[№7 (44) июль 2013] Современный учитель должен быть человеком творческим!27.07.2013
ОКСАНА ВАЛЕРЬЕВНА РАЗУМОВА много лет работает в системе образования. За ее плечами не один год педагогической деятельности – преподавала в школе математику, потом работала в городском отделе образования. В 2012 году Оксана Валерьевна решила вернуться в школу, захотелось вновь стать причастной к учебному процессу, проявить на практике свои организаторские способности, в определенном смысле доказать себе самой, что способна на большее. В школу №10 Оксана Валерьевна пришла в новом для себя качестве – на должность директора. И сразу поставила перед собой и педагогическим коллективом задачу на ближайшую перспективу – получить статус гимназии. И успешно с этим справилась! – Мне на самом деле захотелось творческой работы. И я нисколько не жалею, что вернулась в школу. Любое образовательное учреждение – это живой организм, который требует от руководителя неустанного, постоянного внимания. Нужно быть внимательной к каждому учителю, вовремя похвалить или обратить внимание на проблему. Отдельная история – наши ученики. Они тоже требуют внимания, они готовы проявить свои таланты и способности, только многим из них нужны поддержка педагога, умение учителя эти таланты раскрыть, выпустить их на волю. А сколько хозяйственных вопросов приходится решать директору! Многое в первые месяцы работы для меня было новым, но я уверена, если человек настроен на позитив, если у него есть цель, то никакие преграды не могут быть непреодолимыми. Тем более, когда рядом такие замечательные помощники. У нас отличный педагогический коллектив, о таких кадрах можно только мечтать. И еще мне очень повезло с моими заместителями. Это люди творческие, целеустремленные, для которых работа с детьми – удовольствие и смысл жизни… – Оксана Валерьевна, смена статуса – процесс сложный. Вы его успешно прошли. Что изменилось в учебном плане после того, как школа стала называться гимназией? – Если говорить о технической стороне дела, то смена статуса предполагает изменения в уставе образовательного учреждения, получение аккредитации и кардинальные перемены в учебном процессе. Мы выполнили все требования, которые предусмотрены законодательством, получили аккредитацию, внесли коррективы в устав и учебный план. Но надо понимать, что за всем этим стоит огромный труд наших педагогов. Мы, по сути дела, сдали серьезный экзамен на право быть на сегодняшний день единственным в городе муниципальным образовательным учреждением повышенного уровня. В школе было на соответствующем уровне поставлено профильное (социально-гуманитарное) обучение. Мы решили оттолкнуться от этого и стать гимназией. Сегодня наши ученики изучают два языка, учебный план насыщен предметами гуманитарного профиля – литературой, русским языком, обществознанием, правом. Нововведением стали культурологические курсы. Реализуются три авторские программы обучения художественно-эстетического цикла, которые прошли лицензирование. – В гимназии принята программа развития до 2017 года. Какие ее основные положения, цели и задачи? – Для нас это важный документ, который определяет всю нашу профессиональную деятельность. Мы рассматриваем свое учебное заведение как социально-культурный компонент инфраструктуры города. И, значит, берем на себя обязательства выпускать из гимназии молодых граждан страны, которые гармонично впишутся в городскую жизнь, которые не потеряются, а через некоторое время заявят о себе и проявят свои таланты. Мы большое внимание уделяем повышению качества образования, повышению ответственности каждого участника образовательного процесса, стремимся к тому, чтобы обеспечивать условия для профессионального роста педагогов, интегрировать общее и дополнительное образование. В традициях нашего учебного заведения, которые мы будем непременно сохранять, – открытость образовательного процесса, уважение к личности педагога и ученика, сохранение и передача педагогического опыта. В нашей гимназии ребенок получает не только знания, которые определены стандартами, но и определенное воспитание. У нас реализуется много проектов различной направленности – гражданско- патриотической, экологической, научно-технической, социально-профессиональной. Мне кажется, что мы выбрали правильный путь: достижения прошедшего учебного года подтверждают мои слова… – В вашей гимназии сильный педагогический коллектив… – В гимназии работают талантливые и творческие люди. Семьдесят пять процентов наших педагогов имеют первую и высшую категории. Те учителя, у которых больше трудового стажа, передают свой опыт молодым, а молодые заряжают своей энергией. Наши педагоги традиционно принимают участие в городском конкурсе педагогического мастерства «Учитель года». В этом году два учителя стали его призерами. В номинации «учитель начальных классов» победителем стала наш педагог Т.И. Коломиец. Татьяна Ивановна – учитель с большим стажем работы, в школе проработала двадцать семь лет. В рамках конкурса Т.И. Коломиец проводила открытый урок по предмету «Окружающий мир» на тему «Разнообразие животных». А в номинации «Самый классный «Классный!» первое место заняла наша учительница биологии В.В. Абрамова. Ее педагогический стаж – тридцать пять лет. В число лучших учителей вошла и учитель технологии Т.В. Ушанева. Она была удостоена губернаторской стипендии в рамках национального проекта «Образование». Я надеюсь, что и в этом году наши учителя окажутся в числе призеров и победителей профессиональных конкурсов… – И ученики не отстают от педагогов? – Наши ученики – это очень активное сообщество. Они принимают участие в волонтерском движении, флэш-мобах, имеют собственную точку зрения на многие вопросы и не боятся ее озвучивать. В этом году четырнадцать наших учеников стали призерами различных конкурсов. Среди них – победители предметных олимпиад по русскому языку и обществознанию. Ученица 11-го класса Настя Кармазина стала победителем областного конкурса «Почему я хочу работать в органах прокуратуры?». Юля Ярусова заняла третье место в областном конкурсе «Юные экскурсоводы». Гимназия вышла в финал конкурса «Отечество», заняла третье место в игре «Орленок», есть призеры в конкурсах «Виват, Россия!», «Очей очарованье», «Соловьиные трели»… – А каким, по Вашему мнению, должен быть современный учитель? – Вы знаете, я могу выразить сейчас не только собственное мнение, но и мнение детей. Судя по их отзывам и высказываниям, подрастающее поколение любит учителей стильных, творческих, интересных, тех, кто может говорить с ребятами на одном языке, кто способен ответить на вопросы, помочь разобраться в сложной ситуации, дать совет. Если говорить исключительно о профессиональной стороне, то сегодня учитель должен много и упорно заниматься самообразованием. Никто не будет заставлять читать дополнительную литературу, подавать заявки на участие в конкурсе, разрабатывать новые авторские программы. Но если учитель этого не делает, то он выпадает из круговорота, остается на обочине творческого процесса. Мы стимулируем своих учителей, нацеливаем молодых педагогов, чтобы они искали новые формы подачи учебного материала, не боялись экспериментировать, реализовать интересные проекты – это идет на пользу всем: и учителям, и ученикам, и гимназии в целом… – Как в вашей гимназии решается вопрос с школьной формой? – На заседании управляющего совета гимназии, в который входят и педагоги, и родители, было принято решение ввести школьную форму. Первого сентября этого года все наши ученики придут на торжественную линейку, посвященную Дню знаний, в новой одинаковой школьной форме. При выборе комплекта формы мы, конечно, учитывали мнения детей. Большинство высказалось против пиджаков. Поэтому выбор был сделан в пользу жилета с эмблемой гимназии, в комплект также входят трикотажный жакет, юбка и блузка для девочек, брюки и две рубашки для мальчиков. Мне кажется, что каждое учебное заведение должно иметь свое лицо, и школьная форма помогает его обрести. Мы были готовы, что свою позицию по поводу школьной формы нам придется отстаивать, но яростного сопротивления не встретили. К нашему предложению и родители, и дети отнеслись с пониманием. Видимо, этот вопрос уже назрел и требовал своего логического решения. Более того, одна учительница выступила с инициативой ввести и форму для всего педагогического коллектива. И это предложение было принято! Скоро и наши педагоги будут приходить на работу в форме. На Всероссийской учительской конференции, которая проходила в этом году в Москве, вопрос о школьной форме обсуждался. Во многих учебных заведениях ее уже ввели, многие сделают это с первого сентября. Думаю, пройдет немного времени, и школьная форма станет обычным явлением, как и было в прежние времена… – Оксана Валерьевна, совсем скоро в вашу гимназию придут первоклашки. Многих из них учителя начальных классов уже хорошо знают… – Да, и это очень хорошо, потому что дает возможность учителю заранее оценить готовность класса. Дело в том, что наши педагоги в течение учебного года ведут занятия по подготовке ребятишек в первый класс. Занятия проходят по двум предметам – русскому и математике – один раз в неделю, по субботам. Желающих посещать подготовительные курсы более чем достаточно. Родители с удовольствием приводят к нам будущих учеников. Учителя получают возможность познакомиться с ребятами, пообщаться в неформальной обстановке, оценить уровень подготовки каждого. Кроме этого дети еще общаются и с психологом, это важный момент, который помогает начинать новый учебный год в полной готовности и находить индивидуальный подход к каждому ученику. Весь наш коллектив уже готовится к началу учебного года. Мы стараемся сделать все, чтобы для первоклашек гимназия стала местом, куда бы они каждое утро шли с удовольствием. Хочу пожелать педагогическому коллективу творческого подхода к работе, любви к детям, успехов. И мы все надеемся, что скоро наша гимназия вернется в свое родное здание, где в настоящее время идет реконструкция. Спасибо всем, кто поддержал нас в трудную минуту и помог решить проблемную ситуацию – и администрации Гуково, и Министерству общего и профессионального образования Ростовской области, и городскому отделу образования. И еще хочу отметить, что достижения и успехи гимназии – это заслуга всего педагогического коллектива, который является командой единомышленников. Все-таки жизнь доказывает справедливость высказывания о том, что один в поле не воин, зато вместе мы способны на многое. |