[№3 (28) март 2012] «Так хочется расправить крылья, но…»Транспортную компанию города Новошахтинска — ООО «Автолайн» — по праву можно назвать семейным предприятием. В 2001 году компанию организовали супруги Безбородовы, Василий Андреевич и Алла Евгеньевна, а сегодня в тонкости семейного бизнеса начинает вникать их сын Артем. Еще до прохождения службы в армии он подрабатывал мойщиком на автомобильной мойке, затем работал кондуктором, хотя по профессии был слесарем-механиком. В настоящее время он заканчивает обучение в одном из ростовских вузов и одновременно является инженером по технике безопасности в ООО «Автолайн». Поэтому к сегодняшнему дню на семейном предприятии обязанности распределились следующим образом: за техническую часть отвечает глава семейства, а управление лежит на супруге (она же вносит в работу компании и творческую изюминку), сын же является главным помощником своих родителей и преемником в дальнейшем. Иногда кардинальные перемены в жизни — к лучшему— В жизни мне не раз приходилось все кардинально менять, — этими словами начинается наша беседа с А.Е. Безбородовой. — В конце девяностых я решилась сменить свой белый халат педагога-психолога дошкольных учреждений на халат темно-синего цвета работника транспортного предприятия. Многие до сих пор недоумевают, как я тогда решилась на это, предпочтя мужской в основном коллектив женскому и сменив аромат земляничного мыла в умывальной комнате, молока и хлорочки на запах бензина и мазута. В связи с этим возникает вполне естественный вопрос: для чего все эти «жертвы», зачем одному из лучших педагогов-психологов в городе нужно было переквалифицироваться и стать специалистом в, казалось бы, совершенно несвойственной для нее сфере деятельности? А что было делать? Тогда, в девяностые, всем приходилось выживать, и не только ради себя, но и будущего своих детей. И Алла Евгеньевна, распрощавшись с чистотой и порядком, с головой окунулась в незнакомую ей до этого времени атмосферу бухгалтерского учета и управленческой документации. Не открою никакого секрета, если скажу, что многие мужчины, занимающиеся бизнесом и отлично разбирающиеся в технических вопросах, не любят возиться с бумажками. И супруг Аллы Евгеньевны не является исключением, поэтому все вопросы кадрового, бухгалтерского и правового характера легли на ее плечи. К тому же, ко времени создания фирмы ей пришлось получить еще и юридическое образование, а с течением времени стать настоящим транспортником, потому что во всем и всегда она привыкла быть первой. Мало того, она не гнушалась залезть в яму для того, чтобы лично разобраться, откуда же течет масло. Как видите, Алла Евгеньевна Безбородова привыкла погружаться в дело, как говорится, с головой и отдавать себя полностью, без остатка. — Я досконально изучила все, что касается транспорта, — признается она. Наверное, поэтому неудивительно то, что ООО «Автолайн» в самом начале своей деятельности заняло первое место в конкурсе на лучшее транспортное предприятие города Новошахтинска. — Идет уже одиннадцатый год работы предприятия. Удалось ли все эти годы удерживать поставленную планку? — Вы знаете, не всегда. Хотя за это время мы четырежды завоевывали первое место. — Как протекала деятельность ООО «Автолайн» в прошедшее десятилетие? Что изменилось? И какие маршруты предприятие обслуживает сегодня? — Скажу сразу, что Вы приехали в самое скромное предприятие Новошахтинска. Как правило, каждое транспортное предприятие города имеет хотя бы один стержневой, на языке транспортников, маршрут. У нашего предприятия стержневым является маршрут в спальный район города. Вы сами понимаете, что о большой прибыли тут и говорить не приходится. К тому же, если раньше штат работников насчитывал порядка ста человек, то к сегодняшнему моменту нам пришлось сократить коллектив практически вполовину. Ранее, будучи на первом месте в городе, наше предприятие обслуживало центральный кольцевой маршрут. Сегодня мы обслуживаем в основном периферию города, т.е. остались у нас только отдаленные маршруты. Это — поселок имени Тельмана, бывшей шахты имени Кирова, а также поселки имени Белышева и имени Горького, поселок Бугултай. Если говорить о транспортной составляющей, то автобусов большой вместимости у нас нет. В основном используются автобусы малой и средней вместимости. Главный бич предприятий малого бизнесаСразу же от общей характеристики предприятия А.Е. Безбородова перешла к наиболее острым проблемным вопросам транспортников, одним из которых и на данный момент остается система налогообложения. Руководители малых предприятий постоянно стоят перед дилеммой — заплатить налоги либо выдать заработную плату своим работникам. Если заплатить налоги частично, то зарплату получится выдать в полном объеме. С другой стороны, налоги рано или поздно погашать придется. Ситуация кажется абсолютно безвыходной, приходится крутиться, как белка в колесе. Напомним, что с 2012 года максимальная ставка страховых взносов в России снижена на переходный период с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса в производственной сфере — до 20 процентов. Об этом говорил еще Дмитрий Медведев на Петербургском международном экономическом форуме. «Это, конечно, не радикальное снижение, но знаковый и выгодный шаг для огромного числа малых и средних предприятий. Считаю это решение на переходный период справедливым и сбалансированным», — сказал он. По его словам, ставка в 34 процента «оказалась непосильной для многих видов деятельности». Но ведь, по сути, для предприятий малого бизнеса и 30 процентов остаются непосильной ношей. — Честно говоря, я, как и многие, надеюсь на пересмотр размера налога на правительственном уровне для предприятий малого бизнеса, — признается Алла Евгеньевна. — Но ведь налог был пересмотрен. — Да, с 34 процентов он был снижен до 30. А раньше-то он был всего 14 процентов. Чувствуете разницу?! — Получается, что главная проблема малого бизнеса кроется в налоговой системе? — Да, это бич всех малых предприятий. Я очень хотела бы, чтобы наше предприятие было лучшим в городе, я знаю, как этого добиться, но... выше головы, как говорится, не прыгнешь. Вот только крылышки расправишь, а тебе их сразу опускают. К сожалению... Признаюсь, у меня уже опускаются руки. Звучит пессимистично, но это так. Впереди — лицензирование. А тут еще попали мы в аферу с экологическими паспортами. — Как это получилось? — Одной ростовской фирме — ООО «Эко-Проект» — мы сделали заказ на подготовку экологических паспортов для нашего транспорта, деньги перечислили двумя частями. В результате оказалось, что вторая часть словно испарилась, как будто ее и не было. К тому же, и фирма эта исчезла, словно канула в лету. И снова придется платить, ведь размер штрафа за неисполнение достаточно ощутим. ГЛОНАСС/GPS и тахограф: целесообразна ли установка этих двух систем?— И ко всему этому предстоит еще оснащать транспорт системой ГЛОНАСС и тахографами... — Об этом все уже устали говорить. Зачем оснащать весь подвижной состав двумя системами, выполняющими практически одинаковые функции?! Лично мне до сих пор непонятно. Действительно, в связи с вступившим в силу с 1 января 2012 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года № 790 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30 октября № 637» требуется оснастить транспортные средства, включая специальные транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. И пассажирские автопредприятия, выполняющие муниципальный заказ на осуществление перевозок пассажиров и багажа на маршрутах города Новошахтинска, уже приступили к оснащению транспортных средств системой мониторинга и безопасности подвижных объектов ГЛОНАСС/GPS.
Но в дополнение к этому требуется оснастить транспорт еще и тахографами. Именно это решение Правительства России вызывает множество вопросов у транспортников. В частности, Алла Евгеньевна Безбородова показала нам письмо, адресованное временно исполняющему обязанности начальника управления — главному государственному инспектору госавтодорнадзора Южного управления госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта П.В. Боровику, за подписью заместителя главы администрации города Новошахтинска по вопросам ЖКХ и транспорта М.В. Солоницина — об оснащении пассажирского транспорта системами контроля. В нем говорится о существенной разнице в стоимости этих систем. Если стоимость бортового оборудования навигационного блока ГЛОНАСС/GPS за одну единицу в пределах Тем более что «при существующей налоговой и тарифной политике пассажирские автопредприятия в городе Новошахтинске являются малорентабельными» — говорится в вышеназванном письме. В связи с этим дополнительные финансовые затраты, связанные с приобретением навигационного оборудования, значительно повышают расходы предприятия, не позволяя вкладывать необходимое количество средств на фактическое обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, на его обновление, на повышение заработной платы работникам. Таким образом, возникает главный вопрос: насколько целесообразной является установка одновременно двух систем мониторинга — навигационного блока ГЛОНАСС/GPS и контрольного устройства (тахографа), которые контролируют и предоставляют однотипные сведения о режиме движения, труда и отдыха водителя? Только вот ответ до сих пор не получен... Есть ли выход в клубке неразрешимых проблем?— Получается целая цепочка неразрешимых проблем? Что же делать? В чем искать выход? — Вы знаете, при всем своем энтузиазме, творческом порыве и безмерной деловитости, я, к сожалению, не вижу смысла в дальнейшем продолжении этой деятельности. Обо всем этом писали и говорили много раз, однако... «воз и ныне там». Я считаю, что к подготовке различных законопроектов и других нормативных актов необходимо привлекать именно практиков, людей, непосредственно связанных с этой сферой. Только они смогут расставить необходимые акценты и сделать этот документ по-настоящему целесообразным. А если говорить в целом, то решение данных проблем должно идти «сверху», должно приниматься на федеральном уровне. От местной власти мало что зависит. Первоочередной задачей, на мой взгляд, должен стать пересмотр налоговой системы. — Алла Евгеньевна, Вы являетесь также председателем Объединения работодателей «Объединение работодателей города Новошахтинска». Какие проблемы Вы могли бы озвучить с этих позиций? — Еще раз повторюсь, что проблема всех предприятий малого бизнеса — в налогообложении. Процентов семьдесят дохода уходит на выплату налогов. О каком же развитии предприятий тогда можно говорить?! — В заключение хочется все же спросить о том, есть ли какие-нибудь позитивные изменения, — с надеждой в голосе спросила я и в ответ услышала: — Сегодня, как никогда, масса проблем, так что говорить о чем-то позитивном не получается. Не все зависит от нас, к сожалению... Несмотря на заключительные слова, все же, общаясь с Аллой Евгеньевной Безбородовой, понимаешь, что все трудности преодолимы и все проблемы решаемы, главное — иметь желание и не сомневаться в благополучном исходе дела, но, несмотря на это, силы уже на пределе и надежда на лучшее становится с каждым днем все призрачнее... Малый бизнес (позиция правительства)Правительство Российской Федерации рассматривает малый бизнес как одно из основных направлений развития экономики. В принципе, перспективы малого бизнеса, по мнению главного органа власти, очень привлекательны, так как большинство экономических ниш, где могут работать частные предприниматели, еще не занято предприятиями. По статистике, в большинстве развитых стран предприятия малого бизнеса составляют более половины экономики страны, в России же их процент очень мал. В связи с этим российским правительством принимается целый ряд мер для помощи частным предпринимателям, которые хотят начать собственное дело. Также на региональном уровне существует множество программ, которые призваны помочь начинающим предпринимателям развивать предприятия малого бизнеса. Отдельно стоит сказать о том, что в целом ряде депрессивных регионов развитие малого бизнеса может быть одним из немногочисленных способов выхода из кризиса. Небольшие мастерские или предприятия, где могут производиться товары народного потребления или продукты питания, которые могут быть реализованы в крупных городах, позволят обеспечить рабочие места и снять социальную напряженность в регионах. Одним из наиболее перспективных направлений развития малого бизнеса является сфера обслуживания. Так что, согласно позиции российского правительства, несмотря на все проблемы, в России достаточно неплохие перспективы развития малого бизнеса, так как рыночные отношения диктуют новые условия развития экономики, а помощь государства создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства |