[№10 (35) октябрь 2012] О ЕГЭ, ГИА-9 и оценивании компетенций26.10.2012
В очередной раз собеседник «Парламентского вестника Дона» – Надежда Федоровна Ефремова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой «Педагогические измерения» ДГТУ, почетный работник высшего образования РФ, почетный профессор ДГТУ, член-корреспондент Российской Академии естествознания, член ученого Совета ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). Область научных интересов Надежды Федоровны – теория и практика педагогических измерений и квалиметрии в образовании, системы оценки качества обучения. С 2001 года она занимается практической деятельностью по формированию и развитию независимой оценки качества обучения школьников. Возглавляет «Ростовский центр обработки информации в сфере образования», который обеспечивает технологии проведения ЕГЭ и ГИА-9, образовательного аудита, сравнительных обследований достижений учащихся и образовательных учреждений региона, принимает участие в разработке и использовании в образовательной практике современных оценочных средств, в том числе компетентностно-ориентированных. – Надежда Федоровна, первый вопрос, который мы хотим Вам задать как члену государственной комиссии ЕГЭ в Ростовской области – об итогах ЕГЭ 2012 года. Ваш центр совместно с министерством общего и профессионального образования Ростовской области выпустил два сборника – по результатам ЕГЭ и ГИА (в новой форме) выпускников 9-х классов. В них и отчеты, и таблицы, сопоставления и анализ. Итак, Ваше итоговое слово… – ЕГЭ 2012 прошел в штатном режиме, без особых сбоев. Но, на мой взгляд, не только об итогах, и не столько о результатах ЕГЭ-2012 нужно вести речь, сколько о перспективах ЕГЭ-2013. Закон о едином государственном экзамене обеспечивает, с одной стороны, комфортные условия для выпускников, а с другой стороны требует от них исполнения правил, обозначенных порядком проведения ЕГЭ. Правила требуют, чтобы в аудитории на экзамен не заносились мобильные телефоны и, тем более, не вывешивались в интернет материалы сдаваемого ЕГЭ. Однако некоторые выпускники довольно легкомысленно относятся к правилам проведения ЕГЭ, все еще не воспринимая его как государственную процедуру, а как некую игру, не понимая серьезности наказания, которое ждет нарушителей. Прецедент, случившийся с одним из выпускников, сегодня известен всем. В 10-00 начался экзамен. В 10-30 вышеозначенный выпускник вывесил в интернете фрагменты своего контрольно-измерительного материала. В 10-45 мы из Москвы получили сигнал о том, что в таком-то пункте зафиксировано нарушение. Через 15 минут нарушитель был удален с экзамена. Выпускник 2013 года должен хорошо уяснить: допуская подобное нарушение на экзамене по выбору, он рискует. Сдав основные экзамены, может хотя бы получить аттестат, но не поступить в вуз. Если же удален с экзамена по русскому языку или по математике – то аттестат не получит. Надо помнить, что технологии совершенствуются день ото дня, информационная защита становится все более надежной, обеспечиваются условия проведения государственных экзаменов для всех выпускников в одинаковых условиях, равные возможности для демонстрации знаний и поступления в вуз. В издании «Просвещение» прочитала отзывы студентов, уже поступивших в вузы по результатам ЕГЭ. Они единодушны: к экзамену нужно готовиться, системно заниматься, не надеяться на авось или счастливый случай. А если подготовлен должным образом, если усвоен программный, адаптированный к стандартам материал, никакой ЕГЭ не страшен. В комфортных условиях, в течение 3,5-4 часов можно хорошо продумать все вопросы, вернуться к каждому при необходимости несколько раз и показать должный результат. Что показал ЕГЭ-2012 в Ростовской области? Ровный среднестатистический результат, по большинству предметов у нас добротное образование. Из общей картины выпадают немецкий язык и информатика, но сложно говорить о качестве образования по этим предметам потому, что слишком мала выборка участников ЕГЭ и, следовательно, она не репрезентативна, мы не можем экстраполировать эти результаты на весь регион. Да, какие-то проблемы по этим предметам есть, но насколько они серьезны, можно будет сказать лишь после проведения региональных сравнительных обследований на основании объективной диагностики. – ЕГЭ – не застывшая форма, он продолжает совершенствоваться? – Естественно, ЕГЭ непрерывно совершенствуется и всегда будет изменяться. Разработаны научные проекты до 2015 года, в которых магистральным направлением избран переход на компьютерные технологии. Ростовская область участвует в апробации новых форм проведения ЕГЭ. Буквально с 17 октября начнется апробация по иностранным языкам – введение устной части «говорения», в перспективе будет вводиться пересказ при выполнении определенных заданий. Проходит апробацию информатика и информационно-телекоммуникационные технологии (ИКТ) в компьютерной форме. Предполагается видеонаблюдение: в этом году видеокамеры были установлены лишь в некоторых пунктах приема ЕГЭ, а в 2013 году они будут установлены во всех. Совершенствуется институт наблюдателей: они будут приглашаться не из сферы образования. Вас я тоже приглашаю быть наблюдателями, у вас будет возможность увидеть процесс изнутри, почувствовать пульс ЕГЭ. Кстати, со всеми новшествами по ЕГЭ, с предстоящими изменениями и учителя, и выпускники могут познакомиться на сайте fipi.ru, где размещаются вся методическая литература, рекомендации, структурные элементы заданий, демо-версии уже 2013 года, вопросы, план теста, кодификаторы, критерии оценивания. – Спасибо, Надежда Федоровна, обязательно воспользуемся Вашим приглашением. ГИА-9, каковы этапы ее внедрения? – Государственная итоговая аттестация в 9-х классах находится пока в экспериментальном режиме. Ее введение в штатный режим предполагается в 2014 году. А пока отрабатываются технологии, контрольно-измерительные материалы и организационные схемы. ГИА проводится во всех регионах на добровольной основе. Ростовская область участвует в эксперименте давно. И то, что 85% девятиклассников в 2012 году выбрали для сдачи обязательных предметов форму ГИА-9, говорит о том, что независимые экзаменационные формы у нас получили признание. – Надежда Федоровна, в московском издательстве «Национальное образование» по рекомендации ФИПИ издана серия из трех Ваших книг: «Тестирование: теория, разработка и использование в практике учителя»; «Компетенции в образовании: формирование и оценивание»; «Компетентностно-ориентированные задания: конструирование и применение в учебном процессе». Они уже получили хорошие отзывы… – В них содержится информация, интересная и вузам, и школам. В первой рассматриваются вопросы качества образования и пути его повышения, теория и практика педагогических измерений, формы и методы массового тестирования. Показаны возможности квалиметрического образовательного мониторинга качества обучения в масштабах страны, регионов, территорий или отдельных образовательных учреждений. Эта книга интересна для разработчиков тестов, учителей и преподавателей, использующих их в учебном процессе, а также для руководителей и методистов образовательных учреждений и специалистов органов управления образованием, студентов высших учебных заведений, получающих образование по педагогическим направлениям и специальностям. Вторая книга посвящена проблемам формирования и оценивания компетенций студентов как результатов профессионального образования в соответствии с требованиями нового поколения государственных образовательных стандартов и формируемых вузами основных образовательных программ. В этой книге даны рекомендации по созданию фонда оценочных средств вуза и организации вузовской службы оценивания компетенций. Даны образцы оценочных средств, шкал и критериев оценивания, интересные широкому кругу специалистов. Третья книга посвящена созданию компетентностно-ориентированных заданий, которые необходимы для проверки компетенции на основе использования содержательной части предметной области. – Надежда Федоровна, насколько нам известно, эта серия призвана двигать вперед российскую педагогическую науку. И то, что вышла она из-под пера ростовского автора, наполняет нас, Ваших земляков, законной гордостью. Большое спасибо Вам за эти книги и за интересную беседу. И от имени нашего издания примите искренние поздравления с Днем учителя, с праздником, который к Вам имеет самое прямое отношение. |