[№3 (28) март 2012] Игорь Казарезов: «Слава Богу, что мы казаки!»Сегодня наш корреспондент беседует с первым заместителем (товарищем) Войскового атамана Всевеликого войска Донского, казачьим полковником, директором департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений области, действительным государственным советником Ростовской области второго класса, кандидатом политических наук И.В. Казарезовым. «Казачий компонент — вот основа нашего образования»— Игорь Валентинович, пока в начале — Да, я из низовых казаков, родился на нижнем Дону в городе Азове. Традиции, быт, обряды, воспитание — всё идёт из семьи. Гордость за то, что ты казак — это у нас в крови. Образование я получил высшее — вначале педагогическое, а затем — второе высшее — экономическое. В 1999 году Виктор Петрович Водолацкий, приняв на себя обязанности войскового атамана, пригласил меня в свою команду и сразу определил эту нашу общую сферу деятельности, что говорит, прежде всего, о дальновидности его как политического деятеля и сына своего народа, пекущегося о благе своих соотечественников и думающего о его будущем. За эти годы удалось создать систему казачьего образования не только в Ростовской области, но и на территориях, входящих в область Всевеликого войска Донского — Волгоградской, Астраханской областях и в республике Калмыкия. Сегодня эта система насчитывает более ста восьмидесяти учебных заведений, имеющих казачий статус, и охватывает более тридцати тысяч человек. Это казачьи кадетские корпуса, казачьи кадетские профессиональные училища, это школы и детские сады, казачьи молодёжные центры, молодёжная казачья организация «Донцы», военно-патриотические клубы, в числе которых Федерация казачьего рукопашного боя. Наши ребята и девчата изучают основы православной культуры, историю донского и всероссийского казачества, иностранные языки, этику и эстетику, занимаются военной подготовкой, танцами и фехтованием, умеют играть на музыкальных инструментах и имеют спортивные разряды. Дополнительное образование представлено также занятиями в кружках — пения и хореографии, а также лозы, бисероплетения, резьбы по дереву и многих других по желанию и способностям. Дети у нас могут пройти все ступени казачьего образования, начиная с детского сада. При поступлении в вузы (с двенадцатью у нас заключены соответствующие договоры) тоже нет проблем: наши выпускники достойно выдерживают вступительные экзамены и успешно учатся. Однако понятно, что специфика казачьей подготовки такова, что 90% наших выпускников идут в военные училища и учебные заведения, в дальнейшем обеспечивающие им службу в органах федеральной безопасности, на пограничной и таможенной службе, природоохранной и биоресурсов, и, конечно же, по охране общественного порядка. Казаки — народ служивый, и девиз их — «За веру, Дон и казачество» — всегда неизменен. Поэтому так необходим и своевременен принятый, наконец, федеральный закон «О государственной службе российского казачества», значительно расширяющий рамки этого девиза. Подготовка молодёжи к служению Отечеству — вот наша основная миссия. — А служба в армии у казаков связана с какими-то определёнными подразделениями войск?
— Ряд воинских частей и подразделений имели статус казачьих и до принятия этого закона. Это, например, — А в чём суть казачьего компонента в вашей образовательной системе? — Это прежде всего духовный стержень, нравственная составляющая, согласно которой казак — человек высокого морального духа и патриот, защиту и служение своему Отечеству ставящий превыше всего. Если этот стержень есть — казак не сломается ни при каких обстоятельствах. — Казачья образовательная система Дона подпитывается за счёт других родственных на Юге России? — Конечно, мы ездим, смотрим, сравниваем. Но, честно говоря, наша система является пока основополагающей, по крайней мере, кубанцы к нам приезжали за опытом. Например, наше казачье профессиональное образование единственное не только на Юге, но и во всей России. Святейший Патриарх Кирилл сказал: колыбель казачества — это Дон. Мы чрезвычайно этим горды и сделаем всё, чтобы и в образовании, и воспитании подрастающего поколения быть первыми и лучшими. — А что в планах? — Прежде всего — расширение сети казачьего образования. Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» чётко формулирует задачу казачества по подготовке молодёжи к службе в Вооружённых силах. В связи с этим повышается роль кадетских казачьих корпусов. В прошлом году министром образования и науки Российской Федерации подписано типовое положение о «Казачьем кадетском корпусе», согласно которому это образовательное учреждение обрётает, наконец, свой истинный статус, тогда как ранее по формальной организационно-правовой составляющей являлось не более чем школой-интернатом. Сегодня в Российской Федерации двадцать шесть кадетских корпусов. В прошлом году второй раз проводился конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус». Донцы одержали в нём убедительную победу: первое место занял Аксайский казачий кадетский корпус, третье — Шахтинский. Это, я считаю, наглядный результат развития казачьего образования на Дону. Губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем Голубевым принято решение о развитии казачьего образования и увеличении до 2020 года количества казачьих кадетских корпусов вдвое, т.е. ежегодно будет прибавляться минимум по одному корпусу. В том числе в 2013 году планируется открыть Мариинскую женскую гимназию. Во-первых, потому что она исторически существовала на Дону в городе Новочеркасске. И, во-вторых, жизнь подсказывает, что назрела необходимость в создании казачьего учебного заведения для девочек. Это не значит, что будет организовано военизированное воспитание девочек. Напротив, они получат всестороннее блестящее образование и будут хранительницами семейного очага и воспитательницами детей в своих семьях истинными патриотами. Это, собственно говоря, всегда главенствовало в настоящих семьях, где женщина испокон веков была на особом привилегированном положении — Мать, Жена, Сестра. — Хорошее воспитание и образование стоит хороших денег. Финансирует ли государство казачьи образовательные учреждения? — Если речь идёт о казачьих кадетских корпусах, то сегодня они на сто процентов финансируются из областного бюджета, за что огромное спасибо мы говорим Губернатору Василию Юрьевичу Голубеву. Перспектива развития казачьего образования и такого важнейшего аспекта как воспитание подрастающего поколения в свете нового федерального закона говорит о том, что вопрос будет решаться на государственном уровне. — Игорь Валентинович, Вы так успешно работаете на перспективу, что, вполне возможно, все мы через какое-то время будем говорить: слава Богу, что мы казаки... — Любо. Поверьте, хуже от этого никому не будет. Казаки, загадочные и легендарные...«Казаки, казаки, едут, едут по Берлину наши казаки...». Они могут ехать на своих выхоленных лошадках хоть где, в любой точке земного шара, эти наши казаки, — загадочный, легендарный и вечный народ. Кто они? Откуда они? Это до сих пор загадка. Читайте Восточную гипотезу, Славянскую гипотезу, теорию Вернадского, Вятскую теорию, любую другую — вы много чего узнаете, восхититесь, удивитесь, но ни на йоту не продвинетесь вперёд — кто они, откуда они, почему так называются — гадать-не-перегадать. Думайте, как хотите, одно ясно: они были и будут всегда и везде. Свидетельства о них многочисленны и разнообразны. Они всегда воевали, защищали рубежи, служили верой и правдой, при этом были независимы, вольнолюбивы и горды. Они обживали новые земли. В своё время принимали участие в освоении Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и Америки. В 1645 году казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 году казак Семён Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697 году казак Владимир Атласов исследовал Камчатку. Их множество — «дел давно минувших дней, преданий старины глубокой», свидетельствующих о том, как казаки завоёвывали, покоряли, изучали — перечислять можно бесконечно. Перечислять, перечитывать, влюбляться в их подвиги и восхищаться снова и снова, например, с А.Е. Вандамом: «Казаки — эти красивейшие своей отвагой из всех рыскавших по ещё молодой тогда и просторной земле человеческих хищников, с крестом на шее и несколькими зарядами за пазухой устремляются к Охотскому морю, с него на Камчатку, с Камчатки на Курильские острова, с Курильских на Алеуты, с Алеутов на никому, кроме русских, неизвестный американский берег. Бесстрашно носясь на сколоченных из подручного материяла судах по волнам вечно сердитого и вечно кутающегося в холодную мглу Великого океана, они выписывают на бесчисленных островах его, мысах, бухтах и вулканах целый календарь православных святых, вперемежку с именами Прибыловых, Вениаминовых, Павловых, Макушиных, Шумагиных, Куприяновых и т.д. и т.д.». Или улыбнуться, прочитав надпись на одной из старинных картин с казаком-бандуристом: «Не завидую никому — ни панам, ани царю. Богу своему святому я за всё благодарю! Хотя титлом и не славен, но жизнь весело веду, У дилах своих исправен, я вовик не пропаду!». Ермак, Пугачёв, Разин, Булавин, Платов — кто ж их не знает! Их знают все. В начале ХХ века казаки охраняли границы государства и, как пишет учебник истории, являлись «социальной опорой самодержавия». Во время революции 1917 года и Гражданской войны казаки были и красные, и белые, многие ушли за кордон. В 1919 году подверглись массовому террору и расказачиванию и лишь в 1992 году попали под закон «О реабилитации репрессированных народов». Во время Великой Отечественной войны казаки воевали как на стороне СССР, так и на стороне Германии — из песни слова не выкинешь. В Тем не менее, в период Возрождения Союз казаков России был образован Самое значимое новейшее событие в истории казачества — принятие федерального закона о «О государственной службе российского казачества». В сентябре 2012 года в городе Новочеркасске пройдёт IV Международный съезд казаков, в рамках которого состоится открытие памятника Казачьей Славы и празднование Победы в Отечественной войне 1812 года. |