[№2 (52) февраль 2014] «Безопасность – приоритет транспортного развития России»05.02.2014
Общеизвестно, что для нашей страны с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура – это поистине дорога в будущее, без всякого преувеличения. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития. Уже не говоря об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации. Депутат Государственной Думы РФ от Ростовской области, председатель комитета по транспорту Государственной Думы ЕВГЕНИЙ МОСКВИЧЕВ рассказал нам об изменениях, произошедших в этой сфере в прошедшем 2013 году и о перспективах развития. – Евгений Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о наиболее актуальных вопросах транспортной отрасли, которые рассматриваются в данный момент Государственной Думой. – На сегодняшний день транспорт России – это основное звено, которое дает рост экономике, внутриваловому продукту. 2013 год стал для нас знаменательным. Комитет по транспорту после встреч с избирателями сделал вывод о том, что необходимо дорабатывать закон о гражданской авиации, в частности вопрос доступности этого вида транспорта для малообеспеченных людей и пассажиров с ограниченными возможностями. Мы внесли поправки в закон для того, чтобы такие люди могли иметь равные условия с обычными гражданами при пользовании самолетом. (ФЗ РФ от 7 июня 2013 г. №124-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»). Вы наверняка помните, что в нашей стране был печальный случай, когда пассажир с ограниченными возможностями не смог попасть в самолет и не был обслужен. Именно поэтому мы доработали закон, и я думаю, что 10 миллионов граждан-инвалидов России скажут за это спасибо. Другим важным направлением работы комитета является усиление безопасности всех видов транспорта. На сегодняшний день мы приравняли транспорт к оружию по степени опасности. Автомобильный транспорт дает в год 28 тысяч погибших и около 260 тысяч раненых. Поэтому в 2013 году было принято два закона, направленных на решение данной проблемы. Первый закон позволяет прекратить самоподготовку по управлению автомобилем, перейти на подготовку исключительно в учебных заведениях и ограничить управление автомобилем иностранными гражданами. На коммерческой основе управлять автобусом, троллейбусом, трамваем или грузовым автомобилем могут только граждане России либо иностранцы, зарегистрировавшиеся на территории Российской Федерации, получившие права (водительское удостоверение) Российской Федерации. Это обеспечивает, в первую очередь, дисциплину и безопасность. Каждый год около 15 миллиардов пассажиров перевозятся наземным транспортом. В ноябре 2013 года данный закон вступил в силу (ФЗ РФ от 7 мая 2013 г. №92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). Теперь иностранные граждане обязаны зарегистрироваться, сдать теорию правил дорожного движения, принятых в Российской Федерации. Этот Федеральный закон направлен на усиление безопасности движения, касается необходимости получения водительского удостоверения для управления скутером, мопедом. Популярность данного вида транспорта в нашей стране растет. Мы приняли решение о необходимости достижения 16 летнего возраста и наличия водительского удостоверения для управления мопедом. Эта мера поможет воспитать ответственное поведение гражданина на дорогах. Также значимым достижением 2013 года стало то, что мы упорядочили процедуру прохождения медицинского освидетельствования водителями и кандидатами. Теперь медицинское освидетельствование нужно проходить раз в десять лет, при этом никакие справки с собой возить не нужно. Водители, которые работают по найму и перевозят пассажиров, будут проходить медицинский осмотр раз в два года. Все эти меры направлены на уменьшение дорожно-транспортных происшествий, а также прохождение нарколога, психолога только в государственных учреждениях. В наступившем году Государственная Дума будет рассматривать законопроект о наземном пассажирском транспорте. Эта работа была начата еще в 2007 году. Комитет по транспорту рассмотрел все замечания и предложения субъектов России. Этот закон позволит органам субъектов РФ, которые отвечают за транспортное обслуживание населения в городах и поселках, принимать свои законы и определить, сколько подвижного состава в субъектах должно быть государственного, муниципального и частного транспорта. Думаю, что после принятия данного закона частный бизнес будет лучше понимать правила игры. Это облегчит бюджеты субъектов России и позволит сдерживать рост цен на билеты. Самый больной вопрос на сегодняшний день – это автомобильные дороги. При комитете по транспорту для решения этого вопроса был создан Координационный совет по оптимизации внешнеторговых грузопотоков, собравший экспертов со всей России. Было принято решение, что с 2014 года все федеральные автомобильные дороги в России должны стопроцентно содержаться по нормативу. Тот дорожный фонд, который появился два года назад, принес положительный результат. Средства, полученные от акциза горюче-смазочных материалов, позволяют на сегодняшний день содержать дороги. Очень важным является освещение дорог, пешеходных переходов и дорожек. Именно на это, в первую очередь, должны направлять средства муниципалитеты. При этом мы считаем, что электроэнергия, затрачиваемая для этих целей, должна быть намного дешевле, потому что используется для безопасности дорожного движения. А на сегодняшний день муниципальные образования платят за 1 КВт/ч электроэнергии столько же, сколько и коммерческие предприятия. В 2014 году комитет по транспорту будет поднимать этот вопрос. Сегодня нас беспокоит, что улично-дорожная сеть в городах развивается отдельно от автомобильной. В субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях должна появиться комплексная транспортная система. Проект градостроительного развития региона должен включать в себя не только дома и школы, но и дорожную сеть. Изначально нужно решать вопрос о необходимом виде транспорта и его количестве. У нас порой построят 5-6 домов, а потом только задумываются, как обеспечить жителей пассажирским транспортом. – Сегодня очень многих волнует вопрос – не станут ли в России со временем платными все дороги… – Находясь в Ростовской области, я слышал разговоры о том, что в некоторых районах большие грузовые автомобили стали обходить платные дороги через поселок, что ухудшает экологию. Этот вопрос в ближайшее время будет нами рассмотрен. Есть несколько вариантов разрешения данной ситуации: либо за счет снижения стоимости проезда по платной дороге, либо за счет строительства дополнительного обхода трассы. В комитете по транспорту есть четкое представление о том, что в России не более 2-3 процентов от общей протяженности дорог должны составлять платные дороги. Ни в коем случае все дороги в нашей стране не будут платными. Платные дороги в первую очередь создают свободные коридоры для коммерческого транспорта, что позволяет быстро доставлять груз из одной точки в другую. – Евгений Сергеевич, какие вопросы сейчас наиболее актуальны в сфере железнодорожного транспорта? – Мы понимаем, что это самый основной, стратегический вид транспорта в нашей стране. С 2003 года эта отрасль проходит реформирование. Устав и закон о железнодорожном транспорте нуждается в переработке. Совместно с Министерством транспорта, Правительством Российской Федерации были разработаны поправки, которые повышают простоту и прозрачность реформирования железной дороги. Мы понимаем, что груженые и пустые вагоны не должны простаивать. Сегодня частный бизнес работает уже на железной дороге. Поэтому для более эффективного использования подвижного состава вагонов мы внесли поправки, которые будут работать на уменьшение себестоимости перевозки грузов. Думаю, что 2014 год отразит результат проделанной работы в увеличении объемов перевозок. – В сфере речного и морского транспорта нам стоит ждать перемен? – Государственная Дума Российской Федерации долгое время искала ответ на вопрос: как сделать речной транспорт более безопасным и разделить технологическую и транспортную безопасность. Нами разработан и принят Федеральный закон, где технологическая безопасность является обязанностью перевозчика, а все остальное контролирует субъект Российской Федерации. Создана администрация речных и морских бассейнов, которая будет отвечать за пассажира с момента приобретения им билета до вхождения на судно. А уже на самом судне за всю технологическую безопасность перевозки будет отвечать его владелец. Количество пассажирских перевозок в речном бассейне, на мой взгляд, будет с каждым годом расти. Что касается морского транспорта, следует отметить, что в 2012 году был принят закон о Северном морском пути (ФЗ РФ от 28.07.2012 №132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути»). На мой взгляд, это стало весьма успешным, своевременным решением. Очень важным на сегодняшний день является вопрос внешнеэкономической деятельности, технологический процесс доставки груза, экспорта и импорта. Груз, который доставляется железнодорожным и морским транспортом в нашу страну, не должен по 3-5 суток находиться в порту. Он должен быстро переправляться любым видом транспорта в пункт назначения. Если законом или правилами предусмотрено, что порт должен принимать в сутки 500-800 вагонов, то никакие причины, кроме климатических, не должны нарушать этот процесс. – В последнее время нашу страну всколыхнула волна неприятных происшествий на борту самолетов с участием пьяных пассажиров. Как в Государственной Думе планируют бороться с данной проблемой? – Конечно, эта ситуация нас не устраивает. На сегодняшний день есть несколько законопроектов по этому вопросу. Комитет по транспорту Государственной Думы РФ считает, что спиртное, приобретенное в зоне беспошлинной торговли (duty free), должно быть сдано в багажное отделение самолета сотрудниками магазина. Такая практика применяется в некоторых странах Европы и США. Но главным в этом вопросе, безусловно, остается воспитание граждан. Граждане должны понимать, что в любом транспорте нужно вести себя согласно правилам перевозки пассажиров. Депутатский корпус, органы исполнительной власти на местах, Министерство транспорта должны большое внимание уделять профилактической работе по вопросам поведения пассажиров на воздушном судне. Помимо этого, очень многое зависит и от поведения сотрудников аэропорта. Все они должны строго выполнять должностные инструкции. – На чем будет акцентировать внимание комитет по транспорту Государственный Думы в 2014 году? – Безусловно, мы должны принять закон о наземном пассажирском транспорте. Кроме этого, в нашей стране до сих пор нет закона о грузовых автомобильных перевозках. Это позор. Грузовые автомобильные перевозки должны лицензироваться и регламентироваться отдельным законом. Также мы будем продолжать работать над законом о транзите, который должен быть привлекателен для иностранного бизнеса, работающего на территории России. У наших морских портов есть огромный потенциал развития в данном направлении, что благоприятно отразится на доходах страны. К примеру, бюджет Финляндии на 45-50 процентов состоит из средств, получаемых от транзитных перевозок. – Для Ростовской области чемпионат мира по футболу 2018 года станет очень важным событием и, конечно, проверкой, в том числе и сферы транспорта. На ваш взгляд, должны ли произойти изменения в транспортной сети в связи с этим событием? – Ростовской области действительно повезло, что событие такого масштаба пройдет на ее территории. Губернатор области и его команда смогли убедить Правительство и комиссию и доказать, что чемпионат должен проходить в Ростове-на-Дону. Строительство нового стадиона на левом берегу реки Дон станет мощным толчком к развитию транспортной инфраструктуры Ростовской области. Когда Казань, к примеру, готовилась к тысячелетию и универсиаде, объем производства вырос до 15 процентов и сохраняется до сих пор. Появление нового стадиона оправдает те усилия, которые будут приложены для его строительства. В городе, помимо стадиона, появится целый спортивный комплекс, что повлечет за собой строительство новых дорог, моста и так далее. Для улучшения активизации предпринимательской деятельности, сохранности и сокращения времени доставки грузов в планах строительства и реконструкции в Ростовской области стоит реконструкция автодороги М-4 «Дон» (участок км 1024 – км 1091). В этот промежуток дороги попадает участок, который будет проходить в обход г. Аксай. Это будет дорога первой категории протяженностью чуть более 62 км. Расчетная скорость будет составлять 130-150 км/час. В настоящее время данный участок проходит через г. Аксай, работает в режиме перегрузки, близкой к критической пропускной способности, с продолжительными заторами. В результате экологическая обстановка крайне неблагоприятная. Когда этот участок будет реконструирован, федеральная дорога М-4 «Дон» практически будет соответствовать международным стандартам, а это значит повысится безопасность на дорогах, как следствие снизятся ДТП и вырастет скорость доставки грузов. Новый аэропорт также очень необходим городу. Пассажирам из Ростовской области не придется лишний раз лететь в Москву, чтобы попасть в другие страны, многие рейсы станут прямыми. Нынешний аэровокзал находится в черте города, поэтому не имеет перспективы развития и доставляет неудобства жителям. По генеральному плану строительства рядом с аэропортом будут почта России, таможенные и грузовые терминалы. Это увеличит количество перевозок, проходящих через Ростов. Очень важным в этом отношении является близость Ростовской области и Украины. С появлением нового аэропорта будет расширяться дорога в направлении Таганрога, начнут активнее развиваться Ростовский и Таганрогский порт. Если говорить о более долгосрочной перспективе развития транспорта в Ростове, я как депутат от Ростовской области считаю, что администрация города и Губернатор должны еще раз рассмотреть вопрос о строительстве метрополитена. Я полагаю, что метрополитен в Ростове нужен. Как бы ни было тяжело получить средства из федерального бюджета, город нуждается в появлении нового вида транспорта, и этим стоит заняться вплотную. Комитет по транспорту Государственной Думы, в свою очередь, будет оказывать ростовскому Правительству необходимую поддержку в решении этого вопроса. |