[№11 (48) ноябрь 2013] Алексей Логинов: «Хоровое дело — дело всей моей жизни»29.11.2013
Таганрог славен традициями хорового пения. Камерный хор «Лик» бережно хранит наработанное многими поколениями музыкантов-хоровиков и продолжает развиваться в современных условиях. Его нынешний руководитель АЛЕКСЕЙ ЛОГИНОВ – человек, искренне преданный музыке – может рассказывать о своем детище часами. Главной своей задачей он считает популяризацию хорового пения. И успешно с ней справляется. – У камерного хора «Лик» есть своя история создания. Вы продолжаете дело тех, кто стоял у истоков… – Камерный хор духовной музыки «Лик» в нашем городе появился благодаря энтузиазму Валерия Алексеевича Русанова, замечательного музыканта, выпускника Ростовского государственного музыкально-педагогического института (класс В.П. Афанасьева, ассистентура-стажировка Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, класс профессора, народного артиста РФ В.В. Успенского). История камерного хора «Лик» 90-х годов озарена талантом, подвижничеством, упорством и неиссякаемой энергией этого человека. Уже в первые годы своей деятельности хор показал высокий профессиональный уровень. Коллектив участвовал в фестивале камерных хоров России, в рамках которого с успехом выступал в Кисловодске, Пятигорске, Санкт-Петербурге и Новгороде. Именно тогда имя Таганрога впервые прозвучало с одной из лучших концертных сцен страны – Государственного концертно-выставочного комплекса «Смольный собор» Санкт-Петербурга. Спустя год после создания коллектива Валерий Алексеевич пришел к выводу о необходимости расширения репертуара. В результате появились произведения светской русской музыки – В. Калиникова, С. Танеева, А. Гречанинова, затем зарубежной духовной и светской классики – Дж. Верди, А. Брукнера, Г. Малера, И. Баха, С. Франка. Творческое сотрудничество с муниципальным камерным оркестром подарило возможность исполнения крупных вокально-инструментальных сочинений, самым ярким из которых стал «Магнификат» А. Вивальди. Таким образом, к 1992 году коллектив русской духовной музыки «ЛИК» значительно расширил жанровую палитру исполняемых произведений и продолжил творческую деятельность с обновленным названием – Камерный хор «Лик». – Вы стали руководителем коллектива в 1999 году. И сразу появились новые направления деятельности… – Да, с этого года мы стали активно участвовать в областных праздничных мероприятиях. В их числе – концерт к 250-летию г. Ростова-на-Дону (1999), областные концерты, посвященные Дню Победы (2002–2013), празднования, посвященные Дню славянской письменности и культуры (Ростов-на-Дону, Новочеркасск, 2005), областные концерты к 70-летию и 75-летию образования Ростовской области (2007, 2012), гала-концерт, посвященный празднованию 100-летия со дня рождения писателя Виталия Закруткина (ст. Кочетовка Ростовской области, 2008), Всероссийский литературно-фольклорный фестиваль «Шолоховская весна», посвященный 104-й годовщине со дня рождения Михаила Шолохова (ст. Вешенская Ростовской области, 2009), областной концерт, посвященный 150-летию со дня рождения А.П. Чехова (2010) и другие. Мы и сегодня частые гости на областных мероприятиях. И стараемся показывать зрителям разные грани нашего творчества… – А в 2010 году в жизни камерного хора «Лик» открылась новая страница, на первый взгляд весьма далекая от традиционного академического исполнительства – страница популярной эстрадной музыки… – Репрезентантом новой традиции стала мужская группа хора. Начинать было нелегко во всех отношениях, ведь новый исполнительский стиль нес в себе не только качественно новую манеру пения, но и не свойственные академическому исполнительству элементы сценографии. Можно добавить к этому и преодоление многих певческих сложностей, требующих больших профессиональных усилий и мастерства. Поэтому эстрадная программа собиралась постепенно, буквально по одной песне на протяжении нескольких лет. Сегодня она включает более 30 эстрадных композиций, среди которых популярные песни отечественной и зарубежной эстрады, старинные романсы, лучшие треки из известных кинофильмов, песенные попурри… – Вы активно ищете возможности сотрудничества с творческими коллективами… – Мне этот процесс кажется интересным и увлекательным, он дает возможность раскрыть в полной мере таланты хористов, представить публике новый качественный продукт. Мы подготовили уникальное вокально-хореографическое действо на музыку В. Гончарова «От Рождества до Масленой». В постановке участвовали артисты Камерного хора «Лик», хореографических ансамблей «Ассорти» и «Лакомки» (г. Таганрог). Получился великолепный зрелищный спектакль, гармонично сочетающий пение и танец… – В деятельности коллектива значимое место занимает популяризация хорового искусства. Именно камерный хор «Лик» выступил инициатором проведения в городе Пасхального хорового фестиваля… – Этот фестиваль, стартовавший еще в 2010 году, при поддержке Управления культуры г. Таганрога уже трижды был проведен в городе. Он объединил под своим крылом большое число хоровых коллективов Таганрога и Ростовской области – взрослые и детские, профессиональные и церковные, учебные и самодеятельные, и подарил слушателям великолепную возможность погружения в высочайший мир духовной культуры, наслаждения божественной красотой кристально чистых голосов. Непременным участником фестивалей является и камерный хор «Лик». – Алексей Викторович, Вы продолжаете дело одного своего учителя и часто сверяете свое творчество с именем другого педагога – Виктора Гончарова… – В Ростовскую консерваторию, в класс профессора Виктора Ивановича Гончарова, я попал, можно сказать, случайно. Готовился поступать в Ленинградскую консерваторию и немного не добрал баллов. Ростов в моем представлении был промежуточной станцией: переждать год, чтобы снова ехать в северную столицу. Но получилось иначе. Во многом благодаря музыкальному и педагогическому таланту Виктора Ивановича я остался в Ростове. Этот человек всегда будет для меня эталоном отношения к музыке, творчеству, работе. Он до конца своей жизни оставался советчиком, другом, ориентиром, его мнение было важным и значимым. Причем его заповеди, которым я стараюсь следовать, касались не только музыки и профессиональной деятельности: он много хорошего дал мне в человеческом плане. За это я очень благодарен своему Учителю, мне всегда будет его не хватать… – Вы стали инициатором и вдохновителем создания в городе хора мальчиков. Чем продиктовано стремление к организации нового коллектива? – Современная тенденция такова: город ощущает острую нехватку мужских голосов. И в музыкальной школе, и в колледже мало учеников-мальчиков. Если говорить о вокалистах уже состоявшихся, более старшего возраста, то многие из них уехали из города, нашли применение своим талантам в столице, в других городах, за границей. И стало совершенно понятно, что если не изыскать внутренние резервы, не найти источник подпитки, то через несколько лет в городе останутся исключительно женские хоры. Идея создания хора мальчиков стала необходимостью, несколько лет эта идея витала в воздухе, а в 2013 году стала реальностью. В сентябре при поддержке Управления культуры г. Таганрога на базе Дворца молодежи начал свою деятельность городской хор мальчиков, мы набрали больше тридцати ребят в возрасте от шести до девяти лет. Руководят хором отличные специалисты: художественный руководитель и дирижер – Владимир Войченко, хормейстер – Денис Листопадов, концертмейстер – Ольга Коркошко. Я осуществляю лишь профессиональное курирование. Новый коллектив сегодня формируется, выстраивается, кристаллизуется. Городской хор мальчиков как специфическая певческая единица сможет стать украшением концертных программ любого уровня и явиться своеобразной «изюминкой» культуры города. В этом смысле можно говорить о возрождении городской традиции хорового мальчишеского пения, связанной с именами замечательных хормейстеров В. Русанова и В. Войченко и существовавшей в Таганроге в 90-х годах прошлого столетия. Мы надеемся, что возрождение этой исконно русской певческой традиции будет способствовать сохранению основ национальной культуры и станет важной вехой на пути нравственного воспитания подрастающего поколения… – Алексей Викторович, в интернете есть сайт вашего камерного хора, где можно получить полную информацию о коллективе, его истории, узнать, кто стоял у истоков, кто поет в хоре сегодня. Насколько важно для вас наличие сайта? – Мне кажется, что нужно использовать все возможности для популяризации нашего хора. И интернет не исключение. Это важно и для непосредственно хора, и для тех, кто вращается в музыкальном мире, кто только делает первые шаги в творчестве и определяется с будущим. Я много рассказываю о хоре своим студентам. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. У ребят есть возможность без проблем зайти на сайт, познакомиться с репертуаром, узнать географию гастролей. Еще сайт весьма полезен при организации наших выступлений. Это экономит время. Организаторы или заказчики могут выбрать номера, которые подходят им по тематике. – Вы говорили, что многие музыканты предпочли покинуть Таганрог. А разве у Вас не было интересных и заманчивых предложений профессионального характера? – Были, конечно, и не однажды. Но… Я не представляю себя вне пространства родного города. Тяжело переношу суету больших городов. Когда учился в консерватории, поступало немало предложений о работе в Ростове. Но меня всегда тянуло на родную землю, с третьего курса я уже работал хормейстером и всегда стремился найти применение своим знаниям дома. Я люблю свой город, его старые улицы, здания, которые дышат историей, люблю публику, которая приходит на наши концерты, и, скорее всего, уже никуда никогда не поеду. Мне кажется, что в Таганроге достаточно простора для творчества, есть все возможности, чтобы реализовать творческие замыслы, воплотить в жизнь профессиональные мечты… – И какие у Вас мечты? – Могу озвучить одну из многих, но, наверное, самую значимую. Мне кажется, в Ростовской области назрела необходимость создания статусного хора, губернаторского хора – коллектива, который мог бы стать своеобразной визитной карточкой Донского края и встать на одну ступень с ансамблем донских казаков, симфоническим оркестром областной филармонии. В области есть много достойных высокопрофессиональных музыкантов-хоровиков, которые могли бы возглавить такой коллектив. |