[№3 (75) март 2015] Донские компании закупают импортное сырье за рубли27.03.2015
Среди глобальных новостей от общественного внимания ускользают события на первый взгляд будничные, но о многом говорящие. Донские предприниматели первыми в стране смогли перевести внешнеторговые расчеты в рублях с Францией. Для начала не со всей страной, конечно, а с крупной французской компанией Limagrain. ДЛЯ СВЕДЕНИЯLIMAGRAIN – семенная компания, которая является признанным лидером в Европе и мире. Основа бизнеса LIMAGRAIN – селекция сельскохозяйственных культур. Контроль всех процессов – от исследований до сбыта – позволяет получать высококачественные семена, которые соответствуют требованиям потребителей. LIMAGRAIN продает свою продукцию более чем в 50-ти странах через свои филиалы и партнеров-дистрибьюторов. С 2009 года открылись филиалы в Украине и России, которые представляют семена полевых культур LG и Nickerson. Торговая марка LG является исторической и стратегической для подсолнечника, кукурузы и рапса. Nickerson является торговой маркой группы LIMAGRAIN, олицетворяющей зерновые и бобовые культуры в Европе. Ведущий бренд в Европе по пшенице и ячменю. Limagrain была первой селекционной компанией, которая вывела на российский рынок гибриды подсолнечника, устойчивые к семи расам заразихи, и сегодня сохраняет лидерство в этом сегменте. Стоит отметить, что появление резистентных к заразихе гибридов подсолнечника во многом способствовало сохранению лидерства по экспорту подсолнечного масла за Ростовской областью. В этом и лежит причина невозможности полного отказа от импорта таких семян. Импортозамещение продукции Limagrain пока невозможно ввиду некоторых особенностей селекционного процесса за рубежом. Так, например, специалисты Limagrain уже давно применяют технологию «молекулярных маркеров», позволяющую эффективно производить подбор и идентификацию родительских форм, на основе которых получают новые селекционные популяции, что до сих пор остается ключевым моментом для большинства селекционеров. Применение статистических подходов в дополнение к молекулярно-генетическим позволяет не только упростить и систематизировать подбор родительских пар, но и существенно удешевить саму оценку селекционно значимого материала. Применение самых современных селекционных технологий в сочетании с десятками научных станций по всему миру позволяет им за год проходить путь, на который отечественные селекционеры вынуждены тратить семь и более лет. В настоящее время в России интерес к молекулярно-генетическим технологиям в селекции растений увеличивается, но пока еще недостаточно развито практическое применение. Таким образом, новые расы заразихи потенциально могут появляться быстрее, чем отечественные селекционеры будут выпускать новые гибриды подсолнечника. При этом перед донской экономикой стоят непростые задачи, экспорт подсолнечного масла отвечает современным требованиям «несырьевой экономики» ввиду того, что переработка семян в масло проводится на территории нашей области, приносит значительную часть налоговых поступлений и рабочих мест (с учетом мультипликатора для смежных производств). Однако целью импортозамещения является не только создание новых производств, но и снижение влияния курсов евро и доллара на себестоимость продукции. Такой логичный, но фантастический вывод созрел сам собой – нужно закупать незаменимое импортное сырье за рубли. Не спешите рассказывать нам о том, что смешно говорить с серьезными компаниями на такие темы. Мы уже знаем, что не смешно. И можно не только переговоры проводить, но и контракт заключить. Примерно 25 процентов всего российского импорта Limagrain осуществляет ростовская компания ЗАО «БиоАгроСервис». Именно эта компания и смогла заключить контракт на закупку во Франции у компании Limagrain Europe семян за рубли. О том, что переговоры были непростыми, можно судить по их результатам: Limagrain Europe открыл во Франции в банке Societe Generale валютный (с точки зрения французов) счет в рублях, а ЗАО «БиоАгроСервис» при подписании контракта, в качестве гарантий его дальнейшего исполнения, предоставил безотзывный аккредитив в ОАО «Сбербанк России» (г. Новочеркасск) на сумму 100 миллионов рублей, покрывающий часть суммы сделки по контракту. Таким образом, первые практические шаги по переводу международных расчетов в рубли сделаны донскими предпринимателями. ДЛЯ СВЕДЕНИЯЗаразиха (Orobanche сumana) – это растение-паразит, развивающееся на корнях пораженных растений подсолнечника и лишающее его необходимых питательных веществ и влаги на протяжении всего периода вегетации, а также отравляющее его продуктами своей жизнедеятельности. В благоприятных условиях на неустойчивых гибридах потери урожая могут составить 100 процентов, при этом растения подсолнечника даже не успевают войти в стадию цветения. Одно растение заразихи образует до 50 тысяч семян, которые сохраняют всхожесть в почве на протяжении 20 лет. Сопряженная эволюция паразита и хозяина приводит к появлению новых рас заразихи, способных преодолевать иммунитет устойчивых гибридов. В ходе сортообновления неизбежно появляются новые расы, приспосабливающиеся к новым генотипам хозяина. Сегодня в мире известны следующие расы заразихи: A, B, C, D, E, F и два новейших биотипа G и H. Раса В появилась почти 100 лет назад. Следующий этап в развитии паразита начался в 1960 году. Сегодня новые расы заразихи появляются каждые четыре-пять лет. Проблема заразихи существует во всем мире. Только в странах Европы, где площади, занятые подсолнечником, составили в 2012 году около 18 млн га, 70 процентов посевов (12 млн га) были поражены заразихой. В России вместе с расширением посевных площадей подсолнечника растет и доля полей, пораженных новыми расами заразихи (F / F+). Особо агрессивные расы заразихи встречаются в Ростовской и Волгоградской областях, а также на юге Оренбургской области. ЗАО «БиоАгроСервис» – профессиональная дистрибьюторская компания, специализирующаяся на оптовых поставках семян кукурузы и подсолнечника Limagrain, Syngenta, Pioneer, средств химической защиты растений BASF, Syngenta, DuPont, ФМ-Рус. Имеет четыре структурных подразделения в Ростовской области и три 100-процентные дочерние компании: ООО «Миллеровоагрохимсервис» – оптовая торговля удобрениями; ООО «СпецТрансАвто» – перевозка опасных грузов сельхозназначения; ООО «Садовод» – выращивание яблок, слив и полигон демонстрации садовых препаратов. Основные клиенты – компании, торгующие семенами (большей частью реализующие Limagrain), фермерские хозяйства и сельхозтоваропроизводители среднего размера. |