«Потребительская культура населения, к сожалению, оставляет желать лучшего»На этот раз в беседе с начальником управления потребительского рынка товаров и услуг Министерства экономического развития Ростовской области Андреем Николаевичем Ивановым мы коснулись вопросов деятельности ассоциаций, объединяющих производителей, и проблем, выявленных в результате проводимых экспертиз в рамках областной целевой программы «Защита прав потребителей Ростовской области на 2008 — 2010 годы». — Андрей Николаевич, как Вы относитесь к деятельности таких ассоциаций, как, например, «Донптицевод»? Насколько реальна их помощь сельхозпроизводителям? — К деятельности ассоциаций подобного рода я в целом отношусь положительно. Их деятельность не противоречит принятому в прошлом году закону о торговле. Объединение производителей позволяет им оперативно реагировать в той или иной ситуации при возникновении каких-либо дестабилизирующих факторов. Сельхозпроизводителям в этом достаточно сложном для себя году путем заключения таких соглашений удается сдерживать необоснованный рост цен на сельхозпродукцию. Притом создание таких объединений, как «Донптицевод», дает возможность сельхозпроизводителям выстраивать наиболее конструктивный диалог с сетями и значительно упростить условия вхождения их в сети. — Почему многим местным производителям сложно напрямую договориться о поставке продукции с предприятиями крупномасштабной торговли? — Скорее всего, причина этого кроется в слабо налаженной работе маркетинговой службы предприятия. А сегодня продвижением своего товара должны заниматься непосредственно сами производители. Желание местных производителей понятно: они не хотят видеть на прилавках магазинов продукцию из других регионов, но законодательных механизмов для ограничения доли ввозимой продукции не выработано. Сегодня благодаря направленности государственной политики на создание конкурентоспособной среды в сфере торговли наиболее конкурентную и прозрачную среду, на мой взгляд, удалось создать в розничной торговле, хотя и здесь есть определенные проблемы. Мы же как потребители заинтересованы в приобретении качественной и безопасной продукции по доступным ценам. — На определение качества и безопасности продукции и направлена областная программа «Защита прав потребителей». Каковы основные задачи программы и проблемы, выявленные в ходе ее реализации? — Одной из основных задач программы является стимулирование повышения качества продукции, товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке области. Для этого проводятся сравнительные исследования, независимые экспертизы различной продукции, но не с целью применения каких-либо карательных мер, а с целью доведения их результатов до потребителя и производителя. Наша задача — заставить производителя обратить внимание на качество выпускаемой продукции и принять соответствующие меры для предотвращения возможных несоответствий установленным нормативам. В свою очередь, при выявлении опасных товаров, кроме информирования производителей, предусмотрено и информирование контролирующих органов, в частности, Роспотребнадзора. Конечно, основанием для проведения проверок, результаты наших экспертиз — не являются, но в службе Роспотребнадзора могут использовать данную информацию при формировании плана проведения проверочных мероприятий. Что касается проблем, то здесь стоит отметить вопросы качества. Так, к примеру, в рамках проводимых исследований были выявлены моменты, связанные с недобросовестностью производителей птицеперерабатывающей промышленности, сбрасывающих некачественный товар по демпинговым ценам. Зачастую, претензии к качеству адресуются к производителям из других субъектов РФ, но здесь немаловажную роль играют и непосредственно поставщики. Если в процессе доставки продукции задействован не один поставщик, а целая цепочка, отследить на каком этапе продукция утратила свои качественные характеристики, не представляется возможным. Если говорить о продукции местных производителей, то у нее, несомненно, преимуществ больше даже потому, что товаропроводящая цепочка более короткая и продукция сохраняет заявленные свойства. Как правило, крупные торговые предприятия работают напрямую с производителями, вследствие чего рисков, как вы понимаете, в разы меньше. К тому же, проведение экспертиз направлено и на повышение правового уровня потребителя, который имеет не только права, но и определенные обязанности при приобретении товаров. Потребительская культура населения, к сожалению, пока ещё находится на пути становления. Рынок, особенно продовольственный, сейчас перенасыщен, и мы хотим приучить потребителя думать, прежде всего о том, какого качества товар им приобретается. — Какие еще мероприятия проводятся в этом направлении?
— Работает горячая линия: — Будут ли в следующем году проводиться подобные экспертизы? Перечень товаров уже определен? Каковы планы на ближайшее будущее? — Да, в следующем году в связи с увеличением объема финансирования планируется провести даже больше подобных экспертиз. В настоящее время идет формирование перечня продукции и услуг. Что касается ближайшего будущего, то 25 ноября 2010 года на одной деловой площадке с выставкой-конкурсом «Лучшие товары Дона» будет проведен ежегодный форум «Защита прав потребителей в Ростовской области». В числе приглашенных — главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко, представители государственных и бизнес-структур Ростовской области и субъектов РФ. В рамках форума будет организована работа «круглых столов» и секций по обеспечению прав потребителей в различных сферах деятельности: оказание бытовых услуг, защита прав потребителей, результаты независимых экспертиз, вопросы повышения качества и безопасности производимой продукции. Кроме того, участники форума смогут обменяться мнениями по решению социальных проблем, также планируется подвести итоги регионального рейтингового конкурса на лучшее освещение в СМИ вопросов защиты прав потребителей. С удовольствием приглашаем Всех желающих посетить данное мероприятие. Подробная Программа форума размещена на сайте www.zppdon.ru. |