Компания работает на рынке услуг ЖКХ города Шахты и как управляющая компания с 2008 года. В управлении находятся 168 домов, жилой фонд весьма разнообразен. В основном это старые дома постройки 50-х годов с высокой степенью износа (не менее 50-60%). Этот фонд ранее принадлежал объединению «Ростовуголь». Сегодня это достаточно проблемный сектор.
— Первое, что я сделал, когда пришел в эту сферу деятельности, — вспоминает Александр Николаевич Короткий, — это обследовал жилой фонд и обратился с письмом в жилуправление городского хозяйства, где просил поставить в очередь на капитальный ремонт как минимум 60 единиц. Уже давно истекли сроки эксплуатации оборудования, электропроводки, инженерных коммуникаций и кровельных материалов, которыми оборудован этот фонд. Пока мы проводим работы за счет средств, оплачиваемых населением средствами содержания жилья, что позволяет, насколько это возможно, поддерживать дома в технически исправном состоянии: в каждую квартиру исправно поступают вода, газ, электроэнергия, тепло. За 2010 год по нашему жилому фонду было проведено работ на сумму 16 млн 665 тыс. руб. Было отремонтировано мягкой кровли 3700 кв. м., шиферной кровли 1000 кв. м., 35 подъездов общей площадью 8200 кв. м., цоколи общей площадью 1179 кв. м., места общего назначения общей площадью 1743 кв. м. Но без вливания средств господдержки нам не обойтись.
— Расскажите о работе «Веги» как управляющей компании. С какими проблемами приходится сталкиваться?
— В соответствии с действующим жилищным законодательством на нас возложены обязанности быть исполнителями коммунальных услуг. От имени и по поручению жильцов мы заключаем с поставщиками договоры на поставку ресурсов: воды, электроэнергии, газа, тепла. На сегодняшний день, в исполнение действующего законодательства, нами устанавливаются приборы учета, общая оснащенность ими жилого фонда на сегодняшний день составляет около 50%. Разумеется, в соответствии с требованиями 261-го закона до конца года мы совместно с собственниками жилья должны оборудовать приборами учета 100% всех наших домов. Здесь имеются определенные трудности как финансового, так и производственного характера. В частности, просчитывая затраты на установку общедомовых приборов учета только на тепло, мы столкнулись с тем, что это весьма дорогостоящая работа: одно изготовление проектно-сметной документации на обычный трехэтажный дом обходится в 50-70 тыс. руб. плюс приобретение прибора и его установка — еще порядка 100 тыс. руб. В соответствии с законодательством, для того, чтобы установить общедомовые приборы учета, жильцы должны протоколом общего собрания поручить мне или ресурсоснабжающим организациям выполнить это мероприятие. В этом же протоколе они должны своими подписями подтвердить, что они гарантируют оплату проведения этих работ. В настоящее время, проводя работу в этом направлении в своих домах, мы сталкиваемся с тем, что жильцы не хотят тратить собственные средства на установку общедомовых приборов.
— Многие управляющие компании высказывают опасения, что в нынешних реальных условиях рост долгов населения за потребленные ресурсы начнет приводить их к банкротству...
— Это очень серьезная проблема. В рамках 307-го постановления вся работа, связанная с начислением, оплатой коммунальных услуг, ложится на плечи управляющих компаний. В том числе и созданием абонентских служб, на что средства в тарифы на содержание жилья и текущий ремонт не заложены (а именно отсюда их и приходится брать). Ранее у всех «ресурсников» были свои абонентские отделы, работа которых заключалась в контроле, производстве расчетов за потребленные ресурсы, печатании квитанций, их доставке, приеме оплаты и работе по взыскиванию долгов с населения. В соответствии с 307-м постановлением эта работа теперь должна производиться за счет управляющих компаний. Руководитель Шахтинского филиала «Донэнергосбыт» нас уже предупредил, что с первого апреля сего года он прекращает съем показаний по квартирам жилых домов. Значит, теперь управляющим компаниям необходимо организовывать собственные абонентские отделы на собственные средства. А ведь долю от тарифа, которая «сидела» в оплате, получаемой «ресурсниками» на содержание абонентских служб и расчетных центров, управляющим компаниям никто не передал.
— Предусматривает ли какие-либо пути решения проблемы законодательство?
— Если Вы внимательно прочтете Жилищный кодекс и 307-е постановление, то увидите, что они написаны не столько для управляющих компаний, но прежде всего для собственников жилья. Правда, написаны сложно, изобилуют формулами, и многие не хотят затруднять себя их изучением. А ведь ответственность, в том числе и материальная, законом возлагается именно на собственников жилья, управляющие компании выступают только в качестве условного посредника между ресурсниками и интересами собственников жилья. С другой стороны, механизм взыскания задолженностей с собственников жилья и ограничения подачи коммунальных ресурсов за долги жителям многоквартирных домов весьма сложен, громоздок, неудобен, и недаром все мои коллеги, руководители управляющих компаний, ожидают изменений и дополнений к 307-му постановлению, с помощью которых законодатель предоставил бы более удобную схему ограничения подачи коммунальных ресурсов неплательщикам. Представляется также важной разъяснительная работа в средствах массовой информации, которая позволила бы объяснить населению, что неверно во всем винить управляющие компании. Ведь они не могут сегодня нести ответственность за все, что в свое время недовложили в капитальный ремонт старого жилого фонда его прежние собственники: и государственные, и федеральные, и ведомственные структуры... Поэтому нужно модернизировать законодательную базу, предусмотрев более эффективные и справедливые рычаги воздействия. Например, у меня на сегодняшний день из-за не-оплаты населением коммунальных ресурсов в арбитражном суде находятся восемь дел на общую сумму более 900 тыс. руб. В постановлении должен быть предусмотрен механизм защиты тех жильцов, которые аккуратно платят коммунальные платежи. Ведь из-за того, что я обязан своевременно отдать деньги поставщикам ресурсов, приходится забирать средства, отложенные на производство ремонтов и «перекрывать» ими долги неплательщиков.
— Как же защитить управляющие компании?
— Один из вариантов защиты управляющих компаний — вернуться к уже опробованной схеме и разрешить каждому «ресурснику» быть поставщиком своего ресурса по прямым договорам с населением. Кстати, администрацией города Шахты был предложен временный компромиссный вариант, когда «ресурсники» после консультаций в администрации дали добро на то, что они свою составляющую в плане содержания РКЦ берут на себя, причем за счет собственной прибыли. Правда, таких организаций всего три, но это уже прогресс и свидетельствует о готовности поставщиков ресурсов идти навстречу управляющим компаниям. Однако, это положение носит временный характер и проблема защиты управляющих компаний должна решаться на законодательном уровне.