Задача музея — сохранять культурное наследиеИнтересно, мечтает ли кто-нибудь в детстве стать директором музея? Во всяком случае, я никогда не слышала таких пожеланий от своих знакомых. Светлана Валерьевна Крузе мечтала быть художником, с увлечением осваивала эту профессию, потом «заболела» реставрационным делом, некоторое время назад прошла стажировку по реставрации масляной живописи в ГНИИРе, сама реставрировала иконы. А теперь она — директор Ростовского музея изобразительных искусств, кандидат наук, член Союза Художников России, председатель искусствоведческой секции РОСХа. — Во главе нашего музея я оказалась в 2007 году, — вспоминает Светлана Валерьевна. — Это был как раз тот период жизни музея, когда в нем шла реставрация и реконструкция музейных зданий. Работы были масштабные, строители занимались возведением новой четырехэтажной пристройки к небольшому нашему зданию на Чехова. Вот тогда-то я вместо организации выставок вплотную столкнулась с проблемами строительства. Реконструкцией занималась фирма «Чернявский и К», та, которая стоит, как говорится в их рекламе, навека. Уже сегодня мы наблюдаем печальные последствия. В здании появились трещины, не работает система кондиционирования, а сколько мелких недочетов, так все и не перечислишь. Несмотря на то, что здание было принято в эксплуатацию на год позже намеченных сроков, я считаю, что строительные работы были проведены некачественно. Но как юридическое лицо музей не может подать на строительную компанию в суд, так как мы не являлись сторонами трехстороннего договора, который в свое время был заключен между Министерством строительства, ГУП РО «Ростовоблстройзаказчик» и строительной фирмой. К тому же господин Чернявский в настоящее время объявил себя банкротом, так что смысла в судебных разбирательствах я не вижу... Но зато в Ростовском изобразительном музее созданы условия для людей с ограниченными возможностями: сделаны пандусы, работают лифты, в здании — просторные холлы, которые позволяют свободно передвигаться людям на колясках. Светлана Валерьевна считает, что не помешало бы иметь специалиста, который помогал бы людям с ограниченными возможностями. Но, к сожалению, в штатном расписании многих музеев такая единица не предусмотрена. — Несмотря ни на что к нам приходит много посетителей, — говорит Светлана Валерьевна. — Мы много работаем со школьниками, проводим для них не только экскурсии, но и различные праздники, театрализованные представления. Сегодня важно находить новые формы работы с посетителями. И мы активно этим занимаемся. Согласно последним нормативным актам, считается, что музей «предоставляет» услуги населению. Многие музейные работники не согласны с такой формулировкой, некоторых она даже оскорбляет. Все-таки главная задача учреждений культуры, в том числе и музеев, — сохранять культурное наследие. А чтобы делать это качественно, музеям необходимо дополнительное финансирование. Дотации нужны, например, для реставрации. Даже при соблюдении всех условий хранения картин происходит процесс их естественного старения... В Ростовском областном музее изобразительных искусств есть своя реставрационная мастерская. Вторую жизнь картинам дарят два специалиста. Но если речь идет о серьезной реставрации, то мировые шедевры отправляются в крупные реставрационные мастерские, которые находятся в центральных городах страны. Ростовчане должны гордиться своим музеем и тем культурным наследием, которое в нем находится, — считает Светлана Валерьевна. — В здании на улице Пушкинской представлена коллекция древнерусского и русского искусства, а в новом, что на Чехова — коллекция западноевропейских художников. Далеко не каждый музей может похвастаться графикой Врубеля, картинами Репина или Айвазовского, а у нас они есть. Всего же в Ростовском изобразительном музее более шести тысяч единиц хранения. Мне кажется, что нашим музеям не хватает ярких привозных выставок. Но мы не можем позволить себе такое дорогое удовольствие. Например, выставка работ Куинджи обойдется примерно в три миллиона рублей. У музея таких денег просто нет. Мы очень надеемся, что на эти цели все-таки станут выделяться средства из областного бюджета, как это происходит у наших коллег, например, в Новосибирске. Конечно, и для областного бюджета такие финансовые нагрузки ощутимы, но раз в два-три года ростовчане и жители области должны иметь возможность знакомиться с шедеврами мировой культуры... Еще одна изюминка музея изобразительного искусства — это отдел музея «Детская художественная галерея». Ребятишки любого возраста могут прийти в музей и под руководством специалистов не только прикоснуться к прекрасному и научиться его ценить, но и взять в руки краски и перенести свои эмоции на холст. Сотрудники галереи сотрудничают с детскими учреждениями области, проводя выставки-конкурсы в залах музея и вне его стен. Один из ярких проектов — «Прекрасное далеко», представленный в Донской публичной библиотеке, — был посвящен тому, каким видят свое будущее дети из детских домов. В настоящее время музей реализует и благотворительный артпроект, суть которого — приобщение к искусству живописи деток, которые находятся на лечении в больницах Ростова и области. — Я как искусствовед прекрасно понимаю, что человечество должно сохранять и приумножать культурное наследие, — считает Светлана Валерьевна. — Задача музейных работников состоит еще и в том, чтобы передавать это наследие, приобщать к нему подрастающее поколение. Но все-таки главное в нашей жизни — люди. И представитель каждой профессии, если он может, должен делать что-то для больных детей, для стариков. Надеюсь, что наш благотворительный проект — не последний. Мы непременно найдем возможность продолжать наше начинание. Потому что даже чужие больные дети после общения с ними становятся близкими людьми. |