[№7 (44) июль 2013] Школа должна стать территорией делового стиля27.07.2013
Подходит к концу процесс зачисления абитуриентов в высшие учебные заведения страны. В этом году правила поступления в некоторые вузы стали жестче, чем в прошлом. Наблюдается и тенденция к сокращению бюджетных мест. Это должно стать темой для размышления в первую очередь для тех, кто на следующий год собирается стать студентом. Едва ли не главное условие для того, чтобы исполнить свою мечту о поступлении – хорошо подготовиться к выпускным экзаменам. И потенциальным студентам в этом активно помогают их наставники – учителя школ. Итоги прошедшего учебного года в беседе с корреспондентом «Парламентского вестника Дона» подводит начальник отдела образования Советского района г. Ростова-на-Дону ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА БАРКОВСКАЯ. –Татьяна Николаевна, одним из основных показателей эффективности системы образования несколько лет считаются результаты Единого государственного экзамена. Вы довольны результатами, которые показали выпускники Советского района? В вашем районе экзамен прошел без нарушений? – Система Единого государственного экзамена уже отлажена практически до автоматизма. В нашем районе в этом году работало четыре пункта сдачи ЕГЭ. Все школы, где проходили экзамены, оборудованы системами видеонаблюдения, созданы все условия для того, чтобы ребята сдавали экзамены в комфортных условиях. Насколько четко и слаженно проходит экзамен, зависит от каждого участника процесса. Школа в данном случае разделяет всю ответственность с родителями и школьниками. Буквально с начала учебного года преподаватели рассказывают и ученикам, и родителям правила проведения ЕГЭ, обращают внимание на нюансы, требования организаторов ЕГЭ. Своеобразную учебу и инструктаж проходят и учителя, которые входят в составы временных коллективов пунктов проведения экзаменов. Мы стараемся периодически менять дислокацию пунктов проведения экзаменов, чтобы избежать коррупционной составляющей. Что касается ребят, то сегодняшним школьникам гораздо проще сдавать экзамен в форме тестирования, чем тем, кто были в этом деле первопроходцами. Мы проводим и пробное тестирование, и самостоятельно у ребят есть возможность проверить себя в городских центрах тестирования. Весь одиннадцатый класс школа активно работает над тем, чтобы школьники оттачивали свои знания. Учителя составляют индивидуальные карты подготовки к ЕГЭ, анализируют, какие проблемы после пробных процедур тестирования определились, и уделяют этим вопросам серьезное внимание. Отделом образования и общеобразовательными учреждениями проанализированы результаты ЕГЭ. По сравнению с прошлым годом, мы свои показатели улучшили – наши выпускники показали результаты выше среднего по области… – Каждый район гордится своими учениками и учителями, которые принимают участие в конкурсах, олимпиадах… – И мы не исключение. В Советском районе большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. В основном туре муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады приняли участие 1 432 ученика. Победителями и призерами стали более ста шестидесяти ребят на муниципальном уровне. А на областном – 23 школьника. Общеобразовательные учреждения района приняли активное участие в реализации национального проекта «Образование». Семь школ стали победителями в конкурсе образовательных учреждений, которые внедряют инновационные образовательные программы. 135 учителей представили свои проекты на конкурс «Лучший учитель», 53 из них стали победителями. Четыре наших учителя получили премию Губернатора Ростовской области. В 2012 году коллектив школы №60 Советского района награжден почетным знаком за активную работу по патриотическому воспитанию. Золотой медалью Национальной премии «Элита российского образования» «За особые успехи в российском образовании» награжден социально-педагогический проект «Воспитываем гражданина России» школы №87… – Расскажите, пожалуйста, как в прошлом учебном году реализовывался в Советском районе проект модернизации системы образования… –Хочу напомнить, что проект модернизации образования реализуется в России несколько лет. Современные технологии развиваются стремительно, и необходимо иметь достаточные ресурсы, чтобы шагать в ногу со временем. С 2012 года в образовательные учреждения из федерального, регионального и муниципального бюджетов направляются финансовые средства для оснащения школ. Это существенная и своевременная поддержка. На модернизацию общего образования в 2012 году в районе было израсходовано 22 млн рублей. На эти средства было приобретено оборудование для начальных классов в соответствии с федеральным стандартом, кабинет основ безопасности жизнедеятельности, цифровая лаборатория естественно-научного цикла и многое другое. В этом году в рамках проекта будет приобретено спортивное оборудование и спортивный инвентарь для школ №№61, 73, 88 на сумму 1,743 млн рублей и компьютерное оборудование для школ №№60, 87, 112, гимназий 95, 117, лицеев 58, 103 на сумму 2,8 млн рублей. Надеемся, что проект модернизации образования будет продолжен…
– Ваш отдел образования связывают добрые отношения с депутатом Законодательного Собрания Ростовской области Е.М. Шепелевым… – Евгений Михайлович – частый гость в школах, лицеях, техникумах нашего района. Он принимает участие в торжественных мероприятиях, посвященных Дню учителя, Дню Победы, последнему звонку, окончанию школы. Самая главная мысль, которую наш депутат старается донести до ребят: «учитесь, набирайтесь знаний, ставьте перед собой цели и достигайте их!». При поддержке Евгения Михайловича образовательные учреждения нашего района ежегодно получают средства из резервного фонда Правительства области. В этом году на эти средства установлены оконные блоки в школе №88, гимназии №58, мебель для школы №73, гимназии №117. Приобретено игровое уличное оборудование для детских садов, а также спортивное и мультимедийное оборудование. Это существенная помощь, которая направлена прежде всего на укрепление материально-технической базы школьных и дошкольных учреждений…
– А как обстоит ситуация с очередностью в детские сады? Это вопрос неоднократно звучал на совещаниях, которые проводил Губернатор, и находится у него на контроле… – Охват услугами дошкольного образования составляет 72 процента, удовлетворенность потребности населения в предоставлении дошкольных услуг – 91 процент. Что делается для того, чтобы решить этот вопрос? Формируются группы кратковременного пребывания на базе уже существующих дошкольных учреждений. Такой шаг не решает проблему кардинально, но снимает напряженность. В этом году мы планируем открыть две дополнительные группы полного дня для детей дошкольного возраста на базе школы №88. В детском саду №249 после того, как завершится перепланировка помещений, появятся еще две группы. Капитально отремонтированы детские сады №213 и 208, что позволило принять в группы на восемьдесят детишек больше. В рамках реализации долгосрочной городской целевой программы «Развитие системы образования г. Ростова-на-Дону на 2011–2015 годы» будут построены новые детские сады в микрорайоне «Левенцовский» на 140 мест в этом году, в следующем – на 125 мест, а в 2015 году в микрорайоне ЗЖМ откроется детский сад на 190 мест. С 2011 года в городе Ростове-на-Дону работает система электронной регистрации детей дошкольного возраста для постановки их на учет и дальнейшего определения в детский сад. Такая форма регистрации позволяет упростить родителям процесс поступления ребенка в дошкольное учреждение. – Татьяна Николаевна, последний месяц каникул пролетит незаметно. Но родители многих школ уже сегодня занимаются подготовкой к школе. В частности, сдают деньги на новую школьную форму. В одной школе принято решение сшить детям одинаковые брюки с жилетом, в другой остановились только на жилетах, в третьих выбран вариант полного комплекта одежды. На Ваш взгляд, учебным заведениям необходима школьная форма? Ведь сегодня у этой идеи есть как сторонники, так и противники… – Разговоры о возможности введения в школах формы идут уже несколько лет. И нужно быть готовым к тому, что родительское сообщество разделится на два лагеря. С одной стороны, многие родители сами ходили в школу в форменных платьях и фартуках. И ничего страшного в этом не видят. Другие считают, что школа должна быть демократичной в этом вопросе, и выступают против формы. Среди психологов нет единого мнения: одни уверены, что форма дисциплинирует, подтягивает ученика, настраивает его на рабочий лад, другие считают, что одинаковость и унифицированность не соответствуют сегодняшнему времени. Мне кажется, что истина, как всегда, находится где-то посередине. Вряд ли кто-то будет против того, чтобы дети придерживались в школе делового стиля одежды. Сегодня решения о введении школьной формы единого образца на уровне федеральном пока нет. Школа может предложить родителям варианты школьной формы, но выбор в конечном итоге пока остается за родителями и учениками. Если школьная форма все-таки станет обязательным элементом школьного процесса, то она должна продаваться в магазинах, чтобы исключить школу из процесса ее выбора и приобретения. Хочу пожелать всем учителям, родителям и ученикам хорошо отдохнуть перед началом учебного года, набраться сил, положительных эмоций и с новыми силами первого сентября приступить к учебе. Мы хотим, чтобы процесс получения знаний всем его участникам приносил не только пользу, но и положительные эмоции, радость общения и удовлетворенность от творчества. |