[№3 (28) март 2012] Полномочия по развитию рынков нужно передать местной власти!Отшумели предвыборные баталии, Россия определилась со своим парламентом и Президентом, победил здравый смысл, и власть получила еще один кредит доверия народа. Но успокаиваться рано: целый ряд вопросов, отложенных на послевыборный период, вот-вот встанет в полный рост перед обеими ветвями власти, да и всем обществом. Многие законы, которые должны вступить в действие в 2012 году, представляют собой «мину замедленного действия» и нуждаются уже не в отсрочках и мораториях, а в капитальной переделке. Полномасштабный ввод в действие этих законодательных актов в их нынешней форме может повлечь за собой самые серьезные экономические и социальные последствия, поэтому обеим ветвям власти необходимо срочно обратить на них внимание и прислушаться к мнению специалистов, а также тех, кого эти законы непосредственно касаются. Один из таких законов — Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N Об «узких местах» этого документа, а также о проблемах рыночной торговли сегодня корреспондент «Парламентского вестника Дона» беседует с генеральным директором ЗАО «Центральный рынок» Юрием Муковозом. — Юрий Иванович, во-первых, разрешите присоединиться к поздравлениям по случаю Вашего юбилея, а также поздравить Вас с награждением Губернатором Ростовской области Василием Голубевым медалью «За доблестный труд на благо Донского края». — Спасибо. Для меня как для коренного ростовчана и патриота Донского края эта награда — одна из самых дорогих. Постараюсь и в дальнейшем делать все, что в моих силах, на благо родной земли и моих земляков-дончан. — Вы проработали в сфере торговли 42 года, обладаете богатейшим опытом, причем в разных экономических формациях. Какова Ваша оценка состояния рыночной торговли на сегодняшний день?
— Если говорить о нашем предприятии — оно стабильно работает и развивается. Однако в последнее время работать становится все труднее, и тому есть несколько причин. Особенно проблемным фактором является — В чем это заключается? — Формат рыночной торговли прежде всего подразумевает недорогое, доступное торговое место. А закон требует перевода всей торговли в крытые здания и сооружения, что существенно увеличивает стоимость торгового места. Ведь для того, чтобы построить отвечающее всем требованиям здание, необходимо затратить большие денежные средства на всех этапах процесса — начиная от изготовления проекно-сметной документации и заканчивая всем циклом строительных работ. Чтобы воплотить эти требования в жизнь, нужно прежде всего взять для этого деньги, чаще всего заемные, с соответствующей переплатой за кредит. Управляющая рынком компания, которая будет нести расходы, разумеется, переложит их на предпринимателей в виде повышения платы за аренду торговых мест, а те, в свою очередь, заложат ее стоимость в торговую наценку, то есть переложат на плечи покупателей. Добавьте сюда высокую ресурсоемкость такого вида торговли (затраты на воду, тепло, электроэнергию, водоотведение и пр.), и станет ясно, что арендная плата за такое «цивилизованное торговое место» в разы превысит цену за минимально оборудованное рыночное место. И цены на таких рынках вырастут соответственно. А ведь главное кредо рыночной торговли — качество продукции и доступные цены! — К чему же приведет такая политика? — Во-первых, к «вымиранию» небольших рынков в районах города. С учетом высоких затрат и низкой самоокупаемости, плюс с наличием административно-хозяйственных проблем (например, сложностей с врезкой в коммуникации, согласованием проектно-сметной документации в условиях густозаселенных городских районов и др.), предприниматели не захотят связываться с этим видом деятельности. Если раньше у нас в Ростовской области действовало 223 рынка, то сейчас — только 112. Особенно пострадают сельские рынки. Там и сейчас не всегда есть возможность оборудовать мало-мальски капитальные торговые площади, а уж на полномасштабное строительство торговых зданий и сооружений, положенных по закону, у них не хватит никаких средств. Большинство из них по-настоящему торгует только два-три дня в неделю, да и то не круглый год. Строить же рынки за счет местных муниципальных образований экономически нереально — у них в бюджетах таких денег просто нет. Внешним же инвесторам достаточно простого подсчета, чтобы убедиться, что вкладывать средства в сельские рынки не стоит — проще и выгоднее поставить закусочную или мастерскую на трассе. Во-вторых, такая политика приведет к резкому сокращению налогооблагаемой базы в результате массового закрытия рынков и ухода предпринимателей из этого сектора либо «в тень» (а незаконная торговля, как известно, порождает еще одну тяжелую социальную проблему — коррупцию!), либо в другие сферы деятельности. В-третьих, это приведет к росту цен на экологически чистую продукцию. В-четвертых, снизит качество самой продукции: предприниматели начнут всеми правдами и неправдами «растягивать» сроки реализации своей продукции. И если сегодня мы торгуем только самыми свежими яйцами, рыбой, «парным» мясом, молоком и молпродуктами, то в условиях «жесткой экономии» появятся замороженные и обработанные консервантами продукты и т. д. Тем более, что условия для длительного хранения и глубокой заморозки сегодня предоставляются. В-пятых, высвободится существенное количество рабочих рук, ранее занятых в этой сфере торговли, и они далеко не сразу смогут найти применение своим силам. Все это приведет к росту социальной напряженности, возрастанию нагрузки на социальные службы (службу занятости, например). Добавьте сюда упомянутое сокращение налогооблагаемой базы, и негативные последствия будут как на ладони. — Что можно сделать для предотвращения этих негативных последствий?
— Мы, участники рыночной торговли, объединенные по всей стране в ассоциации, ведем постоянную работу если не по отмене всего закона, то по крайней мере по пересмотру ряда его положений. Под нашим давлением еще на год был продлен срок вступления в силу отдельных статей, в частности, отложен перевод торговли в капитальные здания и сооружения до 1 января 2013 года. Объединившись с другими сообществами участников рыночной торговли из Краснодарского края, Башкирии, Татарстана и других, мы продолжаем выдвигать наши требования, разъяснять их широкой общественности и доводить их до высших эшелонов власти. В частности, наша Ассоциация потребовала внести изменение статью В начале октября 2012 года получен ответ из Департамента развития конкуренции Минпромторга за подписью М.П. Гороховой по результатам обращения к Председателю Правительства РФ: «...Минэкономразвития России предлагает предусмотреть право органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять целесообразность перевода розничных рынков из временных сооружений в капитальные здания на территории субъекта Российской Федерации». Местная власть, кстати, оказывает нам полную поддержку, потому что они видят, что этот закон не только не работает, но и влечет за собой негативные социальные последствия. Законодательное Собрание Ростовской области, а также Губернатор постоянно и активно поддерживают нас в этом вопросе. Ведь наши южные рынки — явление очень демократическое, специфическое. Конечно, там, где этого требуют нормы и правила, мы действуем неукоснительно: торговля мясом и мясопродуктами, как и молочными продуктами, осуществляется в крытых павильонах в строгом соответствии с санитарными нормами. Но овощи и фрукты на южном базаре должны продаваться на рядах, между которыми движется поток покупателей, имеющих возможность выбрать, поторговаться. Кстати, у нас уже построен шикарный павильон по немецкой технологии для торговли овощами и фруктами, оборудованный системами отопления и кондиционирования воздуха, но туда никого не загонишь — ни покупателей, ни продавцов! Причем, уровень оплаты за торговые места одинаковый. В сильные морозы многие продавцы просто ушли с рынка, а с первым теплом — вернулись. — А каковы настроения у людей? — По результатам социальных опросов, которые мы проводим регулярно, большинство тех, кто занят в рыночной торговле (реализаторы, предприниматели и др.) верят, что их интересы будут учтены. Например, предварительный опрос накануне президентских выборов показал, что более 60% голосов будут отданы Владимиру Владимировичу Путину. По результатам исследования общественного мнения среди потребителей, предпринимателей и арендаторов торговых мест, проведенного летом прошлого года, большинство респондентов считают, что закон принят в интересах крупных розничных сетей (47% респондентов), треть респондентов (30%) подчеркивает, что данный закон является следствием решения проблем с организацией рынков в Москве, а при его разработке не учтены интересы регионов. 74% респондентов не согласны с тезисом, что разработчики ФЗ № 271 преследовали цели перевода рыночной торговли в «цивилизованный формат». — Так закон сейчас уже исполняется? — Конечно. Выполняя требования Федерального закона № 271, без остановки деятельности предприятий, девять ростовских рынков (члены Ассоциации) инвестировали в строительство более 400 млн рублей (по данным на 01.01.2012). На подавляющем большинстве рынков еще до принятия закона были разработаны планы строительства. Реорганизация проводилась в соответствии с особенностями местности, экономической потребности в данном формате и финансовой возможности управляющей компании. За период, прошедший со времени принятия Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», количество розничных рынков в большинстве субъектов ЮФО значительно уменьшилось. В связи с проведением реконструкции и строительства капитальных объектов на розничных рынках продолжается сокращение торговых мест. Уже сейчас многие управляющие рынками компании не в состоянии выполнить требования Федерального закона к установленному сроку. Следовательно, после 1 января 2013 года часть рынков будет попросту закрыта. Работа по реконструкции рынков велась и ведется, однако требование полной капитализации строений рынка по своей сути ликвидирует рынки в их традиционном понимании. — Какие же выводы и предложения по сложившейся ситуации? — Управляющие компании на своем опыте убедились: требование постройки на месте рынков торговых центров явно опережает экономическую целесообразность и не является насущной необходимостью для населения. В мировой практике развитые страны жестко ограничивают деятельность сетевиков, а рынки не только не закрывают, наоборот — их стараются развивать и поддерживать. Причем, не только в провинции, но и в крупнейших столицах Европы и Америки. Они — залог сохранения и развития мелкого бизнеса, который составляет одну из важнейших основ экономики любой нормальной страны. Мы убеждены, что назрела неотложная необходимость законодательной инициативы о внесении поправки в ФЗ № 271 по передаче полномочий по развитию рынков субъектам РФ, разрешив местной власти и управляющим компаниям наряду с капитальными строениями использовать на рынках временные сооружения (киоски, павильоны), отвечающие санитарным и эстетическим требованиям и экономической целесообразности. |