной этап проводимых государством реформ, направленных на совершенствование системы государственного регулирования деятельности в морских портах. – Специалисты какого профиля работают в вашей организации, сталкиваетесь ли с проблемой нехватки кадров, какие вузы готовят специалистов вашего направления? – В Администрации работают высококвалифицированные специалисты, посвятившие всю свою сознательную жизнь служению на благо отрасли, развитию Российского флота, портовой инфраструктуры. Многие имеют ведомственные награды, ряд сотрудников являются Почетными работниками морского флота. Более 90 процентов работников Администрации окончили высшие морские учебные заведения. Сотрудники учреждения регулярно участвуют в семинарах, конференциях, симпозиумах – как российских, так и международных. Шесть сотрудников организации из числа руководящего состава являются членами Экспертного совета капитанов морских портов Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ. На региональном уровне трое являются членами Морского совета при Правительстве Ростовской области. В отношении вопроса кадрового резерва. Прежде чем ответить на данный вопрос, хочу обратить внимание, что в нашей профессии очень редко встречаются случайные люди, ведь сама специфика работы в море, жесткий квалификационный отбор, требования к знаниям и навыкам, дисциплине не оставляют места временщикам, лодырям, разгильдяям. Люди, связавшие свою жизнь с морем, остаются в этой профессии навсегда. У нас практически отсутствует текучка кадров, люди не прыгают с одного места работы на другое, не ищут, где легче, теплее, светлее. Наши сотрудники – Профессионалы своего дела с большой буквы, которые преданы морю, отрасли, государству, выполняют возложенные на них обязанности, чтут традиции, гордятся своей профессией, не забывают о пенсионерах и ветеранах отрасли, принимают активное участие в воспитании подрастающей смены. – Нужны ли какие-либо изменения в законодательстве РФ или Ростовской области для более эффективной работы? – Деятельность работников морского транспорта, помимо общих правовых норм, регламентируется специальными правилами, кодексами, конвенциями – как национальными, так и международными, участником которых является Российская Федерация. Это обусловлено, в первую очередь, спецификой деятельности. Реализация всех положений непосредственно связана с повышением требований к качеству исполнения работниками морского транспорта своих функциональных обязанностей, инструкций, правил. И этим продиктована необходимость установления специальной дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. Базовые положения, отражающие специфику работы, содержатся в отраслевых актах и Федеральных законах: Кодекс торгового мореплавания ФЗ-81 от 30.04.1999, Закона о морских портах ФЗ-261 от 08.11.2007 и т.д. За последние 10 лет Министерством транспорта РФ проделана колоссальная работа в вопросах, касающихся деятельности нашей отрасли. Масса документов переработана, дополнена, изменена, регламентирована. Все это сделано с целью актуализации и приведения на уровень современности. Поставлены большие задачи, которые нужно выполнять качественно и в срок. Значительно расширена и повышена ответственность капитанов морских портов. В соответствии с положением статьи 330 Трудового Кодекса РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется как самим трудовым кодексом, так и уставами о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами. Действующая редакция Устава о дисциплине работников морского транспорта, утвержденная Постановлением Правительства РФ №395 от 23.05.2000, не в полной мере отвечает требованиям современных реалий, поэтому Минтрансом РФ подготовлен проект новой редакции Устава. Хотелось бы, чтобы данный нормативный акт в ближайшее время вышел в свет и послужил дополнительным инструментом, в частности, капитану морского порта для организации обеспечения безопасности мореплавания, транспортной безопасности, защиты окружающей среды, защиты человеческой жизни на море. – Произошли ли какие-то изменения в структуре и работе организации после присоединения Крыма? – Возвращение Крыма на Родину для нашей организации не повлекло каких-либо изменений в структуре и работе. Думаю, если провести аналогию, то ситуация с Крымом – это просто возвращение судна из рейса. Да, рейс бы долгий и дальний, шторма и бури изрядно потрепали корпус и механизмы, но экипаж стойко перенес эту разлуку с домом и семьей. – Приверженность флоту – это особое состояние души. В чем особенность тех людей, кто носит морскую форму? – В нашей профессии априори отсутствуют разделения по национальному и политическому признаку. Мое мнение: флот – это особая каста людей, которые всегда придут на помощь в трудную минуту, направят свое судно к месту аварии, крушения, бедствия и предпримут все возможное и невозможное, чтобы оказать помощь тем, кто в этом нуждается. В подтверждение этих слов могу привести пример. Недавно в один из портов нашей Администрации зашло судно под иностранным флагом, экипаж которого состоял из граждан Украины. Они обратились к нашему капитану порта за помощью: экипажу не выплачивалась длительное время заработная плата, средств к существованию у них и их семей не было. Безотлагательно капитан порта задействовал все ресурсы и возможности в рамках своих полномочий, чтобы помочь людям. Флотское братство – это одна большая семья, и если потребуется, то каждый готов прийти на помощь, подставить свое плечо. По-другому быть не может. Не так давно прошел праздник – День работников морского и речного флота. Представившейся возможностью хочу поздравить всех тружеников реки и моря с этой знаменательной датой и пожелать мирного неба над головой, всегда попутного ветра, крепкого здоровья, терпения, удач, успехов и процветания, семь футов под килем и гарантированных глубин! |