В. Сазонов: «У нас организация полувоенная, мы носим форму, и нереальных задач для нас не бывает, могут быть только трудновыполнимые»Более 6 тысяч км Северо-Кавказской железной дороги пролегает по южным районам России: от Азовского и Черного морей на западе до Каспийского — на востоке. Сегодня СКЖД выполняет задачи, которые трудно переоценить — обеспечивает выход грузопотоков на Российские черноморские порты, обслуживает пассажиров, направляющихся со всей России к побережью Черного моря. Так было не всегда. Строительство железной дороги начиналось на Северном Кавказе в далёком 1861 году, выход к Новороссийскому черноморскому порту и увеличение экспорта зерна значительно ускорили темпы её развития. Время становления и преобразования Северо-Кавказской железнодорожной магистрали проложено в трёх веках, насыщено триумфальными и трагическими событиями, кардинальными техническими перевооружениями, но главное, чем славен этот путь — трудовыми подвигами людей, посвятивших свою жизнь ответственной и почётной работе Трудовая деятельность Валерия Алексеевича Сазонова многие годы была и остаётся связанной с железнодорожным строительством. И не просто строительством, а с восстановлением полотна и всей железнодорожной инфраструктуры, разрушенной в Чеченской республике во время военных действий второй половины Понятно, что речь идёт о ненормированной напряженной и ответственной работе, постоянных длительных командировках, риске, преодолении бытовых и морально-психологических трудностей. Это понятно, но работа есть работа — никаких подвигов. Восхищает другое. Ничего из вышеперечисленных превратностей, никаких «наша служба и опасна, и трудна» не было даже упомянуто Валерием Алексеевичем в нашем разговоре. Насколько надо любить своё дело, осознавать его необходимость, полезность для людей, проникнуться чувством долга, чтобы так легко, с оптимизмом сегодня говорить: организация у нас полувоенная — мы форму носим, и поэтому для нас не бывает нереальных задач, бывают очень тяжелые, трудноисполнимые, но не выполнимых не бывает. В партию «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В.А. Сазонов вступил в Чечне, потому что увидел в то время пользу и эффективность общественно-политической работы для восстановления республики. Говорит, что из-за любознательности объездил много разных стран, а вот жить, кроме России, не смог бы нигде, потому что ценит настоящую дружбу и рыцарское отношение к женщине. Валерий Алексеевич отец двух дочерей и троих сыновей. Впрочем, об этом и многом другом по порядку. — Почему партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» сегодня не создаёт ячейки в крупных акционерных обществах? Думаю, это не правильно. Люди в первичных организациях для решения вопросов должны чаще собираться вместе. Например, если взять наше акционерное общество, где мы проводим большую часть своего времени. Я по месту жительства бываю очень редко. Считаю, что такое решение необходимо и будет оправданно. Я вступал в ряды «ЕДИНОЙ РОССИИ» тоже на рабочем месте, в Чеченской республике, когда курировал там восстановительные работы, попутно продвигая основные партийные идеи. — Валерий Алексеевич, Вы сторонник однопартийной политической системы?
— Я категорически против. В моём понимании партий должно быть две — только это может подстегнуть к здоровой конкуренции. Если их будет — Тем не менее, Вы вступили в лидирующую партию? — Я не состоял никогда ни в какой партии. Одной из причин было то, что мой отец — военный политработник, мама тоже была в коммунистической партии, и я с детства видел разницу между тем, что говорили с трибуны, и тем, что происходило на самом деле. В «ЕДИНУЮ РОССИЮ» вступил только потому, что партию возглавлял В.В. Путин, работая тогда в Чеченской республике, я видел перемены, видел, как решались вопросы. — Как сегодня, время на партийную работу остаётся? — Хожу на выборы, как член партии выполняю все поручения, но как человек старой формации считаю: если браться за дело, то надо отдавать все силы в этом направлении. Более тесно заниматься партийной деятельностью мне предложение поступало, но я пока очень занят на основной работе. У Джека Лондона есть рассказ «Мексиканец», в нём речь идёт о мальчике, который очень хотел помочь делу грядущей мексиканской революции. Ему сказали: «Бери тряпку, ведро — мой полы!», и он засучив рукава усердно принялся за дело. А когда для закупки оружия потребовались большие деньги, выиграл неравный бой на боксёрском ринге и заработал необходимую сумму. Считаю, что все решения в жизни человек должен принимать обдуманно, а если решение принято, то идти до конца. — Ваша основная деятельность, наверное, связана с постоянными разъездами? — Когда работал начальником участка в Чечне, конечно, жил там, принимал участие в казачьем ополчении. Мы тогда занимались восстановлением всей железнодорожной инфраструктуры: было отремонтировано порядка 6 тыс. кв. метров жилья, вокзалы, детские сады, школы, больницы, локомотивные и вагонные депо, мосты, подъездные автомобильные дороги. Строительство до сих пор не завершилось, сейчас направление идет на обеспечение централизованного управления с главного пульта, замену тепловозов электровозами. — По телевизору недавно показывали торжественное открытие высотного комплекса «Грозный-Сити»... Вы, как человек, непосредственно принимавший участие в восстановлении республики, как к этому относитесь? — Знаете, говорят, если бы «понты» светились, то на Северном Кавказе наступили бы «белые ночи». Я видел, как был разрушен этот город, там нет нормальных канализационных сетей, водопровода, очистных сооружений, и начинать, думаю, надо было именно с этого. На фоне того, что центр застроен — окраины не развиваются и всё это больше показуха. Да, дороги стали лучше, но только на моей памяти, например, дорогу из Гудермеса в Грозный делали шесть раз, а почему её сразу качественно не сделать? — Железная дорога таких казусов не испытывала? — На фоне этого «масштабного» строительства наша инфраструктура выглядит более чем скромно, но с нагрузкой справляется, и за качество проведённых нами работ мы несём полную ответственность. Сегодня приходится часто бывать в Дагестане, работаем над реализацией государственной Программы по обеспечению системами видеонаблюдения: прокладывается кабель по всей протяженности железной дороги, устанавливаются тепловизоры, камеры видеонаблюдения, пункты, где находятся охрана и оперативная выездная группа. Вообще, развитие железной дороги, а в преддверии Олимпиады в Сочи СКЖД особенно — одно из приоритетных направлений. На следующий год руководством ОАО «РЖД» поставлена задача по реализации Программы скоростного движения — доехать от Москвы до Адлера можно будет за 18 часов. — Помимо работы, чем увлекаетесь? — И по работе, и в силу своей любознательности много путешествовал, объездил весь Советский союз, проехал всю Европу и Ближний Восток. Знаете, там люди совсем другие...Мы похожи только тем, что у нас две руки, две ноги и одна голова — всё, на этом сходство заканчивается. Они живут другими мерками и мыслят по-другому. То, что приемлемо для них, мною не воспримется никогда. Если мужчина с женщиной идут в ресторан и договариваются, кто платить будет... — я от одного этого там жить бы не смог, не так воспитан. А брачный контракт? Если ты не доверяешь человеку, зачем ты с ним связываешь свою судьбу? Это наш российский вопрос. У них словно души нет, а в голове работает компьютер. Кажется, идет там человек по улице и считает: сколько пар обуви за год сносит, если он будет ходить с такой скоростью по такой дороге? Серьёзно. Нет, это не жизнь. Вот, например, проезжает мой друг мимо г. Ростова-на-Дону и ко мне не заехал, звонит, извиняется... Я говорю: «даже разговаривать с тобой не хочу, обидел ты меня...». А на Западе попробуйте без предупреждения в гости прийти... тебя не ждали... Восток — это тоже не наше, и вера другая, и всё другое. — Вы верующий человек? Если не хотите, можете не отвечать. — Я являюсь членом попечительского совета полкового Храма Азовской иконы Божией матери, сейчас участвую в строительстве Воскресной школы. — О чём мечтаете, какие планы строите на будущее? — Уеду в Крым и буду там жить, — смеётся Валерий Алексеевич, — потому что мой друг сказал: жизнь человеку даётся один раз, и прожить её надо в Крыму. Это шутка, конечно, человек не должен останавливаться. Завершу профессиональную деятельность, возможно, займусь партийной работой. Того, что я достиг в жизни, мне достаточно. Я человек реальный, и сколько бы ни зарабатывал на данный конкретный момент — мне всегда хватало и самому, и для друзей. — Наверное, Вы очень любите своих детей? — За любого своего ребенка жизнь отдам, но не балую. Дети хоть и не живут со мной, крутятся всё время рядом, а когда я говорю, что уеду в Крым — собираются ехать со мной. Мечта, ну что такое мечта? Я насмотрелся на людское горе и знаю, что нет ничего страшнее в этой жизни, чем когда дети уходят раньше родителей — это противоестественно и не многие могут выдержать, не сломаться. Поэтому главное, чтобы в России никогда не было войны и мои дети жили в нормальном цивилизованном обществе. * * * САЗОНОВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, заместитель начальника Дирекции по капитальному строительству Северо-Кавказской железной дороги, член партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» |