Дмитрий Юрьевич Болдырев, директор ростовской торгово-промышленной фирмы «ТПФ-4», свои взгляды на современные социальные и экономические вопросы, проблемы развития малого и среднего бизнеса, на социальную ответственность всех участников экономических процессов не раз излагал корреспондентам «Парламентского вестника Дона». Его мысли, основанные на многолетнем управленческом опыте в сфере торговли (более 40 лет), отличаются ясностью и прямотой. В нашей беседе речь шла о том, что нужно сделать, чтобы развитие экономики вообще и торговли в частности шло успешно и было ориентировано прежде всего на интересы широких масс, а не чиновников и тех, кто стоит за ними, и чтобы от этого выигрывали все — и государство, и предприниматели, и население.
– Все это уже говорилось не раз, на самых разных уровнях, – сказал Юрий Дмитриевич в самом начале нашего интервью. – Потому хотелось бы, чтобы движение от слов к делу было более заметным. К сожалению, сейчас поводов для оптимизма немного.
Социальная справедливость
В самом начале нашей беседы Юрий Дмитриевич обратил внимание на то, что в современном обществе социальная справедливость – это, прежде всего, достойная заработная плата, гарантом которой выступает государство. К ней примыкает социально ориентированная, целесообразная и понятная всем система налогообложения. Сегодня же, по здравому размышлению, принципы налогообложения как в государственной, так и в коммерческой сферах зачастую далеки и от целесообразности, и от здравого смысла. Например, государство начисляет своим работникам заработную плату. Эти средства «спускаются» из центра на местный уровень, распределяются, а затем облагаются налогами, и налоги совершают «обратный путь» в казну.
– Создается такое впечатление, что кому-то важно устроить этот круговорот денег. Зачем это нужно, ведь на этом пути неизбежны дополнительные затраты, задержки, и потери. Почему не оптимизировать процесс? – недоумевает Юрий Дмитриевич.
В коммерческой сфере другие проблемы. Здесь хозяин платит столько, сколько посчитает необходимым. Но и тут далеко не все в порядке.
– Люди, которые работают в качестве наемных работников в сфере малого бизнеса, должны быть защищены государством, – убежден директор «ТПФ-4». – И, прежде всего, необходимо ввести в законодательном порядке минимально допустимую оплату труда для работников коммерческой сферы. И ее размер должен быть достойным. Если предприниматель не может платить нормальную зарплату людям – пусть работает лично! Кроме того, самого предпринимателя нужно обязать начислять себе зарплату и платить с нее все положенные налоги. Это обеспечит ему, прежде всего, социальную защищенность (пенсионные отчисления, страховку и т.п.) А также «финансово дисциплинирует» перед лицом своих же сотрудников. В настоящее время большинство предпринимателей вообще не платит себе зарплату, и это ведет к серьезным «перекосам» в социальной и финансовой сферах. Хотелось бы также, чтобы в отчетности показателем социальной защищенности была не средняя зарплата по отрасли, а ее минимальный размер.
Хотя в свете существующей системы налогов на фонд заработной платы стремление показывать минимальную зарплату, а остальное уводить в тень понятно. Непонятны причины такого высокого налогообложения фонда оплаты труда, как сейчас. По официальной версии, это сделано для того, чтобы компенсировать дефицит пенсионной системы. Не секрет, что для увеличения поступлений в казну за счет налогов, можно действовать в двух направлениях: прямым повышением размера налогов или расширением налогооблагаемой базы. У нас, по-видимому, пошли по первому пути, забыв о том, что такие меры дают лишь временный эффект, а потом зарплаты просто уводятся «в тень». Если до 1 января 2011 года налог составлял 14%, то теперь – 30%, то есть, налоговое бремя увеличилось более чем в два раза. Интересно отметить, что в советское время такой налог был минимальным, и этого хватало по одной простой причине: «на свету» работали все, и налог взимался с каждой зарплаты.
– Сейчас многие предприниматели, особенно мелкие, своих сотрудников снова «переводят в тень», – констатирует Юрий Дмитриевич. – И если для бюджетных организаций величина налога на зарплату не имеет значения, т.к. это деньги государства, то повышение налога на фонд оплаты труда государством, по сути дела, поставило крест на повышении зарплаты в малом бизнесе. А сегодня многие стараются в таких финансовых условиях хотя бы просто сохранить коллектив. Сейчас нелегко найти хорошие кадры, потому что торговля – работа не из легких, особенно трудно работать с нашим населением, у которого нервы уже давно на пределе. И люди нередко «срываются» именно на продавцов. А главный принцип – «покупатель – всегда прав», даже если он не прав. Поэтому его нужно успокоить, удовлетворить все его требования, иначе он уйдет к конкурентам.
Назад, в девяностые?
Юрий Болдырев обращает внимание на то, что при хронической нехватке опытных торговых кадров, имеющих необходимые документы и навыки работы в этой непростой сфере деятельности, вокруг безбрежное море ларьков, в которых работают люди не всегда оформленные. И уж в этой сфере говорить о качестве обслуживания и соблюдении элементарных правил организации торговли, гигиены и санитарии не приходится. При этом многие торгуют круглосуточно. И зачастую у продавца такой «точки» нет возможности ни помыть руки, ни сходить в туалет.
А ведь Минфин предложил ввести упрощенную систему налогообложения для предпринимателей, имеющих стационарные торговые объекты с площадью торгового зала не более 10 квадратных метров. К тому же всерьез рассматривается в проекте этого закона вопрос об «объектах организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 10 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания»!
– Получается – все эти годы уходили от «ларечной» системы, а теперь снова ее насаждаем? – задает вопрос Юрий Дмитриевич.– Хотя стационарные магазины работают на 50% своей мощности
Он убежден, что развивать малый бизнес нужно, не возвращаясь к стихийному «ларечному царству» образца девяностых, а предоставляя предпринимателю новые возможности в виде максимально упрощенных и прозрачных законов по налогам, контролю и т.д. А сейчас помощь по большей части выражается в предоставлении кредитов, которые начинающий предприниматель легко тратит, а потом, не имея возможности вернуть, объявляет себя банкротом.
Чем больше штрафов – тем выше эффективность
Сегодня эффективность работы контролирующих органов измеряется количеством выписанных штрафов. Чем больше нарушений выявлено и штрафов за них выписано – тем выше оцениваются эффективность и качество работы структуры или службы. Получается парадокс: чем хуже обстановка на подконтрольной территории – тем лучше. Как будто выписанный штраф означает автоматическое устранение нарушения! А ведь деятельность контролирующих и надзирающих органов, которые плодятся, как грибы, должна стремиться к обратному эффекту: снижению количества штрафов и предписаний, созданию максимально безопасных и комфортных условий для жизнедеятельности предприятий и их сотрудников и т.д. Сегодня же получается, что все заинтересованы, чтобы недостатков и нарушений было много и объем «финансовых наказаний» непрерывно возрастал. А страдает в конечном итоге – население.
Кроме того, необходимо помнить, что недостатки в работе предприятий подразделяются на три группы:
-
недоработки;
-
нарушения;
-
злоупотребления.
И их нельзя смешивать друг с другом. Недоработки всегда были, есть и будут, они устраняются в процессе деятельности, это нормальный процесс, в котором нечего искать злой умысел.
Нарушения бывают разные. Без некоторых нарушений зачастую невозможно получить нужный результат, и тут виноват не столько сам нарушитель, сколько несовершенная система законов и их прочтение. Например, качество товара. Есть поставщики, есть посредники, и не всегда удается найти общий язык в правильном оформлении документации и т.п. Понятно, что местным структурам легче проверять местных продавцов, чем контролировать производителей и поставщиков товара. Вот они, в основном, и проверяют магазины. А за что отвечает (и в состоянии реально ответить) магазин? За товарный вид реализуемого продукта, за соблюдение сроков реализации и условий его хранения. Качество – «запечатано», и продавцу, как говорится, «ни прибавить, ни убавить».
Злоупотребления – это прямые и сознательные нарушения закона, о них с удовольствием отчитываются проверяющие, много пишут в средствах массовой информации. Но ведь кроме того, что о них надо говорить – с ними нужно бороться, а главное – устранять причины их возникновения. В том числе – и законодательно вводя такую систему, которая сделает большинство злоупотреблений невозможными. Ведь каков результат тех же штрафов? Формирование почвы для коррупции. Создание ситуации, когда все равно кому платить – государству или чиновнику лично, лишь бы разрешили дальше работать. Поэтому наказывать нужно не только штрафами, а лишением права находиться на этой территории. Выявили злоупотребления – предупредите раз, другой, на третий – отказ в праве осуществления деятельности на территории, вон из района!
Ответственность
Разумеется, все это станет возможным лишь тогда, когда будет установлена личная ответственность руководителя за его деятельность. Ведь зачастую, рассказывая о нарушениях правил торговли, других негативных явлениях, имена руководителей не упоминаются. Пошумят по поводу – и забудут. Понятно, средства массовой информации не хотят зарабатывать на свою голову неприятности, может, даже судебные иски, но ведь есть контролирующие организации, которые имеют право и могут озвучить «имена героев» – вот пусть и огласят их в тех же СМИ.
– Я считаю, что нет неразрешимых проблем, любой вопрос решается, если все озабочены его решением, – убежден Юрий Болдырев. – Но для этого на всех уровнях должны хотеть, чтобы он решился, и стремиться к этому. Например, чтобы малый предприниматель исправно платил налоги, не уходя в «серые схемы», нужно создать ему не только «прозрачные», но и простые условия: чтобы налоги были посильные и их было немного – один или два, притом, их нужно привязывать к такому показателю, который нельзя спрятать. Ведь ту же вмененку вводили в отношении тех видов предпринимательской деятельности, на которые затруднено налоговое администрирование. А сейчас что – все стало ясно и легко? Я твердо уверен, что хватит экспериментировать с налогами, а в случае необходимости, осуществлять переход от одной налоговой системы к другой постепенно, предоставляя предпринимателю возможность самим выбирать наиболее подходящие формы и методы, терпеливо разъясняя плюсы и минусы одной системы перед другой.
Возвращаясь к теме ларьков, я могу твердо заявить: продукты питания не должны продаваться в ларьках, они должны реализоваться в стационарных магазинах с достаточной торговой площадью, а также всеми необходимыми условиями, оборудованием для доставки, хранения и реализации продуктов питания в соответствии с нормами и правилами.