[№11 (36) ноябрь 2012] «Фортуна» всегда обращена лицом к автомобилистам28.11.2012
История одного из самых известных ростовских авторынков насчитывает около двадцати лет и начинается со дня, когда на улице Малиновского открылись шесть небольших павильонов с товарами для автолюбителей. Расположение нового автомобильного рынка оказалось настолько удачным, что, несмотря на все экономические бури и штормы, рынок выстоял и его площадь разрослась до восьми с половиной гектаров. Сегодня в Ростове и области нет, пожалуй, ни одного автолюбителя, который хоть раз не посетил бы «Фортуну», немало здесь бывает гостей со всего Северного Кавказа. И рынок всегда стремится оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру, «поворачивается лицом» к запросам покупателей и нуждам продавцов. В декабре этого года управляющая компания «Фортуна-Дон», которая занимается предоставлением мест торгующим на территории авторынка «Фортуна», отметит свое двухлетие. Сегодня на его территории располагаются более 200 торговых павильонов. Основной торговый оборот приходится на долю запасных частей (новых и б/у), автоматериалов, аксессуаров и комплектующих, а также подержанных автомобилей. Не секрет, что продажа и приобретение автомобиля – дело ответственное и важное как для продавца, так и для покупателя, поэтому большую роль играют условия, которые создает своим клиентам персонал рынка. АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ СИРОТА, возглавляющий компанию, находился у истоков создания авторынка, который был и остается одним из крупнейших на Юге России, поэтому как никто другой знает проблематику и специфику его работы. А главный секрет успеха работы авторынка видит в слаженной работе его коллектива. Текучести кадров здесь не наблюдается. Значительная часть сотрудников работает на «Фортуне» уже в течение многих лет. В беседе с корреспондентом «Парламентского вестника Дона» А.Д. Сирота отметил: – Если говорить о тенденциях развития законодательства, регулирующего деятельность розничных рынков, в частности, основного для нас 271-го федерального закона, то все участники рынка ощущают все более возрастающее влияние на этот процесс крупных игроков – компаний сетевой торговли. При оценке основных изменений в законодательстве видно, что они нацелены на систематизацию работы розничной торговли, повышение контроля за качеством предоставляемых услуг и деятельностью управляющих компаний. Рынки, по сути дела, должны стать крупными торговыми центрами. Несомненно, такие перспективы на первый взгляд кажутся привлекательными. Однако при более глубоком подходе выявляются и некоторые недостатки, связанные с невозможностью оперативного реагирования федерального законодательства на возникающие проблемы на местах в силу сложности и длительности законодательного процесса. К примеру, законодательно закрепленное требование запретить торговлю на розничных рынках вне капитальных строений с января 2013 года означает не только необходимость вложения значительных денежных средств в капитализацию строений, но и применительно к рынкам Юга России – отказ от привычных форм лоточной торговли. В этой связи целесообразной явилась бы дифференциация требований закона с учетом конкретного региона, так как климатические условия северных и южных районов нашей страны абсолютно несоизмеримы и могут оказывать существенное значение на порядок работы торговых предприятий на местах. Решение этой проблемы А. Сирота видит в делегировании части полномочий в решении вопросов организации розничных рынков субъектам федерации. При таком подходе региональные законодательные органы, прислушиваясь к пожеланиям местных ассоциаций и объединений, могли бы принимать решения, адаптированные к специфике конкретных рынков с учетом всех факторов, вплоть до их специализации, месторасположения и сезонных колебаний спроса-предложения. Есть в запрете на торговлю вне капитальных строений и иные минусы. Так, многие участники торгового процесса просто не смогут себе позволить павильонную торговлю. Это касается, прежде всего, мелких предпринимателей. А те участники, которые остаются на рынке, будучи вынуждены нести все более возрастающие расходы на организацию торгового процесса в соответствии с новыми требованиями, перекладывают часть этого беремени на покупателей, соразмерно увеличивая цены на свои товары. Первой реакцией на изменения в 271-м законе явилось существенное сокращение (почти на 50%!) общего числа розничных рынков. Многие из них стали уходить от названия «рынок», трансформироваться либо в торговые центры, либо в центры передвижной торговли, чтобы выйти из-под действия этого закона. В частности, встал вопрос о том, что делать с оптово-розничными торговцами, которые один раз в неделю приезжают на специальные площадки и торгуют с большегрузных автомобилей? Услугами таких продавцов сейчас активно пользуются как розничные, так и мелкооптовые покупатели (в том числе мелкие торговцы-предприниматели). На «Фортуне» эту проблему решили путем разделения территории рынка на два участка, на одном из которых работают капитальные павильоны розничной торговли, а на другом – некрытом – с нового года будет вестись нестационарная торговля в соответствии уже с другим законом (381-ФЗ). И те, кто много лет торгует с «большегрузов» (а точнее – со столов-палаток) сегодня на «Фортуне», завтра на «Алмазе», послезавтра – на аналогичных рынках Краснодара и т.п., не покинут «Фортуну». Это и есть их работа, они не хотят и не могут арендовать павильоны. Такой подход выгоден не только для них и управляющей рынком компании, но и для города, получающего от работы рынков существенный доход в виде налоговых отчислений. Еще одна проблема – требование закона иметь четкую план-схему рынка, которую при внесении малейших изменений необходимо заново согласовывать в целом ряде учреждений. О какой «гибкости рынка» тут можно говорить?! Александр Сирота убежден, что надлежащий порядок на рынках можно поддерживать, просто повсеместно добиваясь выполнения уже существующих норм и правил торговли, санитарии и оборудования торговых мест с учетом товарной специфики, а также осуществления строгого контроля за выполнением этих требований. И тогда и традиционные формы рынков можно было бы сохранить, и от «шанхаев» избавиться. Уход от традиционных российских форм торговли на розничных рынках к прозападным торговым центрам сетевой торговли не может оцениваться однозначно и быть проведен без ущерба для всех участников торгового процесса: рынка, продавцов и, конечно, покупателей. О том, что эти формы были и остались популярными среди населения, свидетельствует тот факт, что и сегодня на площадках «Фортуны» собираются продавцы и покупатели со всего Южного федерального округа: кто купить, кто продать, а кто и просто прицениться-поторговаться. Поэтому специалисты управляющей компании «Фортуна-Дон», действуя исключительно в рамках законов, прилагают все свои усилия, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы. Разделение рынка на два территориально смежных торговых предприятия позволит соблюсти и требования закона о дальнейшем упорядочении торговли, и сохранить старые добрые «ярмарочно-базарные» традиции. Это даст возможность и заработать продавцам, и приобрести качественные товары по доступным ценам покупателям. Потому что «Фортуна» всегда обращена лицом к автомобилистам! |