С 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Внедрение этого закона не на шутку волнует российских сельхозтоваропроизводителей, ведь с реализацией этого закона их затраты возрастают — они должны оплатить половину страховки, а это, поверьте, немалая сумма, и при этом полученные субсидии, которые обещает дать государство, покроют лишь треть затраченных средств на страхование. Действительно, российский агропромышленный комплекс стоит на пороге больших перемен, только вопрос о том, к чему они приведут, остается открытым... В связи с этим мы постарались выяснить, что думают об этом обе стороны — представители страховых компаний и непосредственно сельхозтоваропроизводители, и какую позицию занимают донские законодатели и Минсельхоз области.
Воспоминания живы
Все мы помним лето 2010 года, которое как раз и выявило очень низкий уровень эффективности действующей системы сельскохозяйственного страхования. Как оказалось, большая часть посевных площадей вообще не была застрахована. Только немногие хозяйства прибегли к страхованию, однако лишь единицам удалось получить страховое возмещение.
С целью предотвращения в будущем подобной катастрофической ситуации 25 июля 2011 года был принят Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который вступит в силу 1 января 2012 года. Президент России Дмитрий Медведев, выступая летом 2011 года на совещании в Мичуринске, посвященном перспективам урожая и текущей ситуации на зерновом рынке, а также на встрече с работниками агропромышленного комплекса Кубани, разъяснил аграриям необходимость подписания данного закона.
— Я подписал закон, — сказал он, — который должен будет по сути внедрить институт страхования в жизнь села, в жизнь аграрного производителя. Надеюсь, этот закон будет работать, потому что до настоящего времени страхование в нашей стране в аграрном секторе практически не развивалось, и для нас это имело очень большие проблемы и последствия... Но главное, конечно, повышение конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей. А этого можно достичь только системой мер.
Все прекрасно понимают, что за цифрами обработанных земель, намолоченных тонн стоит тяжелый крестьянский труд, даже в период современной механизации, тем более что предыдущий год стал реальным испытанием для нашего аграрного комплекса. Лето 2010 года показало полную несостоятельность существующей системы сельскохозяйственного страхования. На борьбу с последствиями происшедшего из федерального бюджета было выделено 35 млрд рублей и из региональных бюджетов 11 млрд рублей, в то время как суммарные выплаты страховщиков были равны лишь 7,7 млрд рублей. А уровень выплат в сельскохозяйственном страховании с господдержкой составил всего лишь 72,6 процентов (хотя должны были превысить стопроцентный рубеж). В результате Россия практически потеряла треть урожая — до 30 млн тонн, и Правительство РФ вынуждено было приостановить экспорт зерна. До сих пор все помнят, каким шоком для сельхозтоваропроизводителей явился соответствующий Указ Президента России. Однако, несмотря на это, на государственном уровне в экстренном порядке продолжались приниматься решения об оказании дополнительной финансовой помощи сельхозпроизводителям, которые оказались в сложных условиях. Общий объем вливаний составил в то время порядка 70 млрд рублей, а это более половины того, что Россия ежегодно тратит на поддержку отрасли в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства.
— Конечно, мы и дальше будем поддерживать аграриев, которые могут попасть в трудную ситуацию. Тем не менее, федеральные средства должны расходоваться максимально эффективно и иметь конечной целью развитие отрасли, — заявил Президент. — А риски — включая погодные аномалии, неурожай — нужно страховать, как это делается во всем мире.
— Нам всем нужно научиться работать цивилизованно, — призвал глава государства, — и в этой ситуации уже ждать компенсации не от государства, а от страховой компании.
Он также выразил уверенность, что аграрные компании «не придется подталкивать к страхованию» при посильных взносах и надежных гарантиях страховщиков, ведь от грамотной страховой политики в сельскохозяйственной сфере зависит очень многое. По его мнению, это один из ключевых механизмов, который способен обеспечить конкурентоспособность российской сельхозпродукции на внутреннем рынке и, соответственно, на внешнем.
Применительно к донскому краю
Но нас, донских жителей, больше интересует судьба сельскохозяйственной отрасли Ростовской области. Что принесет новый закон донским аграриям? Станут ли они больше доверять страховщикам? Какие выводы сделали и те, и другие после событий 2010 года? С какими трудностями в законодательстве они столкнулись?
— Сельскохозяйственным товаропроизводителям Ростовской области на возмещение части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений из средств федерального и областного бюджетов в 2010 году фактически было направлено в сумме 91,4 млн рублей, — пояснил Николай Беляев, первый заместитель Председателя областного Законодательного Собрания — председатель комитета по аграрной политике. — В 2011 году на страхование урожая сельскохозяйственных культур из всех уровней бюджета предусмотрено 202,8 млн рублей. Согласно проекта областного закона «Об областном бюджете на 2012 год и на 2013 и 2014 годов», принятого Законодательным Собранием Ростовской области в первом чтении, на вышеуказанные цели из областного бюджета планируется направить средства в размере 12,1 млн рублей. Но с учетом средств федерального бюджета, которые будут определены после подписания соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Ростовской области по результатам конкурсов на получение средств федерального бюджета в 2012 году на эти цели будет предусмотрено более 200 млн рублей.
— Программа финансирования государством подобных мероприятий имеет как своих сторонников, так и противников, — отметил Николай Беляев. — На практике как сельхозпредприятия, так и страховые компании столкнулись с целым рядом трудностей в применении законодательства в этой сфере. Особенно это проявилось в период засухи 2010 года, когда многие сельхозпроизводители понесли убытки, а также в ходе реализации мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории нашей области, повлекшее за собой значительный забой и уничтожение зараженного свинопоголовья. На поверку выяснилось, что в стране нет эффективной системы страхования сельхозрисков.
О новациях 260-ФЗ минсельхоз и законодатели ростовской области
260-ФЗ призван изменить ситуацию 2010 года. Каким образом? Чем же отличается новый закон от своей старой редакции?
— Новый закон об агростраховании можно назвать одним из шагов на пути развития мотивации к страхованию сельхозпроизводства и стимулом для модернизации отрасли. Принятый закон предусматривает и новую схему финансирования. Аграрии оплачивают только 50 процентов страховой премии, а оставшиеся 50 процентов будут перечисляться непосредственно страховщикам из бюджета. Правительство Ростовской области считает, что это позволит сократить дефицит свободных оборотных средств у селян, чтобы своевременно направлять их на приобретение ГСМ, семян, минеральных удобрений, запасных частей для сельхозтехники, — уточнил министр сельского хозяйства Ростовской области Вячеслав Василенко.
Кроме того, по данным специалистов областного Минсельхоза, Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования...» расширяет перечень объектов сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой и включает теперь страхование не только урожая, но и животных. Также в законе значительно расширен перечень рисков по страхованию сельхозкультур. Точнее, расширен сам перечень опасных природных явлений. К ранее действовавшему перечню (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, землетрясение, лавина, сель,) добавились такие риски, как ураганный ветер, ледяная корка и природный пожар. Кроме этого, добавлены также риски проникновения или распространения вредных организмов (если такие события носят эпифитотический характер) и нарушения снабжения электрической, тепловой энергией и водой в результате стихийных бедствий.
Несмотря на то, что закон вступает в силу с 1 января 2012 года, положения, касающиеся оказания государственной поддержки по договорам сельскохозяйственного страхования в отношении сельскохозяйственных животных, будут применяться только с 1 января 2013 года.
— Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования...» является важным шагом на пути минимизации рисков производства и возмещения материальных потерь товаропроизводителя, — считает председатель комитета по аграрной политике Николай Беляев. — Данным Федеральным законом предусматривается значительное число новаций, которые в своей совокупности позволяют эффективно организовать процесс сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, которая будет осуществляться в форме перечисления страховщику уполномоченным органом 50 процентов от начисленной страховой премии за счет средств федерального бюджета по договору сельскохозяйственного страхования.
В свою очередь, органы государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий за счет средств бюджетов субъектов РФ вправе дополнительно устанавливать формы и пределы поддержки сельхозтоваропроизводителям сверх господдержки, предусмотренной за счет средств из федерального бюджета. Источники финансирования и порядок предоставления указанной поддержки субъекта РФ определяются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Новым законом предусматривается создание комплексной системы правоотношений, направленной на снижение финансового бремени для государства в части возмещения затрат на ликвидацию последствий страховых событий, возможности эффективной реализации государственной политики в области развития сельского хозяйства в РФ путем закрепления приоритетных направлений сельхозстрахования в плане сельхозстрахования, создания экономических основ для эффективной реализации собственно страховых отношений, создания системы мотивации сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров страхования, недопущения злоупотребления как со стороны страховщиков, так и со стороны страхователей.
Планом сельхозстрахования определяется необходимый расчетный размер средств федерального бюджета, выделяемый на финансирование расходов уполномоченного органа по оплате части начисленной страховой премии по договорам сельхозстрахования на следующий плановый год и два последующих года.
Страхование осуществляется по риску утраты (гибели) сельскохозяйственных культур и гибели (падежа), вынужденного убоя сельскохозяйственных животных. При этом утрата (гибель) сельскохозяйственных культур определяется как недобор более пятидесяти процентов урожая озимых сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений и более 35 процентов урожая яровых сельскохозяйственных культур на всей площади посева (посадки) сельскохозяйственной культуры или многолетних насаждений от плановых объемов, предусмотренных в договоре сельскохозяйственного страхования, в результате наступления страхового события.
Таким образом, предполагается весьма существенная демократизация отношений в области сельскохозяйственного страхования. Финансовые средства в размере 50 процентов от начисленной страховой премии перечисляются уполномоченным органом власти страховщикам, осуществляющим сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой. Страховщиками могут являться лишь те страховые организации, которые являются членами соответствующего профессионального объединения страховщиков, правовая основа деятельности которого сформирована по подобию организации соответствующих механизмов при реализации ОСАГО. Профессиональное объединение страховщиков, помимо функций саморегулирования, выполняет еще и функции поддержания платежеспособности всей системы в случае банкротства одного из страховщиков.
Предлагаемая схема организации сельхозстрахования позволяет дополнительно формировать значительные финансовые ресурсы на случай утраты (гибели) сельскохозяйственных культур при возникновении чрезвычайных ситуаций. Так, предлагается создать специальный фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций, за счет которого будут осуществляться выплаты в случае наступления значительных убытков в случае наступления чрезвычайных ситуаций. Фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций формируется за счет перечисления страховщиками 10 процентов от полученной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования.
Порядок формирования и расходования средств фонда возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций определяется профессиональным объединением страховщиков с учетом требований действующего законодательства и настоящего Федерального закона.
Использование средств сельхозстрахования также строго регламентируется. Законом устанавливаются прозрачные и ясные процедуры уплаты страховой премии, контроля за ее уплатой, регулируются отдельные специальные вопросы в рамках договорных отношений, создается эффективная система обеспечения баланса интересов всех субъектов и участников сельхозстрахования с государственной поддержкой, регламентируется процесс урегулирования убытков.
— В целом сочетание эффективных механизмов частно-государственного партнерства и жесткого государственного контроля на всех этапах реализации сельхозстрахования позволит в течение нескольких лет создать одну из самых эффективных систем страхования сельскохозяйственных рисков в мире. Но нам для этого как на федеральном, так и на областном уровнях предстоит разработать и принять целый ряд подзаконных актов, предусмотренных законом, в целях его успешного применения на практике, — подвел итог Николай Беляев.
Страховщики — сторона заинтересованная
Выяснив позицию представителей донской власти, обратимся к мнениям страховщиков (пожалуй, одной из самых заинтересованных сторон нового закона). Ведь как отмечают эксперты, эффективность страхования сельскохозяйственных рисков на территории Ростовской области в последние годы, к сожалению, остается на достаточно низком уровне. Ими назван целый ряд негативных причин. В частности, предлагаемые сейчас на рынке страховых услуг программы страхования сельскохозяйственных рисков по многим параметрам не устраивают потребителя. Основная проблема кроется в высокой стоимости таких услуг, с одной стороны, и в дефиците свободных оборотных средств у сельхозтоваропроизводителей, с другой. Кроме того, в соответствии с требованиями законодательства, договоры страхования должны быть заключены до окончания сева — в период, когда все ресурсы уходят на приобретение топлива, минеральных удобрений, семян и зарплату. А выдача кредитов под залог будущего урожая вообще является высокорисковой операцией для кредитных организаций. Вот почему сельхозтоваропроизводитель зачастую не может получить кредит для проведения посевных работ и страхования будущего урожая. При всем этом не стоит забывать о низком уровне доступности к информации сельхозтоваропроизводителей, связанном со спецификой сельской жизни.
Итак, что же о нововведениях 206-ФЗ думают страховщики?
Леонид Голованов, руководитель управления страхования аграрных и природных рисков ОАО СК «РОСНО», считает, что «принятие этого закона вполне оправдано, своевременно и необходимо. В России обязательное сельхозстрахование отсутствует, однако государство, учитывая важность развития аграрного сектора, оказывает поддержку АПК, выделяет субсидии и дотации. В июле 2011 года Президент РФ подписал закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон „О развитии сельского хозяйства“. Законодательные нововведения позволят снизить финансовую нагрузку на аграриев, которые смогут оплачивать только часть страховых премий по договору страхования. Вторую часть перечисляет на расчетный счет страховщика уполномоченный орган субъекта РФ из бюджетных средств в размере 50 процентов от начисленной страховой премии по договору страхования на основании заявления сельхозпроизводителя. Также, по новому закону, выделение средств на поддержку других направлений сельхозпроизводства может зависеть от наличия у аграриев страховки. Таким образом, в 2012 году сельхозпроизводители смогут страховаться на новых, более интересных для них условиях, что вполне вероятно приведет к увеличению объемов сельхозстрахования».
Николай Леонидов, руководитель дирекции страхования предприятий АПК Ростовского филиала СОАО «ВСК», предполагает, что говорить о том, как повлияет закон на объемы сельхозстрахования, пока еще рано: «В новом законе 30 процентов потерь будут признаваться страховым случаем, а, по мнению руководителей, которые занимаются производством зерна, для нашего региона это является завышенной планкой».
Ирина Волынец, заместитель директора филиала ЗАО «МАКС» в г. Ростове-на-Дону, уверена, что «с принятием нового закона была поставлена задача обеспечивать 80-90 процентов покрытия посевных площадей страхованием. На наш взгляд, вероятность того, что эта задача будет решена, невелика, поскольку принятый закон содержит ряд недостатков. В частности, на сегодняшний день, при кредитовании, сельхозтоваропроизводители в качестве залогового обеспечения активно предлагают будущий урожай сельскохозяйственных культур. Банки, в свою очередь, готовы брать в качестве залогового обеспечения будущий урожай при условии обязательного страхования посевов по рискам гибель (утрата) и повреждение (недобор). Таким образом, существует вероятность того, что банки не будут принимать страховую защиту залогового обеспечения только по катастрофическим рискам (гибель), как предусмотрено в Федеральном законе № 260-ФЗ, что вынудит сельхозтоваропроизводителей дополнительно страховать риски за отдельную плату, и может повлиять на их финансовое состояние».
Без сомнения, степень доверия страхователей к страховой компании во многом зависит от того, насколько добросовестно страховщик выполняет свои обязательства по договорам страхования, от репутации страховщика на страховом рынке. В частности, за 2010 год компания «РОСНО» выплатила по договорам агрострахования около 320 млн рублей — причем максимально оперативно, и в 2011 году наблюдается значительный рост спроса на агрострахование. За текущий период 2011 года количество заключенных СК «РОСНО» договоров в рамках агрострахования выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно втрое. Леонид Голованов уверен, что во многом это и результат того, что в сложном, богатом на страховые случаи 2010 году РОСНО традиционно вела честную выплатную политику.
В свою очередь, Николай Леонидов, представитель Ростовского филиала СОАО «ВСК», уверен, что доверие сельхозтоваропроизводителей возрастет, ведь в новом законе определены 22 страховые компании, в этом списке есть и Страховой дом «ВСК». Серьезные выплаты по сельскохозяйственным рискам у компании были в 2010 году из-за неурожая, однако они не отразились серьезным образом на финансовой составляющей компании «ВСК». Доверие со стороны сельхозтоваропроизводителей, безусловно, нужно завоевывать, этому будет способствовать серьезный подбор страховщиков и договор по страхованию урожая, который согласно требованиям нового закона будет единым для всех страховых компаний, что предотвратит, по мнению Николая Леонидова, использование уловок со стороны страховщиков.
Как считает представитель страховой компании «МАКС» Ирина Волынец, 260-ФЗ будет ориентирован, в первую очередь, на защиту интересов сельхозтоваропроизводителей и позволит, как минимум, избавиться от разного рода «псевдострахования», когда единственной целью страхователя (а зачастую и страховщика) было получение субсидий из бюджета. Это приводило к нецелевому использованию бюджетных средств, направляемых на поддержку сельхозтоваропроизводителей, и невыполнению обязательств некоторых страховщиков по реально произошедшим страховым событиям. Закон станет реальным экономическим механизмом защиты сельхозтоваропроизводителей от непогодных условий, болезней и прочих негативных факторов, тем самым повысит устойчивость предприятий АПК.
Позиция сельхозпроизводителей: кабальные или все же приемлемые условия 260-ФЗ?
Страховщики, понятно, сторона заинтересованная, однако наиболее интересно, что же о новом законе думают сами сельхозтоваропроизводители. Итак, приводим их мнения...
Иван Мордак, председатель СПК «Родина», председатель Совета депутатов Кагальницкого района:
— Мы не сторонники агрострахования. Для нас это невыгодно. Скажу прямо — для сельхозпроизводителей это кабала, и те расчеты, которые предлагают, категорически нас не устраивают. Получается, что если хозяйство не участвует в страховании, то не получает поддержки в виде субсидий от государства. Субсидий в год мы можем получить 2,5-3 млн рублей, а на агрострахование расходы составляют порядка 10 млн рублей в год. Чувствуете разницу?!
Многие моменты в 260-ФЗ требуют обсуждения и доработки, и в первую очередь должны быть учтены интересы сельхозтоваропроизводителей. Хотя вы сами прекрасно понимаете, что доказать наличие сельскохозяйственных рисков практически невозможно, а цена страхования при существующих условиях составляет порядка 50 процентов стоимости урожая. Естественно, любому сельхозпроизводителю это невыгодно.
Позиция страховщиков вполне понятна: они — сторона заинтересованная. Однако для них первостепенно и важно заработать, а не помочь сельхозтоваропроизводителям, к сожалению...
Григорий Коновалов, глава КФХ Кагальницкого района:
— Аграрии Дона продолжают выживать. Об этом можно судить даже по одной позиции — выращивание подсолнечника. Для того чтобы получить субсидии, севооборот подсолнечника должен составлять не более 15 процентов. Но это нереальная цифра, потому что ни одно хозяйство области не соответствует данному критерию. В основном севооборот подсолнечника в хозяйствах насчитывает более 40 процентов. Это первое.
Второе — за последние годы в связи с природными аномалиями показатели качества семян подсолнечника заметно снизились, особенно содержание масла, которое должно достигать 44 процентов, а в этом году не достигает даже 40 процентов. Урожайность в этом году колеблется от 5 до 20 центнеров с гектара. В то же время как для получения субсидий необходимо иметь урожайность не ниже 18-20 центнеров с гектара. И снова — это не представляется возможным для многих сельхозтоваропроизводителей.
Третье — парк сельхозтехники во многих хозяйствах изношен до предела (к примеру, зерноуборочные комбайны имеют год выпуска до 1990 года) и, соответственно, имеет колоссальную энергозатратность. Да, можно приобрести новую технику по лизингу, но для многих просто нет смысла. Почему? Представьте, если стоимость трактора «Беларусь» составляет порядка 600 тысяч рублей, а по лизингу его цена взлетает до миллиона рублей. Я уже не говорю о более мощной сельскохозяйственной технике отечественного или импортного производства. И вы сами без особого труда можете ответить на вопрос: по силам ли это сельхозтоваропроизводителям большинства средних и мелких хозяйств области?!
Цена на ГСМ на сегодняшний день составляет 27 рублей 40 копеек (за один литр дизтоплива). Субсидии получить можно, но вы не представляете, сколько времени и сил отнимает эта «волокита». Вопрос один: когда нам заниматься этим?!
И в заключение хотелось бы сказать о ценах на сельхозпродукцию. Ни для кого не секрет, что их диктуют монополисты, такие как «Астон» и «Юг Руси». Сравните: если в прошлом году цена за килограмм подсолнечника доходила до 20 рублей, то в этом — всего 10-12 рублей. В то время как килограмм качественных семян подсолнечника стоит уже более 500 рублей. Для небольших КФХ это соотношение нереально. Поэтому число мелких хозяйств в области, попадая в финансовую кабалу, катастрофически уменьшается.
Более благоприятная ситуация для сельхозпроизводителей складывается в таких районах, как Кагальницкий, Зерноградский, Целинский, Азовский, а что говорить о северо-востоке области?! Там ситуация намного хуже. Поэтому выводы о развитии, модернизации и мерах государственной поддержки аграриев Ростовской области делайте сами...
Андрей Перелыгин, председатель Совета учредителей компании «Донсельхозводстрой»:
— Считаю, что, по сути дела, система страхования сельского хозяйства остается на низком уровне, а если конкретнее, то на уровне обычного сбора денег. Фактов стабильных страховых выплат сельхозтоваропроизводителям практически нет, поэтому по мере реализации Федерального закона будем смотреть, выгодно ли нам это или нет.
Николай Бережной, директор ООО «Черкасское»:
— Хочется, чтобы этот закон действительно стал реальной помощью для сельхозтоваропроизводителей. Крупным агрохолдингам, имеющих инвесторов, может и выгодно заниматься сельским хозяйством, а мелким хозяйствам — нет. Ситуация и в ближайшем будущем, думаю, не изменится кардинально.
Алексей Лагошин, генеральный директор ООО «Агрохим-Авиа», главный акционер ОАО «Малоорловское» Мартыновского района:
— Сегодня реальная проблема российских сельхозтоваропроизводителей заключается в отсутствии собственных средств. Они вынуждены постоянно кредитоваться в банках, и все для того, чтобы жить дальше, содержать себя и своих работников. А чтобы застраховать свои сельхозриски, им снова придется использовать кредитные средства. Исходя из всего этого, вы и сами можете ответить на вопрос: охотно ли на это пойдут аграрии?
Другой вопрос: выгодны ли для них условия 260-ФЗ? Думаю, что это каждый для себя будет решать сам. С одной стороны, получение субсидий является весомой помощью для сельхозтоваропроизводителей и страховать риски, помня условия, которые сложились в 2010 году, необходимо, но с другой — доказать наличие сельхозрисков достаточно сложно (для этого берется средняя цифра урожайности за последние пять лет). При этом нельзя не учитывать тот факт, что застраховаться стоит немалых средств. Именно эти обстоятельства останавливают многих аграриев и ставят их перед дилеммой: доверять новому закону или обойтись своими силами и средствами. А самым весомым аргументом является то, что сельское хозяйство в России, к сожалению, продолжает оставаться одной из самых нестабильных сфер деятельности...
Заключение
Исходя из всего вышесказанного, нельзя однозначно утверждать, что нововведения 260-ФЗ благоприятно скажутся на развитии отечественного сельского хозяйства. Да, политика Правительства Ростовской области и областного Законодательного Собрания, впрочем, как и политика Правительства РФ, направлена на переход от прямого возмещения убытков из бюджетов различных уровней к защите урожая посредством сельхозстрахования. Планируется, что это, безусловно, приведет к более эффективному использованию бюджетных средств и направлению их на возмещение затрат по тем или иным направлениям. Не секрет, что только при условии реальной государственной поддержки возможно достичь равновесия между спросом и предложением в области страхования сельскохозяйственных рисков.
Однако у экспертов все же есть сомнения. Некоторые считают, что в проигрыше окажутся все: и сельхозпроизводители, и страховые компании, и государство, и экономика в целом. Почему? Среди основных недостатков ими называются ограничения, касающиеся отсутствия стимулов у сельхозпроизводителей заключать договор страхования, как и повышать уровень производительности аграрных хозяйств, а также финансовая несбалансированность системы и невысокое качество страховой защиты, включая коррумпированность и непрозрачность самой системы страхования. Последним фактором аналитики называют по-прежнему низкий уровень развития инфраструктуры.
Каков же выход? Что может сгладить противоречия и стабилизировать ситуацию? Грамотная политика сельскохозяйственного страхования с определенным процентом господдержки, основанная на принципах добровольности, заинтересованности и стимулирования сельхозтоваропроизводителя, обеспечение последним равного доступа к получению субсидий, а также прозрачность и отлаженность самой системы, как и создание надежной системы страховой защиты и обязательное проведение независимой экспертизы. Говоря проще, государство должно защищать интересы прежде всего сельхозтоваропроизводителей, а это, к сожалению, до сих пор остается под большим сомнением... И прямое доказательство тому — 260-ФЗ.